Автоматизация ИТ прошла долгий путь. Стоит взглянуть на те ее области, которые уже продемонстрировали свою эффективность в производственной эксплуатации, и те, которые все еще считаются незавершенными, сообщает на портале InformationWeek президент консалтинговой компании Transworld Data Мэри Шеклет.

ИТ-операции были одним из первых направлений применения автономных вычислений, искусственного интеллекта и автоматизации. Стоит разобраться с тем, какие методы автоматизации и ИИ задействуются в ИТ, а какие — еще нет. Ниже приводятся четыре области ИТ-автоматизации, которые продемонстрировали хорошее качество работы.

1. Сетевая автоматизация. Инструменты автоматизации позволили ИТ-специалистам автоматизировать выделение ресурсов и мониторинг работоспособности сети для обеспечения производительности, обслуживания и диагностики. Это снизило нагрузку на сетевых администраторов и технических специалистов, чтобы они могли заниматься тонкой настройкой сети и упреждающим сетевым планированием, в то время как автоматизированный инструмент отслеживает производительность и состояние сети, а также предупреждает о проблемах при обнаружении сбоев производительности или сбоев в работе сетевых компонентов. Автоматизация упрощает замену или восстановление сетевых элементов задолго до того, как произойдет фактическое отключение сети. Если компания сможет избежать простоев, то она сможет обеспечить значительную операционную экономию, поскольку, по данным Gartner, в настоящее время в среднем один простой обходится компаниям примерно в 5600 долл. в минуту.

2. Автоматизация мониторинга безопасности. Почти каждая компания использует какое-либо решение автоматизации безопасности для мониторинга сетей, приложений, данных и для защиты от потенциального проникновения вредоносных программ или несанкционированного доступа. Учитывая сложность современной ИТ-инфраструктуры, существует множество точек, которые могут послужить причиной нарушения безопасности. Задача ПО — обнаружить эти вторжения, зафиксировать их цель, время и причину для каждого из них. В идеале попытка вторжения может быть автоматически предотвращена в точке проникновения. Если нет, то, по крайней мере, останется след, который должен помочь ИТ-специалистам выйти на злоумышленников. Инструменты для мониторинга безопасности доступны для сетей, приложений, данных, Интернета и конечных точек. Организации взяли эти инструменты на вооружение, потому что, по оценке Ponemon, нарушение безопасности может обойтись им в среднем в 3,6 млн. долл.

3. Автоматизация развертывания виртуальной ОС. Такие компании, как SUSE, IBM, VMWare и др., предоставляют инструменты автоматизации, которые позволяют ИТ-специалистам автоматически развертывать экземпляры виртуальных ОС для тестирования приложений перед их переводом в производство. Автоматизация развертывания ОС для тестирования приложений позволяет сэкономить сотни часов, которые бы понадобились высококвалифицированным администраторам баз данных и вспомогательному персоналу, который отвечает за работоспособность ПО. Она также позволяет сократить количество ошибок, поскольку тестовое развертывание ОС раньше выполнялось «вручную», при этом ИТ-персонал кодировал сценарии развертывания ОС. ПО для автоматизации развертывания ОС также можно настроить на автоматическое удаление виртуальных ОС, если они не использовались в течение определенного количества времени, которое задает ИТ-служба (например, 60 дней). Это экономит место на сервере и исключает ненужные затраты. Хотя трудно определить точное количество времени, сэкономленного сотрудниками с помощью автоматического развертывания ОС, большинство ИТ-отделов ценят его преимущества и используют его в течение многих лет.

4. Автоматизация ETL. Интеграция — одна из самых болезненных ИТ-задач. Сегодня данные поступают из бесчисленного множества разнообразных источников, что значительно усложняет работу. И это именно та область, где может принести пользу ПО для извлечения, преобразования и загрузки (extract, transform, load, ETL). Многие ETL-пакеты содержат более 200 предустановленных API для наиболее часто используемых коммерческих программных инструментов. Это упрощает импорт, преобразование и последующую загрузку данных в разные системы. Инструменты ETL также позволяют ИТ-специалистам устанавливать собственные бизнес-правила для процесса ETL. Выгода от применения ETL состоит в том, что он значительно сокращает необходимость разработки API-интерфейсов вручную, что приводит к уменьшению ошибок. Провести оценочную стоимость работы по интеграции для ИТ-отдела не так просто, инженер-программист Эндрю Парк считает, что одна разработка API может стоить более 10 тыс. долл. Если эту сумму умножить на 200 API, то можно понять, насколько значительны эти расходы для предприятия.

