ИТ переживают период исторических «кардинальных изменений». Таков предварительный результат 35-го ежегодного исследования тенденций развития ИТ, которое было представлено Обществом по управлению информацией (The Society for Information Management, SIM). В общем виде результаты исследования касаются изменения роли ИТ-подразделений и их руководителей, ИТ-бюджетов и основных направлений инвестиций, структуры затрат времени CIO, приоритетов организаций и ИТ-лидеров.

Проведенный SIM анализ тенденций в ИТ основывается на результатах опроса 1002 ИТ-менеджеров и ИТ-руководителей из 717 организаций. Из опрошенных 451 человек занимал должность CIO. Средний годовой доход организаций составляет 5,6 млрд. долл., а средний ИТ-бюджет — 288 млн. долл.

«Бизнес меняется, ИТ-отделы меняются, и технологии меняются тоже», — заявил Леон Каппельман, один из ведущих авторов исследования. Он указал также на невиданную скорость изменений в ИТ, бизнесе и обществе.

Другая важнейшая тенденция, выявленная в ходе исследования, — это оптимизация предприятия, сказал Каппельман, который является также профессором информационных систем в университете Северного Техаса. «ИТ-подразделения не концентрируют усилия на сокращении затрат, как делали прежде», — заметил он; вместо этого сегодня они сосредоточивают внимание на своей полезности для бизнеса.

ИТ-подразделения и их руководители все больше ориентируются на ведение бизнеса. Для продвижения по службе хорошим CIO будут необходимы человеческие качества, а не технические знания.

Основные предварительные результаты исследования таковы.

ИТ-подразделения уделяют больше внимания бизнесу и меньше внутренним сервисам

Концепция использования ИТ на предприятии находится в процессе пересмотра. Сегодня для многих организаций ИТ означают не столько предоставление внутренних сервисов, сколько стимулирование бизнеса и участие в формировании его стратегии, отметил Каппельман, ссылаясь на результаты исследования.

По его словам, первые четыре из десяти главных для CIO показателей эффективности труда (полезность ИТ для бизнеса, вклад ИТ в разработку стратегии, удовлетворенность пользователей и новые инновационные идеи) ориентированы на бизнес, а не на ИТ. Показатели с пятого по седьмой ориентированы на ИТ (доступность, сроки осуществления проектов и управление затратами на ИТ), но остальные из десяти главных показателей вновь относятся к бизнесу (повышение производительности труда, управление снижением издержек бизнеса и рост дохода). В итоге семь из десяти главных для CIO показателей эффективности труда касаются бизнеса, а не ИТ.

Расходы на ИТ растут, и выигрывают от этого облака

ИТ-бюджеты опрошенных компаний увеличиваются четвертый год подряд. В 2014 г. доля выделенного на ИТ дохода достигла 5,14%, слегка увеличившись по сравнению с 4,95% в прошлом году.

Пятью основными статьями расходов являются аналитика и бизнес-интеллект, инфраструктура ЦОДов, планирование ресурсов предприятий, разработка прикладного ПО и облачные вычисления.

Размер средств, выделяемых на облачные вычисления и ЦОДы огромен, сказал Каппельман. «Сегодня из общей суммы затрат на ИТ в опрошенных компаниях 10% расходов приходится на облака, и эта доля продолжает расти», — подчеркнул он.

Главные навыки руководителя — навыки общения

Когда респондентов попросили назвать десять главных для успеха CIO навыков, большинство указали в качестве самых важных человеческие качества, а не технические знания. Обратите внимание, что «владение эмоциями» занимает в приводимом ниже списке седьмое место.

Десять главных для успеха CIO навыков:

• лидерство (35%);

• управление людьми (30%);

• стратегическое планирование (24%);

• принятие решений (24%);

• устное общение (21%);

• сотрудничество (21%);

• владение эмоциями (16%);

• честность (16%);

• бизнес-анализ (12%);

• управление изменениями (12%).

Эти навыки относятся к лидерству и управлению, подчеркнул Каппельман. Ни один из них не является техническим.

Специалисты по ИТ приходят и уходят

В попытке удержать своих ИТ-специалистов CIO второй год подряд увеличивают расходы на тренинг и обучение сотрудников. В 2014 г. их доля в бюджете слегка увеличилась — до 4,99% по сравнению с 4,68% в 2013-м. Эти затраты являются оправданными ввиду очень высокой текучести кадров в области ИТ, сказал Каппельман. Он сообщил, что в 2014 г. показатель текучести кадров среди респондентов составил 8,97%, что значительно выше среднего показателя за десять лет (6,26%). У самих CIO в целом слегка вырос срок пребывания в одной должности — с 5,20 года в 2013-м до 5,41 года в 2014-м.

Готовьтесь к завтрашним хлопотам

Заглядывая в будущее, и Брайан П. Уотсон, один из авторов книги «Признания успешного CIO: как лучшие ИТ-лидеры справляются с самыми сложными проблемами своего бизнеса», и Каппельман согласны, что в ближайшем будущем единственно неизменным для CIO и ИТ-подразделений станет ускоренное развитие ну практически всего.

«Мы видим возросшую скорость изменений в ИТ не только в смысле появления новых типов технологии, но и в смысле продолжительности циклов и того, насколько быстро можно что-то сделать, — сказал Уотсон. — Сегодня ИТ-проекты должны завершаться за три месяца, а не за три года».

Появление таких постоянно меняющихся и часто ускоренно развивающихся ИТ вызвано рядом факторов, включая широкое распространение подключения к Интернету и роль Всемирной сети в бизнесе и обществе, массовое использование смартфонов и других мобильных устройств, превращение облачных вычислений во всё более надежную коммунальную услугу.

«Скорость изменений будет и в дальнейшем увеличиваться во всех сегментах, — сказал Каппельман. — Посмотрите, как изменились СМИ и система образования. В этих сферах привыкли говорить, что „скорость убивает“. Мы больше так говорить не можем».

Версия для печати