Еще два-три года назад в зарубежных публикациях прозвучал тезис о том, что присутствие человека в социальных сетях является одним из обязательных требований в случае его трудоустройства, особенно если речь идет о достаточно ответственной, квалифицированной и инициативной должности. Правда, тут нужно уточнить — в первую очередь имелось в виду домашняя страница соискателя с персональной информацией о своей деловой, да и личной тоже, жизни, причем, возможно, даже с комментариями со стороны. Такое публичное резюме является намного достовернее и полнее, чем частный рассказ о себе на бумаге. Разумеется, крайне важными являются сведения о круге друзей (“скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”), стиль и содержание общения и публикаций, и даже подборка фотографий. Отметим, что такой стиль жизни “за стеклом” не является современным изобретением: еще со средних веков в ряде стран Западной Европы существует традиция жить в домах без занавесок на окнах.

Разумеется, такая “открытость души” не каждому человеку по вкусу, но в какой-то момент она становиться обязательным общественным требованием. Так, отсутствие человека (соискателя на должность и потенциального партнера) в социальных сетях или явно неполная информация о себе вызывает если и не отрицательное, то по крайней мере настораживающее отношение к нему. Значит, ему есть, что скрывать…

Такой “западный” поход к изучению потенциальных контрагентов был до недавнего времени в диковинку для нашей страны, но сейчас он и у нас применяется все чаще. Это подтверждается, в частности, результатами, полученными исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru в феврале этого года в ходе опроса более 1000 представителей российских предприятий и организаций из всех округов нашей страны.

Из этих данных следует, что в последнее время работодатели всё более активно используют социальные сети для подбора сотрудников и проверки их личных данных. Хотя пока количество компаний, не использующих подобные сайты в целях рекрутмента, всё же превышает количество тех, кто применяет этот современный инструмент. Тем не менее, авторы исследования отмечают, что интерес к социальным сетям не спадает уже несколько лет. К тому же из разряда развлекательных многие из подобных сайтов переходят в разряд профессиональных — теперь с их помощью не только ищут одноклассников и друзей, заводят знакомства, выкладывают фотографии и видео, но и успешно решают профессиональные задачи, в том числе касающиеся подбора сотрудников.

На сегодняшний день для поиска кандидатов соцсети используют 19% отечественных компаний. Ещё 11% организаций не только ищут, но и проверяют потенциальных сотрудников с помощью социальных интернет-сервисов. По словам представителей этих компаний, личная страничка в соцсети может многое поведать о жизни человека, его интересах и моральных принципах: “Наши вакансии предполагают работу с людьми, поэтому нам важно понимать, кого мы принимаем в коллектив”, “Да, мы активно используем соцсети и для поиска, и для получения дополнительной информации о кандидатах”. Исключительно для проверки данных соискателей соцсети используют 12% компаний. “В частности, используем сеть “ВКонтакте”, “Иногда, когда чувствуем, что в этом есть необходимость"; “Считаю, что в этом нет ничего предосудительного”, — комментируют респонденты.

И всё же более половины HR-менеджеров (58%) остаются равнодушными к использованию соцсетей в целях проверки и поиска персонала. Свою позицию они в первую очередь объясняют нехваткой времени: “Если искать информацию обо всех соискателях в соцсетях, то не хватит рабочего дня. А если ещё и судить обо всех по фотографиям в этих сетях, то почти никто не подойдёт”, “Это затратно по времени”. В ряде компаний соцсети и вовсе находятся под запретом, поэтому их использование даже в интересах бизнеса невозможно: “Все социальные сети заблокированы. Объяснять руководству, что они нужны для работы, бесполезно”. Но все же можно легко прогнозировать, что доля тех, кто использует социальные сети для подбора персонала, будет расти.

Версия для печати