Ниже приводятся области ИТ-автоматизации, которые выглядят довольно многообещающе, но еще не полностью раскрыли свой потенциал.

Автоматическая отработка отказа на аварийное восстановление. Прошло более 10 лет с тех пор, как основные поставщики компьютеров начали предлагать автоматическое аварийное восстановление, которое запускается после сбоя в работе мейнфреймов и серверов, применяемых компаниями в своих центрах обработки данных. Значение автоматической отработки отказа сложно переоценить: после ввода бизнес-правил для обработки отказа система может самостоятельно выполнить аварийное восстановление в автоматизированном дата-центре. Это позволяет сэкономить время на реагирование, поскольку система может инициировать процесс аварийного восстановления в любое время суток, чтобы обеспечить бесперебойное обслуживание. По словам CIO одной крупной платежной системы в ЕС, «это действительно заманчивая идея, но в конечном итоге именно мне придется держать ответ перед советом директоров и заинтересованными сторонами. Система может предупредить нас об отказе, но мне все равно придется нести ответственность за нажатие кнопки».

Автоматизация DevOps. Большинство CIO хорошо осознают, какой потенциал заложен в автоматизации DevOps. Он состоит в том, что она позволяет автоматизировать все точки жизненного цикла DevOps (например, установку и конфигурирование, генерацию кода, тестирование, развертывание, мониторинг и т. д.). Это экономит время ИТ-персонала и позволяет использовать методологию для разработчиков, не связанных с ИТ или с ограниченным опытом работы с ИТ. В этом смысле автоматизация DevOps предлагает выгоды, предложенные ее предшественниками, например, языками третьего и четвертого поколений и генераторами отчетов. Прелесть автоматизации в том, что вам не нужно сокращать код или обладать глубокими познаниями базовой ИТ-инфраструктуры.

Минус: если вам нужно настроить приложения для повышения производительности или вставить специальный код для конкретной ИТ-операции, вам все равно придется делать это вручную. DevOps целесообразно применять для создания пакетных и онлайн-приложений, но если у вас есть критически важные потребности в обработке, такие как исключительно быстрая пропускная обработка транзакций для системы бронирования отелей или заказа авиабилетов, автоматизация DevOps с ее избыточной генерацией кода не принесет выигрыша в производительности.

Автоматизация обучения. Пандемия Covid-19 вызвала интерес к онлайн-курсам по самостоятельному изучению ИТ. Их во всех смыслах можно считать полезными, но не в том случае, если ИТ-специалисты считают, что можно автоматизировать все свои обязанности по обучению. К примеру, младший аналитик баз данных проходит онлайн-курс по изучению основного ПО баз данных, которое использует компания. Цель состоит в том, чтобы научить его хорошо разбираться в проектировании, разработке и развертывании баз данных, чтобы ему можно было поручить выполнение части утомительных обязанностей, которые возложены на администратора баз данных. Он успешно завершает обучение и готов использовать новые навыки, но администратор баз данных слишком занят и не может найти время на то, чтобы назначить ему задачи. Со временем аналитик начинает терять полученные навыки, потому что у него нет возможности применить их в работе. Компания также теряет инвестиции в обучение.

Автоматизация «тонкой» пакетной настройки автономных дата-центров. Сегодня существует множество ЦОДов, которые работают автоматизированно. В них используется ПО для автоматической обработки последовательности «пакетных» заданий, которые обслуживают системы, создают отчеты и обновляют систему до прибытия утром сотрудников. Проблема с пакетной автоматизацией заключается в том, что ИТ-специалистам приходится преобразовывать или настраивать эти пакетные запуски, особенно это касается мейнфреймов, которые используют языки пакетной обработки, такие как JCL.

Настройка и корректировка последовательностей выполнения пакетных операций — утомительная работа, поэтому автоматизация этих задач могла бы значительно снизить нагрузку на ИТ-отдел. Несомненно, со временем эти инструменты будут улучшаться. Но на данный момент ИТ-отдел все еще находится в роли, когда ему приходится вручную настраивать последовательности выполнения пакетных операций. Это связано с тем, что существует множество непредвиденных обстоятельств и взаимосвязей между заданиями и данными, которые необходимо учитывать и которые уникальны для каждого ИТ-отдела.