Программирование — это не единственное востребованное умение, за которым охотятся работодатели: на традиционных рынках в дизайне начинают видеть стратегически важный инструмент.

Термин «дизайн-мышление» ассоциируется с работой творческих личностей, экспериментирующих с формами и цветами. Однако сегодня специалисты в области дизайна играют крайне важную роль в процессе разработки приложения, и дизайн-мышление имеет такое же большое значение для успешной работы приложения, как его функциональность и возможность подключения к Интернету.

Вот что пишут Джон Маэда и его соавторы в докладе под названием «Design in Tech»: «Дизайн нужен не только для внешней привлекательности — он определяет рыночную пригодность продукта и помогает достичь значимых результатов». В последнем издании этого доклада обсуждается рост популярности «вычислительного дизайна», что фактически свидетельствует о более полноценном применении дизайн-мышления в цифровом мире. «На специалистов по вычислительному дизайну по-прежнему есть спрос в ИТ-компаниях всех калибров и уровней зрелости, — утверждают авторы отчета, — и компании, предлагающие инструменты для дизайна, а также платформы для сообществ дизайнеров все чаще представляют ценность для ИТ-бизнеса».

Ниже перечислены способы, которыми дизайн-мышление придает новые формы сфере корпоративных приложений.

Дизайн-мышление важно для учета пользовательских предпочтений (user experience, UX). Не нужно путать зарождающуюся форму «дизайн-мышления» с простым украшательством. «Когда люди, работающие в ИТ-отрасли, говорят о дизайне, они часто по ошибке не делают разницы между классическими и вычислительными дизайнерами, — говорится в докладе. — Первый тип дизайнеров (или скорее конструкторов) может спроектировать деревянный стул для дома, и на нем будет сидеть лишь несколько человек; второй тип дизайнеров может спроектировать приложение для смартфона, которым будут пользоваться сотни миллионов людей».

Дизайнеры нужны везде. Программирование — это не единственное востребованное умение, за которым охотятся работодатели. «Привычный статус дизайнеров понемногу меняет очертания по мере того, как на традиционных рынках в дизайне начинают видеть стратегически важный инструмент», — отмечают Маэда и соавторы. На предприятиях растет спрос на обладателей дизайн-мышления, а ведущие бизнес-школы и факультеты дизайна добавляют в академические расписания курсы вычислительного дизайна. «Согласно данным LinkedIn, в высших эшелонах ИТ-индустрии идет борьба за кадры, разбирающиеся в дизайне: в прошлом году Facebook, Google и Amazon в совокупности увеличили штат художников и дизайнеров на 65% — и еще осталось достаточно места, чтобы взять на работу дополнительных сотрудников».

Сейчас все пользуются компьютерами, а значит потребуются навыки углубленного дизайн-мышления: ведь до недавних пор ИТ-продукты проектировались технарями и для технарей, говорится в докладе. «Раньше компьютерами пользовалось совсем незначительное количество людей. Однако сегодня в силу бурного распространения смартфонов можно считать, что компьютерами пользуются все. Чтобы дизайн устроил всех, нам нужно научиться думать и работать как никогда ранее комплексно».

И все-таки образование в этой сфере недостаточно хорошее: работодателям нужны от сотрудников навыки работы с данными, умение разбираться в бизнесе и лидерские качества — всему этому в школе не учат. «Главным трем навыкам, которыми на практике должны обладать дизайнеры, в рамках стандартной обучающей программы по дизайнерским специальностям студентов не учат», — отмечается в докладе. Эти три навыка заключают в себе умение разбираться в бизнесе и финансовых процессах, исследовательско-аналитический подход к дизайну и организационные способности.

На дизайн-мышление обращает внимание высшее руководство компаний. Хотя пока не существует единого подхода к привлечению дизайнеров и самого дизайна к процессу разработки приложения, все же директора компаний определенно хотят быть в курсе происходящего. В докладе упоминаются результаты опроса, в котором 46% дизайнеров сообщили, что их самый старший руководитель дизайн-отдела отчитывается непосредственно перед гендиректором компании, при этом второй по старшинству начальник (у 31% дизайнеров) является вице-президентом или главой отдела по дизайну продуктов.

В сферу дизайна (особенно мобильных приложений) сегодня не так-то просто пробиться. На ниве дизайна сегодня первые позиции прочно заняли крупные провайдеры социальных медиа, утверждают Маэда и соавторы: «Восемь из десяти приложений для смартфонов принадлежат компаниям Google или Facebook, а при работе с мобильными устройствами в 20% случаев пользователь имеет дело с приложением от Facebook».

Сфера применения дизайна простирается далеко за пределы экрана пользовательского интерфейса. «Интерфейсы для обмена сообщениями основываются на ментальных моделях, не требующих сложных графических отображений или мудреной системы навигации», — пишут авторы доклада. Несмотря на то, что дизайн-мышление зачастую уделяет главное внимание именно дизайну элементов экрана, «самое большое значение для разработчиков веб-контента сегодня имеет направление дизайна, результаты которого не видны глазу и направлены на то, чтобы веб-сайт могли найти в Интернете. А это означает, что дизайн должен также учитывать требования компьютерных алгоритмов, а не только людей».

Версия для печати