Предприятия все чаще набирают в штат директоров по данным (chief data officers, CDO), но пока что эффективность их работы недостаточно ясна. Вице-президент Gartner Дебра Логан делится на портале InformationWeek советами по поводу того, каких ошибок нужно избежать при выборе стратегии работы с данными.

Остается все меньше компаний, особенно крупных, у которых нет CDO. По данным Gartner, которая занимается исследованиями в области цифровизации с 2012 г., если 7 лет назад существовало всего около 100 «офицеров по данным», то сегодня их насчитывается около 10 000. «С каждым месяцем их становится все больше и они хорошо себя зарекомендовали», — отметила Логан. К этим выводам Gartner пришла в ходе ежегодного опроса ведущих аналитиков и специалистов по данным. Всего было опрошено 257 экспертов.

Влияние CDO на бизнес

Вместе с ростом числа CDO растет и их влияние. Как показал опрос, самый высокий процент из них — 30% — отчитывается перед генеральным директором (СЕО), 17% — перед ИТ-директором (CIO), 15% — перед операционным директором (COO), около 5% — перед техническим директором (CTO) и 4% — перед финансовым директором (CFO). 60% CDO отметили, что в прошлом году их компании увеличили число сотрудников, работающих с данными, 35% компаний оставили численность CDO-команд на прежнем уровне и только 5% сократили часть специалистов по данным. О востребованности команд CDO говорит их бюджетирование: 53% сообщили об увеличении бюджетов, для 42% команд он остался на прежнем уровне, тогда как 5% сообщили о сокращении финансирования.

Чем занимаются CDO

60% CDO отметили, что применяют свои информационные ресурсы и наработки для улучшения внутренних процессов. 50% рассказали, что их усилия направлены на создание новых предложений или доработку уже имеющихся. По словам Логан, чтобы добиться успеха, CDO необходимо перейти от оборонительной тактики, которая ориентирована на снижение затрат и повышение эффективности, к наступательной, то есть нацелиться на повышение ценности клиентских продуктов или услуг, наполняя их информацией. Опрос также показал, что часть команд занимается продажей своих данных. 29% CDO делятся информацией с деловыми партнерами в обмен на товары, услуги или выгодные условия контракта; 19% продают свои данные через брокеров данных или онлайн-рынки; 17% торгуют информацией за деньги.

Во многом подразделения по работе с данными можно считать сформировавшимися единицами, однако многие компании, которые еще не сформировали их, обладают всеми шансами реализовать заложенную в данных ценность. По словам Логан, на этом пути многих новичков подстерегают сложности. К примеру, CDO-первопроходцы не знают с чего начать или тратят выделенные бюджеты на покупку дорогих программных продуктов, которые не подходят для проектов организации. Распространенной ошибкой является то, что часть организаций подчиняет CDO-команду ИТ-департаменту. «В итоге она становится отдельной организацией внутри ИТ-службы. Очевидно, что это неприемлемо, потому что организация не нуждается в еще одном ИТ-отделе», — считает Логан.

Лучшие практики для CDO

По словам эксперта Gartner, успех практики в области данных в первую очередь зависит от операционной модели предприятия, схемы обработки данных и аналитики, и во вторую — от технологий. «Не зацикливайтесь на технологиях — сосредоточьтесь лучше на том, чего вы хотите достичь, и сфокусируйтесь на данных, — призывает она. — Самыми успешными будут те компании, которые занимаются стратегическими и тактическими проектами». Что под этим подразумевается? «Отчасти это связано с обучением и тренингом пользователей, чтобы научить их работе с данными. Обучение работе с данными похоже на рыбалку: людей нужно научить удить рыбу, а не преподносить им уже готовую на блюдечке», — поясняет Логан.

Говоря об других ошибочных действиях CDO, она упомянула тот факт, что вместо того, чтобы сосредоточиться на нескольких ключевых бизнес-метриках, некоторые специалисты гонятся за слишком большим количеством KPI (ключевых показателей эффективности) и метрик. «Покажите людям, как данные работают, как они приносят пользу, но нельзя поражать их воображение количеством метрик», — сказал она. Наконец, одним из главных препятствий на пути к успеху является проблема изменения культуры, с которой ИТ-организации постоянно сталкиваются. «Людям нужно понять механику работы данных. Может быть, им пора отказаться от электронных таблиц, над которыми они работают с момента прихода на работу, и перейти к чему-то новому. Это сложно, однако культурные изменения — это самое большое препятствие», — считает Логан.