НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-менеджмент:
Руслан Заединов, Рексофт: «Экспорт услуг ЦОД не стоит ждать даже в самой отдаленной перспективе»
В декабре 2024 года многопрофильная технологическая группа Рексофт объявила о создании департамента «Облака …
Технический лидер по развитию облачных сервисов Cloud.ru Григорий Немыченков
В России публичные облака часто выбирают за их масштабируемость и возможность снизить расходы …
Как выбрать российский NGFW и не ошибиться?
К концу 2024 года на российском рынке NGFW ожидаемо наблюдается высокая конкуренция среди производителей этого …
«Хакеры умнее не становятся, но при этом мешают жить всё большему количеству организаций»
Кибератаки превратились в целую отрасль преступного бизнеса, искусственный интеллект пока играет на стороне …
Дмитрий Юдин, руководитель направления AI провайдера облачных и AI-технологий Cloud.ru
На активно развивающемся рынке ИИ важной задачей остается внедрение новых технологий, связанных …
 

Методы проведения пользовательского тестирования: от простого к сложному

Юрий Николаев | 17.08.2021

Эксперт по запуску цифровых решений Николай Прокофьев рассказал, как узнать, чего хотят пользователи, и почему их мнение нельзя игнорировать.

Николай Прокофьев

Успех продукта на рынке во многом зависит от его удобства и полезности для конечного потребителя. Одним из ключевых инструментов для достижения этой цели является пользовательское тестирование — систематический процесс сбора и анализа данных о взаимодействии пользователей с продуктом. Именно оно позволяет выявить потребности и предпочтения целевой аудитории, а также определить «болевые точки» — нюансы использования, которые могут вызвать затруднения у пользователей. Поэтому игнорирование данного этапа крайне нежелательно, ведь даже незначительные изменения в интерфейсе, основанные на отзывах пользователей, могут существенно повысить общее впечатление о продукте. На сегодняшний день разработано достаточно много методов пользовательского тестирования, которые условно можно разделить на три уровня сложности — от простых до профессиональных. Комбинирование которых позволяет получить максимально полную картину пользовательского взаимодействия и значительно улучшить его результаты.

Простые методы: анкета, интервью, анализ логов

Одним из первых шагов в области пользовательского тестирования являются опросы и анкеты. Они позволяют собрать данные о том, насколько продукт удобен, какие функции вызывают затруднения, а также узнать общие впечатления. Для анкетирования можно использовать онлайн-платформы вроде Google Forms или SurveyMonkey. В опросы можно включить открытые вопросы, где пользователям предлагается выразить свои мысли в свободной форме и закрытые вопросы с вариантами ответов.

Интервью — более глубокий метод, который позволяет получать качественные данные. В отличие от опросов, здесь пользователи делятся своим опытом в ходе диалога. Метод позволяет получить более подробные отзывы, понять желания и мотивы пользователей, а также выявить эмоциональные аспекты взаимодействия с продуктом. Также имеет смысл проводить интервью с пользователями и регулярно запускать опросы для сбора обратной связи. В целом организация и проведение этих методов не требует больших затрат, однако здесь важно грамотно формулировать вопросы, исходя из цели, которой вы хотите добиться.

Анализ логов и метрик я советую проводить в тех случаях, когда необходимо понять поведение пользователей без прямого взаимодействия с ними. Лог-файлы и аналитические инструменты (например, Google Analytics, Яндекс.Метрика) позволяют отслеживать, какие страницы пользователи посещают чаще всего, сколько времени проводят на сайте, откуда приходят и на какие страницы переходят. Хотя этот метод не дает прямой обратной связи, он помогает сделать выводы об удобстве интерфейса и юзабилити продукта.

Продвинутый уровень: A/B-тестирование

Одним из наиболее эффективных методов изучения пользовательского опыта являются A/B-тесты. Для их проведения пользователи делятся на две группы, каждая из которых работает с разными версиями продукта. Полученные данные сравнивают и делают выводы об успешности нововведений. Такой тест позволяет точно измерить влияние изменений на ключевые показатели эффективности (KPI), однако его проведение сопряжено с рядом сложностей, которые могут повлиять на достоверность результатов. Прежде всего, для получения статистически значимых результатов требуется достаточно большая выборка. Если группы участников слишком малы, различия между результатами могут оказаться случайными, а не следствием изменений. Также необходимо убедиться, что обе группы репрезентативны и сопоставимы по ключевым характеристикам. В значительной степени на результат может повлиять эффект новизны — пользователи могут реагировать на изменение положительно просто потому, что оно отличается от старого варианта. Со временем такой эффект может исчезнуть, и реальная ценность изменения окажется ниже ожидаемой. Чтобы исключить этот эффект, я рекомендую продолжать мониторинг после завершения теста.

