Не секрет, что тенденцией последнего времени в QA (Quality Assurance, обеспечение качества) является аутсорсинг тестирования, а уход многих тестировщиков во фриланс только усиливает этот тренд. Постараемся разобраться, какими преимуществами обладает аутсорсинг QA в специализированных компаниях, предоставляющиx такие сервисы, по сравнению с привлечением специалистов-фрилансеров и есть ли свои «выгоды» у индивидуалов.

Итак, что же такое аутсорсинг в целом?

Аутсорсинг — это передача организацией определенной работы или ее части третьей стороне (компании, команде, человеку), которая специализируется в указанной сфере услуг. Это один из распространенных инструментов в сфере привлечения кадров, в переводе с английского — «использование внешнего ресурса».

Обычно основными причинами использования аутсорсинга являются следующие:

а) отсутствие инфраструктуры;

б) отсутствие компетенций, знаний или опыта у команды заказчика;

в) недостаток необходимого количества специалистов для выполнения проектов;

г) сокращение издержек на выполнение и поддержание определенных бизнес-процессов.

Преимущества QA-аутсорсинга независимой компанией:

1. Минимизация рисков. При передаче QA-активностей в аутсорсинговую компанию заказчик минимизирует большинство рисков, о которых велась речь выше. При обращении в такую компанию, предоставляющую услуги QA, заключается соответствующий договор. В соответствии с условиями договора у заказчика и QA-компании формируются четкие представления об ответственности, прописываются сроки, определяется бюджет. В рамках договора зачастую обговариваются возможные риски и их обеспечение.

2. Финансовые гарантии. В договоре обязательно прописываются возможные штрафные санкции с обеих сторон для случаев невыполнения пунктов договора, количественных и качественных показателей. Как результат, стороны заинтересованы выполнить их в полном объеме. В зависимости от специфики проекта могут быть оговорены и задокументированы дополнительные виды финансовых гарантий: компенсация недополученной прибыли, бесплатное выполнение определенных работ в случае ненадлежащего качества и т. д.

3. Конкурсная основа отбора. Поиск фрилансеров может осуществляться на специализированных площадках по рейтингу, отзывам, онлайн-конкурсам и пр. Но на качественно ином уровне обстоит дело с привлечением QA-компаний. Сформировав конкурс запросами в несколько компаний, заказчик зачастую бесплатно получает оценку всех необходимых работ и, вполне вероятно, календарный план работ от участников тендера. Таким образом, можно наиболее обоснованно выбрать компанию-тестировщика и получить анализ проекта сторонними специалистами ещё до его начала.

4. Подтвержденный опыт. Здесь стоит выделить возможность воспользоваться обширным подтвержденным опытом аутсорсинговых QA-компаний. Этой информацией, начиная от общего рейтинга аутсорсера и заканчивая накопленными от предыдущих заказчиков отзывами, вполне можно воспользоваться и при выборе компании для сотрудничества.

5. Квалификация. Многие апеллируют к высокой эффективности привлечения QA-фрилансеров тем, что с каждым членом команды тестировщиков можно провести собеседование, принимать решение на основе резюме. Это дает уверенность в отборе квалифицированных специалистов. Довольно давно такая практика применяется и при формировании команды на стороне аутсорсинговой QA-компании. В частности, по желанию заказчика могут быть проведены и собеседования, и выбор членов команды на основании резюме, квалификации, опыта работы и т. д.

6. Слаженная команда. Разработка сложных систем, которые состоят из большого количества решений, интеграций, требующая выполнения обширного перечня задач и проведения различных видов тестирования, вызывает необходимость аутсорсинга профессиональной сработанной командой специалистов. Этого сложно добиться с индивидуальными фрилансерами, географически удаленными друг от друга. В этом случае разумным будет предупреждение рисков, т. е. приоритет специализирующимся на аутсорсинге компаниям, предоставляющими услуги на профессиональном уровне. Один из актуальных на сегодняшний день заказчиков подобных проектов — телекоммуникационные компании.

Выгоды привлечению фрилансеров:

1. Привлечение QA-фрилансеров для молодых и развивающихся компаний поможет сэкономить бюджет, не потребует лишних расходов на оплату услуг аутсорсинга независимой компанией или содержание независимой QA-команды. Это положительно скажется на качестве и рентабельности (стоимости технологичного продукта) и т. д.

2. Аутсорсинг QA-активностей специалистами-фрилансерами применим для небольших заказов, относительно быстрореализуемых проектов, которые не требуют больших проектных команд. Отличный пример — стартапы. Вероятно, стартап — наиболее релевантный способ организации аутсорсинга задач (и не только в QA) индивидуальным специалистам-фрилансерам.

3. Актуальным для привлечения фрилансеров можно назвать и аутсорсинг задач, нетипичных для сферы основного бизнеса. В таких случаях применимы оба озвученных типа аутсорсинга. Выбор стоит делать исходя из степени сложности реализуемого решения и размера команды.

4. Специфика привлечения фрилансеров позволяет отойти от традиционных схем поиска персонала, здесь открывается более широкий диапазон возможностей при низких затратах на поиск и адаптацию.

5. Тестирование продукта может быть необходимо заказчику лишь на одном-двух этапах реализации крупных проектов или иметь периодический характер. В таком случае решение воспользоваться услугами фрилансеров выглядит обоснованным.

Отдельно хотелось бы выделить государственных заказчиков ИТ-услуг. В большинстве случаев такие проекты требуют поддержания стандартов и подготовки специальной документации. В тоже время, бюджет таких проектов строго зафиксирован, что требует строго контроля вкупе с точным выполнением условий договора. Важным аспектом здесь является подтверждения критериев качества продукта. Реализация такого проекта командой фрилансеров почти невозможна. Как минимум, это потребует траты огромного ресурса заказчика на менеджмент. Здесь вновь обоснованным решением является проведение конкурса и поиск профессиональных аутсорсинговых QA-компаний, которые готовы обеспечить необходимое качество в рамках заранее определенного бюджета.

В заключение надо отметить, что при выборе — QA-компания или фрилансеры, важно понимать, насколько большая команда потребуется. Чем больше размер команды, тем более взвешенным решением является обращение к независимым QA-компаниям. Именно поэтому основными потребителями QA-услуг фрилансеров является малый ИТ-бизнес, который таким образом безусловно сокращает свои издержки и поддерживает конкуренцию с «акулами бизнеса» в лице ИТ-компаний, располагающих 100-1000 сотрудников. В свою очередь, крупные заказчики реализуют долгосрочные амбициозные проекты с привлечения сервиса QA от независимых компаний со сформировавшимися известными брендами на рынке.

Автор статьи — QA-инженер компании «Технологии качества» (бренд A1QA).


Версия для печати