НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-менеджмент:
Российский суперапп для бизнеса eXpress: новые фичи в 2024 году и планы по развитию
В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил развиваться, однако краеугольные камни эффективного рабочего …
 

Практики тестирования на доступность, которые улучшат продукт для всех пользователей

Никита Климов, Senior QA Engineer компании ADP Inc. | 15.01.2024

Один из важных аспектов в QA-тестировании — это проверка доступности ПО для всех категорий потенциальных пользователей. Сейчас далеко не все компании занимаются улучшением доступности, поскольку на этапе проектирования не учитывают требования всех конечных пользователей.

Никита Климов, Senior QA Engineer компании ADP Inc.

Что такое accessibility-тестирование

Согласно исследованию ВОЗ за 2023 год, у 15% населения мира есть та или иная степень физических ограничений или когнитивных отклонений в восприятии окружающего мира. При QA-тестировании дополнительно проводится проверка accessibility, помогающая оценить доступность программы разным категориям пользователей по определенным параметрам.

Рекомендательные правила accessibility-тестирования разработаны Консорциумом Всемирной паутины (World Wide Web Consortium, W3C). Этот свод правил периодически обновляется и модернизируется в соответствии с внедрением технологий, сейчас рекомендована версия Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.2.

В соответствии с положениями WCAG разработан ряд параметров, улучшающих UX-юзабилити для людей с ограничениями. Среди них:

  • Преобразование произносимых вслух слов в текст при вводе в интерфейс приложения;
  • Озвучивание текста, который выводится на экран;
  • Механизм лупы для увеличения масштаба контента на экране;
  • Специальная клавиатура, которая облегчает ввод текста для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата;
  • Механизм цветовой корректировки для людей с дальтонизмом;
  • Коррекция контрастности для пользователей, не отличающих на экране визуальные оттенки.

Эти параметры улучшают пользовательский опыт как обычных людей, так и с ограниченными физическими возможностями. К примеру, различными формами цветовой слепоты страдают около 8% мужчин и 0,4% женщин — это не так уж мало в общем количестве юзеров любого ПО. Настройки цветовой корректировки позволяют повысить доступность приложения для большего круга пользователей.

Примеры accessibility-тестирования при улучшении доступности ПО

Все требования WCAG 2.2 можно сгруппировать в несколько основных категорий UX-улучшений, под каждое из которых для конкретного ПО прорабатываются свои особые технические решения.

Среди них:

  • Восприятие.
    Интерфейс и контент должны быть представлены на экране в таком виде, чтобы пользователям было комфортно воспринимать отдельные элементы и информацию.
    Например, для людей с нарушением зрения проверяют корректность прописанного alt-текста в изображениях.
  • Управляемость.
    Навигация в ПО должна быть доступной и удобно настраиваться через пользовательский интерфейс.
    При accessibility-тестировании проверяется клавиатурная навигация на экране и голосовые команды.
  • Понятность.
    Содержимое интерфейса пользователя должно быть читабельным. При этом необходимо использовать понятные команды, а не закодированные цветом инструкции, которые выделены пунктиром или линией.
  • Надежность.
    Пользовательский интерфейс должен быть доступен для всех людей вне зависимости от их ограничений в восприятии.
    К примеру, для тестирования доступности URL с различных вьюпортов (десктопов, мобильных телефонов и планшетов) используются разные инструменты — aXe, TAW, Web Accessibility Inspector и т. д.

Среди наиболее наглядных примеров рекомендаций accessibility-тестирования для российского частного бизнеса можно привести гайдлайн по цифровой доступности от Сбера, включающий правила и нормативы для разработчиков, дизайнеров и менеджеров. Также при тестировании доступности ПО можно пользоваться книгой «Про доступность iOS» Михаила Рубанова из Dodo Engineering, которая полезна и для Android-разработчиков, поскольку принципы работы с ментальной моделью совпадают.

Методики, инструменты accessibility-тестирования и чек-лист для проверки ПО

В процессе жизненного цикла разработки ПО accessibility-тестирование проводится либо в ручном, либо в автоматизированном режиме.

