В преддверии намеченной на 17 февраля онлайн-конференции «Современный цифровой офис 2022» редакция itWeek обратилась к отраслевым экспертам с предложением поделиться своим видением ситуации в сфере организации удаленной/гибридной работы и соответствующей трансформации традиционного офиса, складывающейся в нынешнем году на фоне утихания пандемии в России.

Вот что нам рассказал Николай Петренко, менеджер по продвижению решений для совместной работы Cisco.

После двух лет пандемии коронавируса далеко не все организации адаптировались к гибридной модели работы, сочетающий традиционное присутствие в офисе и удаленную работу из дома и других мест. В чем преимущества и недостатки такой модели и какие организационные и технологические проблемы приходится решать? Какие возможны альтернативы?

Большинству компаний придется адаптироваться к гибридной модели работы. Сегменты с более традиционной моделью организации бизнес-процессов, такие как госструктуры, медленнее перенимают новый опыт. Коммерческие компании, находящиеся в более конкурентной среде, вынуждены быстрее меняться, подстраиваясь под реалии рынка. Гибридная модель представляет собой некую договоренность между работодателем и сотрудником о том, что важно не то, где человек находится, а то, что он делает. Компания создает для этого условия, а в ответ сотрудник обязуется прикладывать усилия для достижения лучших результатов в интересах компании. Это ситуация обоюдно выгодна.

В начале пандемии компании были заняты тем, чтобы выжить, а после стали перенастраивать бизнес и технологические платформы, которые обеспечивают работу в удаленном режиме. Тем, кто внедрял эти методологии до начала пандемии, пришлось лишь резко ускориться. Для компаний, которые эту модель отрицали, переход был более болезненным. Из-за того, что пандемия растянулась во времени, подстраиваться под новые обстоятельства пришлось всем. Есть очень продвинутые в этом отношении организации, но и госструктуры демонстрируют гораздо больший уровень принятия технологий для совместных онлайн-конференций, удаленного защищенного доступа к рабочим местам и т. д.

Любое изменение — болезненный процесс: нужно думать, действовать, учиться управлять людьми в новых условиях, инвестировать в развитие ИТ-инфраструктуры, а потом модернизировать офисное пространство. Преимущества гибридной модели — скорость, гибкость и независимость от любых ограничений. Гибридная работа стала требованием работников к работодателям — поменялся рынок труда. Компания, которая стремится заполучить классных специалистов, будет внедрять инновационные технологии, чтобы быть в тренде, «в рынке», зарабатывать быстрее, выпускать новые продукты, оптимизировать затраты, быстрее развиваться и оставаться конкурентоспособной.

Что касается альтернатив, несложно представить компанию, которая административными методами будет реализовывать традиционный подход с возвращением сотрудников в офис. Сможет ли она себе это позволить с точки зрения кадров и действующих ограничений и запретов? Принимая решение не меняться, важно быть готовым к последствиям.

Каким вы видите будущее цифровых технологий в офисе? Можно ли ожидать реализации платформенного подхода к построению распределенного цифрового офиса будущего?

Очень многие технологические компании намерены заниматься развитием метавселенной. Со временем корпоративный сегмент тоже к этому придет: несложно представить совещание в формате метавселенной. Это будет связано и с развитием самих платформ, и с доступностью и качеством устройств для подключения к таким сервисам.

Если говорить о ближайшем будущем, то, несмотря на то, что компании проделали за последние два года большой путь, еще есть над чем работать. Качественная разница между ИТ-платформами, которые использовались 5-10 лет назад, и современными технологическими платформами очевидна: появились новые функции и возможности интеграции коммуникационных и бизнес-процессов, взаимодействия бизнес-приложений. Появляются новые компании, развиваются стартапы, возникают смелые идеи. Некоторые компании придумывают способы, как люди могут отдохнуть от бесконечного пребывания в режиме онлайн и гиперподключенности, уберечь себя от выгорания. Рождается новая индустрия: наблюдается тенденция к укрупнению игроков, есть примеры консолидаций и поглощений, конкуренция стимулирует развитие рынка.

Понятие офиса трансформируется. Опросы клиентов Cisco показывают, что при возможности удаленно работать 80% респондентов приезжают в офис за общением. Для сотрудников бэк-офиса не нужны постоянные посадочные места в офисе. В связи с этим развиваются тенденции, связанные с появлением общих рабочих мест с предварительной бронью и увеличением числа переговорных. Аналитики сходятся во мнении, что большинство встреч будут происходить с участием удаленных участников, а, значит, переговорные должны быть оснащены средствами для совместной работы, в идеале — максимально качественной видеосвязью, чтобы удаленный участник чувствовал себя наравне с теми, кто находится в комнате. Если раньше удаленный участник воспринимался как чуть менее значимый, то сейчас все эквивалентны по своему статусу. Даже ключевые фигуры, принимающие решения, подключаются к совещаниям удаленно, потому что это привычно и удобно.