Технология и бизнес быстро развиваются. Если вы будете помнить о необходимости непрерывного обучения, это пойдет на пользу и вашей карьере, и вашей организации, отмечают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.

ИТ продолжают развиваться, экосистема технологий расширяется, компании осуществляют цифровую трансформацию. Последние лет 20 от ИТ-специалистов ожидают, что они будут демонстрировать все больше знаний и навыков. Сегодня айтишники должны обладать не только технической подготовкой, но и навыками общения, должны знать соответствующую сферу бизнеса, способы и средства защиты информации и соблюдения требований регуляторов.

«Не думаю, что кто-то может все это знать, — говорит Кейти Тайнан, учредитель и директор по стратегии работы с талантливыми сотрудниками (chief talent strategist) компании Liteskip Consulting. — Думаю, мы должны решать эту проблему, собирая вместе людей, которые способны понять друг друга».

Генеральный директор DevOps Institute Джейн Гролл предлагает специалистам по ИТ строить свою карьеру в форме буквы «Т». Вертикальная ось — это глубокое знание конкретной технологии, горизонтальная — более широкие, но и более поверхностные знания и навыки в других областях. Крупные предприятия охотно принимают на работу таких специалистов. «Если вы разработчик, они ожидают, что вы достаточно компетентны в области безопасности, соблюдений требований регуляторов и в вопросах инфраструктуры. Поэтому ваш вклад в работу предприятия будет больше», — утверждает Гролл.

Ранее в этом году DevOps Institute опубликовал основанный на опросе 1600 человек по всему миру отчет о повышении квалификации, касающийся в том числе основных категорий навыков, обязательных для специалистов по DevOps. Респонденты чаще всего называли автоматизацию (57%), знание процессов (55%) и навыки общения (53%).

Такими навыками и должны обладать ИТ-специалисты, считает Гролл. «В армии в силу необходимости у каждого своя роль. Каждый на чем-то специализируется и достаточно хорошо владеет специальностями других на случай, если кто-то погибнет, — говорит она. — Кто-то из сотрудников ИТ-подразделения может уволиться или заболеть. Если вы обладаете обширными познаниями, вы не подвержены риску. Речь идет также о нахождении общего языка. Если мы сможем говорить на языке друг друга, то будем общаться более эффективно».

Проблема в том, что ни сами специалисты, ни менеджеры не знают, какие навыки необходимы в первую очередь.

Обучение на протяжении всей жизни является нормой

Сегодня в области ИТ работают четыре поколения. Все они должны быть охвачены обучением в течение всей жизни. Хотя давно уже было сказано, что «изменчивость — единственное, что остается неизменным», те, кто родились начиная с середины 1990-х, стали свидетелями гораздо более быстрых изменений в технологии, бизнесе и обществе, чем предшествующие поколения. Ускоряющиеся темпы изменений на всех уровнях требуют, чтобы организации и люди к ним адаптировались.

«Некоторые организации проделали хорошую работу по созданию программ трансформации, потому что понимают: нельзя трансформировать бизнес, если не трансформировать людей, — говорит Гролл. — Большинство респондентов сообщили, что подбирают кадры внутри организации, т. е. повышают квалификацию имеющихся сотрудников».

Главное — понимать, куда пойти учиться и кто должен это знать. Есть программы подготовки дипломированных специалистов, программы сертификации, программы дополнительного образования, программы для руководителей, онлайн-курсы, YouTube, LinkedIn Learning и другие варианты. Предприятия вкладывают больше средств в обучение ИТ, чем прежде, но разумно было бы также заниматься проактивным обучением по собственной инициативе.

«Имеется много различных подходов к обучению ИТ-специалистов, как им стать ИТ-специалистами. Думаю, каждый должен понять, что ему нужно, а затем посмотреть, какие у него есть варианты, — говорит Тайнан. — Будучи специалистами по ИТ, мы должны в течение всей жизни управлять своим портфелем образовательных программ, и это непростая задача».

Менеджеры должны учитывать тот факт, что у каждого человека и поколения свои предпочтения, касающиеся формы обучения. Например, сотрудники, родившиеся с середины 1940-х до середины 1960-х и с середины 1990-х, обучались в классах и аудиториях, в т. ч. для получения университетских дипломов и сертификатов. Однако вторые привыкли к наличию постоянного доступа через Интернет практически ко всему, и это определяет их требования к обучению.

«У нас 200 занимающихся образованием партнеров, и они по-прежнему обучают в классах. Но многие из них разрабатывают программы микрообучения», — говорит Гролл.

Приведение широты и глубины знаний в соответствие с навыками

Никто не может быть экспертом по всем вопросам. Поэтому глубокие знания необходимо дополнить более поверхностными. Это поможет понять, когда следует привлечь эксперта из другой области.

«Необходимо многое знать и постоянно отслеживать множество изменений, — отмечает Тайнан. — Например, юридический департамент знает букву закона, а мы в ИТ-подразделении знаем, как ограничить доступ к данным».

Без горизонтальных связей между квалифицированными экспертами могут возникать риски. Тайнан знает такие примеры. Например, веб-сайты, не ограничивающие доступ к персональным данным, о чем юридический департамент даже не подозревает.

Чтобы избежать таких ошибок, обучение должно стать ценностью для всей организации.

Версия для печати