При ручном тестировании используется методика проверки странных сочетаний клавиатуры, а также инструменты специальных возможностей и браузерных плагинов, определяющие проблемы, которые не удается обнаружить программным образом.

Поскольку при ручном тестировании большую роль играет человеческий фактор, более эффективно автоматизированное accessibility-тестирование. В таком случае будут полезны программные инструменты.

Среди них можно выделить несколько популярных:

  • WAVE — инструмент от WebAIM для accessibility-тестов веб-приложений в виде панели инструментов для браузера Firefox. Особенность WAVE в том, что панель не сохраняет после тестирования данные на сервере.
  • aXe — бесплатный открытый инструмент от компании Deque Systems, который предназначен для проверки веб-контента в Chrome и Firefox. aXe определяет проблемный код и предлагает решения для устранения багов.
  • TAW — автоматизированный инструмент, который соответствует требованиям протоколов WCAG 1.0 и 2.0. При тестировании достаточно ввода URL сайта: TAW определяет проблемы с accessibility и подсказывает варианты их устранения.

JAWS — инструмент от компании Freedom Scientific. Наиболее популярная программа для чтения экрана, которую используют слабовидящие люди. В тестировании удобно проверять доступность контента с помощью многоязычных синтезаторов речи — Eloquence и Vocalizer Expressive.

При проведении accessibility-тестирования можно использовать небольшой чек-лист, который помогает оценить все важные пункты юзабилити.

  1. Есть ли у ПО клавиатурные эквиваленты для всех действий мышью, окон и экранных тапов?
  2. Есть ли доступ к инструкции как части пользовательской документации или руководства?
  3. Предусмотрены ли сочетания клавиш для меню?
  4. Есть ли у ПО поддержка со стороны всех операционных систем?
  5. Правильно ли отображаются иконки, изображения и буквенные символы в надписях в интерфейсе?
  6. Различаются ли цвета в интерфейсе ПО для всех пользователей?
  7. Имеются ли звуковые оповещения?
  8. Правильно ли отображаются шрифты по умолчанию для печати и отображения текста?
  9. Правильно ли настроена цветовая контрастность у всех элементов в ПО?
  10. Правильно ли работают параметры звука для людей с ограниченными слуховыми возможностями?

Почему проведение accessibility-тестов выгодно при общем тестировании

Accessibility-тестирование — один из важных проверочных этапов в общем процессе QA. Особенность методики и инструментальных возможностей accessibility-тестов в том, что они улучшают доступность ПО не только для пользователей с ограниченными возможностями. Такое состояние может быть также временным и у совершенно здоровых людей, вынужденных пользоваться сервисами, приложениями и другим ПО.

Внедрение дополнительных функций в интерфейс способствует увеличению популярности приложения или программы среди обычных пользователей. К примеру, даже люди с хорошим зрением нередко увеличивают масштаб на экране из-за удобства привычного им восприятия контента.

Проверка accessibility полезна и с точки зрения бизнеса. Любое улучшение UX-юзабилити позволяет расширить пользовательскую аудиторию, а заботу об инклюзивности компании всегда могут использовать в маркетинге при продвижении ПО.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Пришло время отказаться от термина “гражданский разработчик”
Этот сдвиг в терминологии — не просто семантика, он формирует культуру, ожидания и, в конечном счете …
Крупнейшие ИТ-сбои 2024 года и при чем здесь мониторинг
Представьте себе мир, где привычные цифровые инструменты внезапно перестают работать. Телефоны молчат, сообщения …
Контейнеры под угрозой: почему бизнесу нужна защита Kubernetes
Контейнеры и средства их оркестрации, такие как Kubernetes, становятся основой современной ИТ-инфраструктуры. Они …
SLM vs. LLM: как бизнесу строить ИИ-стратегию в 2025 году
Малые языковые модели (Small Language Models, SLM) предлагают, по сравнению с широкопрофильными большими языковыми моделями …
Внедрение RPA: практическое руководство по автоматизации задач
Сегодня многие компании сталкиваются с необходимостью оптимизировать операции, особенно когда речь идет …
Интересно