На днях я обедал со своим приятелем, который работает в должности CIO крупной организации в сфере биофармации. Поскольку мы обменивались мнениями о будущем ИТ, я спросил, что он думает о нынешних днях, точнее, что его тревожит, когда ему не спится.

“Я начинаю задумываться, сохранит ли CIO в будущем свою нынешнюю роль, — ответил он. — Похоже, она будет сильно отличаться от того, что мы имеет сегодня”.

Я согласился, а в процессе дальнейшего разговора мы для себя уяснили несколько моментов. Во-первых, роли CIO и ИТ-подразделения как целого сохранятся. Просто стратегически использование ИТ слишком важно, однако работа ИТ-организации и ее лидеров, видимо, резко изменится. Главное в этих переменах касается сущности ИТ-руководства. Оно больше не будет исходить только от верхнего эшелона управленцев. Оно будет исходить от всех. В будущем каждый из нас сможет стать соучастником управления ИТ-организацией.

Подытожив разговор, мы согласились на том, что новый ИТ-лидер, т. е. практически все мы, будет призван исполнять четыре главные роли. Начав накапливать знания и опыт в этих областях, вы со временем, по мере эволюции ИТ-организаций, станете очень ценной фигурой.

Роль 1. Дозорный за трендами

Одна из причин сохранения значимости самой ИТ-службы и ИТ-лидеров — ускоряющиеся темпы развития технологий. Все это отслеживать и осмысливать членам руководства и менеджерам компаний невозможно. Новый ИТ-лидер будет призван постоянно сканировать горизонт в поисках как зарождающихся технологий, так и зарождающихся угроз. Вам в равной мере предстоит быть знатоком конъюнктуры и риск-менеджером. С другой стороны, вам потребуется просеивать нескончаемый поток технологических новшеств, определяя, что может пригодиться вашей организации для получения индивидуальных рыночных преимуществ. В ряде случаев новые технологии будет выгодно соединить с бизнес-практикой либо другими технологиями для создания перспективных инноваций (см. роль 4). В других ситуациях они смогут дать самое большие временные преимущества, и тогда будет критичен темп внедрения. Ключевую роль в любом варианте сыграет умение находить “неотшлифованные алмазы” и правильно объединять новые технологии в целях создания рыночных выгод для своей организации.

Одновременно новому ИТ-лидеру предстоит выявлять среди того же обновляющегося ландшафта нарождающиеся риски. Не появляются ли технологии, грозящие подорвать существующие рыночные позиции компании? Не внедряют ли конкуренты такие инновации, на которые надо спешно отреагировать? В идеале ИТ-лидер должен уметь действовать в роли стратегического дозорного за трендами, находящего и риски, и новые возможности среди потока технологических новшеств. ИТ-лидеры, хорошо справляющиеся с этой ролью, будут крайне ценны.

Роль 2. Переговорщик

В ходе продолжающихся перемен можно ожидать, что до 80% ИТ-ресурсов переселится за пределы корпоративных офисов. Когда это произойдет, проявится вторая критическая роль нового ИТ-лидера. ИТ-организации уже не смогут запросто доверяться условиям контрактов, исходящим от технологических провайдеров. Потребуется тонкое искусство согласования огромного разнообразия взглядов и интересов сервис-провайдеров, пользователей и внутренних ИТ-служб для создания сложных ИТ-экосистем, отвечающих требованиям современной эпохи.

Поэтому новому ИТ-лидеру предстоит стать опытным посредником в переговорах. От него потребуется умение сбалансировать великое множество конфликтующих приоритетов и технологических запросов. Именно ИТ-лидеры должны гарантировать, что противоречивые требования будут уравновешены в стратегических интересах всей организации. Этот тип посредничества не означает погони за самыми выгодными ценами или выбивания у провайдеров максимальных скидок. Его цель иная, она будет состоять в конструировании взаимосвязанных и взаимовыгодных отношений.

Кроме того, эти взаимоотношения не будут статическими. С самого момента своего установления им предстоит меняться. Поэтому новый ИТ-лидер должен быть и опытным медиатором. Он должен постоянно находиться в промежутке различных частей экосистемы, обеспечивая постоянное развитие и гармонизацию взаимосвязей. Решать такую задачу непросто, но это будет жизненно важная роль.

Роль 3. Агрегатор разрозненной информации

Один из побочных эффектов использования сервисов через такие ИТ-экосистемы состоит в том, что ключевые элементы важных для предприятия данных будут находиться в разных местах за пределами организации. Хотя при этом могут выполняться нужные функции с использованием конкретных приложений, предприятие может потерять из виду множество изолированных островков данных, разбросанных по разным сервисам. Это будет создавать огромный риск, что жизненно важная информация, которая должна рождаться на переплетении разнокалиберных данных, будет утеряна.

Отсюда проистекает третья ключевая роль нового ИТ-лидера — роль агрегатора разрозненной информации. Лидер ИТ-команды нового поколения будет специалистом, умеющим выявлять ключевые элементы данных и обеспечивать их сложное и динамическое взаимное переплетение для стратегических и конкурентных выгод организации. Чтобы преуспеть в этой роли, вы должны, применяя упоминавшееся выше искусство переговорщика, выстраивать глубинные взаимосвязи и детально разбираться в бизнес-процессах, использующих данные организации. Ваш успех или провал в деле собирания нужных элементов данных и сплетения их в мозаику осмысленной и практически реализуемой информации с большой вероятностью отразится на конечных успехах или неудачах всей организации.

Роль 4: Рационализатор бизнес-процессов

Завершающая роль нового ИТ-лидера, пожалуй, самая трудная и важная. Технологии станут одним из немногих источников обновления и роста, которые станут драйверами конкурентных выгод. Однако ясно, что технологические инновации будут рождаться не в стенах предприятия. Их будут продвигать технологические компании, но это не значит, что ИТ-организация останется в стороне от инновационного бизнеса. Как раз нет, и на плечи новых ИТ-лидеров ляжет задача создания на основе уже работающих и новых технологий новаторских бизнес-процессов.

Чтобы разглядеть перспективные возможности, когда другие замечают лишь будни бизнеса, потребуется немалая квалификация, а также умение проникать в суть вещей. Используя свои навыки, включая умение эффективно отслеживать тренды, быть переговорщиком и агрегатором информации, вы сможете создавать конкретные комбинации технологий с бизнес-процессами, которые станут отличительными чертами вашей организации. Новому ИТ-лидеру очень важно активно себя проявлять в этой роли. Ваша способность видеть организацию насквозь в сочетании с пониманием старых и новых технологий сделает вас ценным человеком для любой организации.

Вживаясь в новую роль

При переходе к новой эре в деятельности ИТ-служб ваша роль как ИТ-лидера будет меняться. Вы по-прежнему будете сосредоточены на технологии, но не обязательно на ее технических аспектах. Вашему успеху будут способствовать бизнес-проницательность и искусство межличностных отношений. Ключевое влияние окажет ваша способность понимать и ассимилировать технологии. Но вы сможете стать заметной фигурой, только научившись понимать проблемы и возможности бизнеса и выстраивать глубокие межфункциональные связи.

Наступают новые времена. Пожалуй, трудно осознать и принять, что приобретенное нами чисто техническое мастерство может стать причиной наших бед. Но для тех новых ИТ-лидеров, которые поймут, что обстановка меняется, и смогут адаптироваться к нуждам нового окружающего мира, наступит захватывающая пора. Это будет время, когда мы сможем играть жизненно важную роль в своей организации и в полной мере оправдывать надежды, которые всегда связывались с ИТ.

Версия для печати