В целом правильное планирование, четкая реализация и грамотный анализ результатов позволят преодолеть большинство трудностей и сделать правильные выводы, поэтому A/B-тестирование остается одним из наиболее эффективных методов оптимизации продуктов и повышения их эффективности.

Профессиональные методики тестирования: Usability Testing, Eye tracking, модераторские тесты, Simulated Environment

Профессиональные методы тестирования направлены на глубокое изучение поведения пользователей, выявление тонких нюансов и потенциальных проблем. Как правило, их организация и проведение требуют больших усилий, ресурсов и времени, однако именно они дают возможность увидеть реальные проблемы и ошибки, возникающие у пользователей при контакте с продуктом.

Так, тестирование юзабилити (Usability Testing) предполагает создание специально оборудованных помещений, где пользователи работают с продуктом под наблюдением исследователей. Такие комнаты оснащены камерами, микрофонами и другим оборудованием для записи действий и реакций участников. Задача теста заключается в том, чтобы проверить, насколько легко и интуитивно понятно пользоваться продуктом. Исследователи могут наблюдать за процессом в реальном времени, фиксируя трудности, с которыми сталкиваются участники.

Модераторные тесты представляют собой более структурированный подход к тестированию. Здесь работа проводится под руководством модератора. В ходе тестов он направляет участников, ведет с ними диалог, что делает процесс более эффективным, поскольку позволяет создавать ситуации, в которых нужные аспекты взаимодействия с продуктом гарантированно будут исследованы.

В методе Eye-tracking (Отслеживание взгляда) используются специальные устройства для отслеживания движений глаз пользователя во время работы с продуктом. Это позволяет понять, на каких элементах экрана они сосредотачивают внимание, какие части интерфейса игнорируют, и как долго задерживаются на определенных участках. Такие данные позволяют оптимизировать дизайн и сделать интерфейс более интуитивным, помогая обеспечить лучшее расположение элементов на экране.

Для сложных продуктов, особенно в области корпоративных решений или систем безопасности, может использоваться моделированное окружение (Simulated Environment). Оно имитирует реальную среду эксплуатации продукта, позволяя пользователям работать с ним так, как будто они находятся в реальных условиях. Этот метод полезен для выявления скрытых проблем, связанных с интеграцией системы в существующую инфраструктуру и позволяет обнаружить редкие ошибки.

Перед созданием конечного продукта я рекомендую использовать прототипы для тестирования концепции. Они представляют собой упрощенные версии будущего продукта, которые могут быть интерактивными или статичными, и служат для проверки концептуальных идей, дизайна и функциональности. Тестирования проходит по тем же методикам с анализом результата и последующим внесением корректировок в разработку. Для проведения этого теста используются такие популярные инструменты, как Figma, InVision и UserTesting.

Выбор метода пользовательского тестирования будет зависеть от целей, стадии разработки продукта и доступных ресурсов. Как правило, наилучшие результаты достигаются путем сочетания нескольких подходов. Например, сначала проводят опросы, чтобы собрать общую обратную связь, затем организуется usability-сессии для детального изучения проблем, а в завершении проводится A/B-тестирование, чтобы сравнить эффективность различных вариантов решения выявленных недочетов.

Важно помнить, что эффективное пользовательское тестирование позволяет глубже понять, чего на самом деле хотят пользователи и выявить проблемы на ранних стадиях разработки, что значительно повышает шансы на успех продукта на рынке.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
7 — 9 февраля 2025 г. (пятница — воскресенье), г. Переславль-Залесский
Человеческий фактор: почему местная ИТ-поддержка по-прежнему важна
По мере того как автоматизация и искусственный интеллект изменяют структуру ИТ-поддержки, локальные поставщики услуг …
D&A Governance 2025: как Gartner видит рынок управления данными и аналитикой
Если приобретение решения для стратегического управления данными и аналитикой входит в ваш список дел …
High-Load Systems как основа успешного бизнеса
Ведущий инженер компании BrainRocket Глеб Шкрябин рассказал об опыте создания высоконагруженных систем, обеспечивающих …
Зрелость данных и “зажатые посередине”: проблема среднего бизнеса
Нил Трикетт, управляющий директор по региону EMEA компании Apply Digital, объясняет на портале Information Age, как …
Шесть тенденций в разработке ПО, за которыми стоит следить в 2025 году
В 2025 г. в разработке ПО будут происходить постепенные изменения, включая связанные с отдельными …