Упоминание руководителями слова «автоматизация» у многих ИТ-специалистов ассоциируется с потерей работы. Опрошенные порталом Enterprisers Project эксперты считают, что для того, чтобы избавить их от страхов, единственно верным решением является информирование о влиянии автоматизации конкретно на их работу, причем честно, прозрачно и понятно.

Автоматизация и раньше была в стратегической дорожной карте многих организаций, но в последние пару лет ее внедрение ускорилось. «Реальность такова, что пандемия потребовала от организаций ускорить цифровые проекты и быстро автоматизировать свой бизнес, — говорит Томас Фелпс, CIO Laserfiche. — Даже ориентированные на людей процессы, которые преподносились как отличительные характеристики клиентского опыта, теперь вытеснены чат-ботами, стойками для самостоятельной регистрации на авиарейсы и линиями самообслуживания в кассах».

ИТ-отделы не только пилотируют общекорпоративные проекты, но и проходят собственную внутреннюю трансформацию автоматизации. Множество задач и процессов, которые раньше требовали ручных усилий, уже автоматизированы или скоро будут автоматизированы. Это касается служб поддержки, инфраструктурных операций, тестирования ПО и безопасности.

Положительные стороны автоматизации

По большому счету, это хорошо. Запуск контейнерных микросервисов в любом корпоративном масштабе был бы операционным кошмаром без оркестровки и других форм автоматизации. Большая часть выгод, которые сулят DevOps и другие современные подходы к ПО и инфраструктуре, во многом зависит от повышения уровня автоматизации на протяжении всего конвейера — она приносит не только скорость, но и надежность. Системы безопасности проседают — и в конечном итоге разрушаются — под воздействием современных угроз, если они зависят от преимущественно ручных методов снижения рисков.

Автоматизация также может помочь ИТ-руководителям удержать талантливых сотрудников в отрасли, которая постоянно испытывает огромный спрос на квалифицированных специалистов.

По словам Бекки Тревино, вице-президента по операциям Snow Software, автоматизация является ключевой стратегией ИТ-отдела для достижения бизнес-результатов при оптимизации затрат и минимизации рисков.

Обратная сторона автоматизации и три способа ослабить страх потери работы

Если автоматизация кажется потенциальным другом ИТ, то почему многие люди относятся к ней с прохладой? «Хотя автоматизация имеет много преимуществ, одним из ее недостатков является страх, который она вызывает у ИТ-специалистов, беспокоящихся о том, что их могут лишить работы», — говорит Тревино. Это небезосновательное опасение. Но если отмахнуться от него — или сделать вид, что его не существует, — это не только подорвет вашу стратегию автоматизации, но и потенциально приведет к серьезным культурным проблемам, которые хорошие руководители стремятся предотвратить или искоренить.

Ниже приводится несколько советов от ИТ-руководителей, которые помогут вам развеять опасения сотрудников по поводу утраты ими рабочих мест и избавиться от других тревог, связанных с автоматизацией.

1. Знаете ли вы, что ваше молчание может быть воспринято как плохие новости?

Если вы предпринимаете значительную инициативу по автоматизации — или любое значительное изменение, если на то пошло, — не ждите, что все сразу ее поймут и примут. Если вы будете хранить молчание, вы тем самым дадите людям возможность строить догадки, вместо того чтобы снабдить их достоверной информацией. «Отсутствие информации порождает тревогу и страх, — сказал Фелпс. — Вы же не хотите, чтобы кто-то восполнял пробелы предположениями о влиянии автоматизации на работу и карьеру людей». Эти предположения, скорее всего, будут неточными, негативными или и теми, и другими. Ваша задача — дать людям хорошую информацию, даже если это не обязательно то, что они хотят услышать.

«Как ИТ-руководители, мы должны учитывать восприятие инициатив по автоматизации сотрудниками», — добавил он. У автоматизации есть проблема с восприятием. Люди ассоциируют ее с отсутствием гарантий занятости или потерей работы, и в этом нет ничего параноидального. Ваш выбор слов может подогреть это восприятие, даже если оно не соответствует действительности. Такие фразы, как «достижение новой операционной эффективности», с такой же вероятностью разжигают страх, как и ослабляют его. (На самом деле, это звучит так, будто написано консультантом, которого руководство привлекло специально для того, чтобы сократить фонд заработной платы).

«Формулировка проектов автоматизации очень важна, — говорит технологический евангелист Red Hat Гордон Хафф. — Если они формулируются как меры по повышению эффективности или экономии средств, или даже как „делать больше меньшими средствами“, то для ИТ-специалистов естественно рассматривать их как способ обойтись меньшим количеством сотрудников». Если сокращение численности персонала является одним из предполагаемых результатов, вы должны честно и открыто сказать об этом. Если это не так, вы все равно должны считать, что люди обеспокоены, пока вы не разуверите их в обратном.

