Компании неожиданно стали сокращать телекоммуникационные программы. Это мудро или неразумно?

За последние месяцы несколько крупных компаний объявили, что сворачивают программы удаленной работы. Последней к ним присоединилась IBM. В марте 2017 г. генеральный директор Джинни Рометти предъявила сотрудникам ультиматум: откажитесь от домашнего офиса или ищите другое место работы.

Невероятно, но IBM была одним из пионеров создания программы дистанционной работы и бизнес-модели работы из дома. В 2009 г. корпорация сообщила, что 40% ее сотрудников в 173 странах работают удаленно, и эта инициатива сэкономила ей почти 2 млрд. долл.

Тем не менее затем IBM заявила, что сотрудники должны находиться в офисе, чтобы соответствовать требованиям цифровой экономики и стремительным темпам перемен. Другие корпорации, включая Apple и Google, никогда не участвовали в вызванной удаленной работой революции. Их позиция заключалась в том, что сотрудничество — это нечто большее, чем проводимая с помощью FaceTime встреча или область совместной работы в SharePoint.

Несомненно, чрезмерное использование видеоконференций и телесотрудничества имеет свои недостатки. При личном общении люди улавливают язык тела и визуальные подсказки. Они ведут себя более свободно и часто добиваются большего взаимопонимания. Слишком долго прижимистые бухгалтеры компаний требовали проведения встреч с использованием электронных средств, тогда как личное взаимодействие позволило бы добиться лучшего результата.

Но правда и то, что людям больше нравится работать дома. Более того, сейчас у компаний имеются мощные инструменты для измерения объема работы и понимания, вносит ли тот или иной человек адекватный вклад в работу. Световые годы отделяют нас от темных дней Фредерика Уинслоу Тейлора и изучения методов работы с целью нахождения наиболее эффективных.

Итак, что это означает для компаний? Отчасти проблема заключается в том, что нет единственно верного подхода ко всем сотрудникам и любым рабочим ситуациям. Митч Либерман, директор по исследованиям фирмы G2, производящей ПО для бизнеса, сказал об этом так: «Есть разница между работой из дома и удаленной работой. Имеется спектр различных сценариев удаленной работы».

Печальная реальность такова, что руководители предприятий слишком часто меняют свое мнение в последний момент. Проще использовать монолитную программу или политику, чем учитывать нюансы, связанные с реальными людьми и конкретными ситуациями, и неизбежно возникающие при этом проблемы и жалобы. Важно однако понимать, что каждый подход, особенно если он доведен до крайности, имеет свои преимущества, недостатки и непредвиденные последствия.

Интеллектуальная система работы на дому нацелена на оптимизацию задач, обеспечение баланса рабочего и нерабочего времени и устранение пробелов в навыках. Либерман говорит, что важно изучать ситуации с учетом нюансов, акцентируя внимание на ключевых вопросах доверия и сотрудничества и на понимании, является ли домашний офис продуктивным и целесообразным. В конце концов, бесспорно одно: единая политика на все случаи жизни — это, наверное, худший из всех возможных подходов.

Версия для печати