Подчеркните преимущества автоматизации: возможно этот проект позволит сократить (или исключить) череду вызовов для некоторых людей, позволит разработчикам самостоятельно предоставлять необходимые ресурсы или сократить количество самой утомительной работы, которую сегодня выполняет определенная команда. Акцентируйте внимание на преимуществах, или, по крайней мере, четко изложите план. «Если мы не общаемся с людьми открыто и прозрачно, они заполняют образовавшиеся пробелы своими собственными предположениями, — утверждает Тревино. — Часто команды предполагают самое худшее, и если не принять меры — это может негативно сказаться на вашей способности стимулировать изменения».

2. Разработайте четкую общую картину «сейчас» и «потом»

Тревино считает, что один из лучших способов сделать это по существу — поделиться четким видением, причем не только на ближайшую перспективу, но и на период от двух до пяти лет. Если вы можете внести свой вклад в разработку этого видения, тем лучше. «Помогите команде понять, куда, по вашему мнению, движется организация, какой технологический стек и набор навыков необходимы для воплощения этого видения в жизнь, — советует он. — Так вы помогаете своей команде понять, как технологические решения — такие как автоматизация — вписываются в стратегию ИТ и компании».

Делая это осмысленно, вы естественным образом решаете многие проблемы, возникающие из-за недостатка информации, что приводит к появлению упаднического настроения в коллективе. Конечно, единого плана не существует. Но вы должны быть конкретны в отношении технологий, процессов, структуры команды и т. д. Следует рассказать, «что» будет. По словам Тревино, это нужно, чтобы люди поняли «почему», стоящее за стратегией, а также то, как вы будете реализовывать видение как команда и более широкая организация. Когда люди видят свое место в этом плане, страх и отвращение превращаются в энтузиазм и поддержку.

3. Решайте проблемы, связанные с работой, напрямую и комплексно

Опять же, нет ничего иррационального в связи между автоматизацией и потерей работы. Это потому, что она может сделать рабочие места устаревшими или иным образом существенно повлиять на роли и обязанности. Это очень важно, ведь речь идет о средствах людей к существованию. И опытные ИТ-специалисты уже видели, как это происходит, или сами прошли через это. Честность, прозрачность и ясность — все это является обязательным условием при информировании людей о влиянии автоматизации на работу. После того как вы увидите положительный эффект, вам следует удвоить усилия по пп. 1 и 2. Убедитесь, что люди понимают ваше видение и план его реализации.

«Мы уже проходили этот путь, например, с инициативами по управлению идентификацией и доступом, которые снизили потребности в персонале для управления пользователями и их поддержке, — сказал Фелпс. — В то же время, по-прежнему существует нехватка специалистов на критически важные ИТ-должности, и я не вижу, чтобы ситуация изменилась в ближайшее время — даже с ростом автоматизации». Нельзя кричать «Нехватка кадров!», одновременно выставляя людей за дверь. Если должностные функции будут меняться и в результате этого людям придется меняться, то четко объясните, как вы собираетесь помочь им.

Подумайте, как вы можете поддержать их переход на новые или меняющиеся роли: «просто разберитесь» не может считаться адекватным советом. Упоминайте такие термины как «переквалификация» и «повышение квалификации», ведь именно для таких ситуаций они и существуют. Если автоматизация создает потребность в новых ролях, то прежде чем выходить на рынок труда, поищите их внутри компании, особенно если она также снижает спрос на другие навыки или роли. Например, если вы создаете новую должность SRE, то может ли системный администратор, уже работающий в вашей команде, стать потенциальным кандидатом на нее?

«CIO следует привлекать HR и бизнес-партнеров для совместной разработки дорожной карты, в которой будет прописано, как организация будет поддерживать людей, чтобы они могли воспользоваться преимуществами новых ролей, которые может принести автоматизация, — говорит Тревино. — Организации могут разработать собственные программы переподготовки и повышения квалификации персонала или выделить бюджет на обучение отдельных сотрудников и команд в ближайших колледжах или онлайн».

Если вы не говорите прямо и прозрачно о влиянии автоматизации на работу, то потенциально вы укрепляете культуру, препятствующую успеху автоматизации. А если вы инвестируете в людей, которые проявляют интерес к тому, чтобы попробовать себя в другой или новой роли, то этим самым вы взращиваете здоровую культуру. «Когда вы внедряете инициативы по автоматизации, которые повлияют на должностные функции, инвестируйте в сотрудников, которых эти изменения затронут, — советует Тревино. — Помогая им приобрести новые навыки, вы не только сохраните больше талантливых специалистов, но и, скорее всего, добьетесь большей заинтересованности в изменениях».