НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-менеджмент:
Руслан Заединов, Рексофт: «Экспорт услуг ЦОД не стоит ждать даже в самой отдаленной перспективе»
В декабре 2024 года многопрофильная технологическая группа Рексофт объявила о создании департамента «Облака …
Технический лидер по развитию облачных сервисов Cloud.ru Григорий Немыченков
В России публичные облака часто выбирают за их масштабируемость и возможность снизить расходы …
«Хакеры умнее не становятся, но при этом мешают жить всё большему количеству организаций»
Кибератаки превратились в целую отрасль преступного бизнеса, искусственный интеллект пока играет на стороне …
Российский суперапп для бизнеса eXpress: новые фичи в 2024 году и планы по развитию
В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил развиваться, однако краеугольные камни эффективного рабочего …
Дмитрий Юдин, руководитель направления AI провайдера облачных и AI-технологий Cloud.ru
На активно развивающемся рынке ИИ важной задачей остается внедрение новых технологий, связанных …
 

Agile vs Waterfall: какой подход лучше подходит для вашего IT-проекта?

Николай Прокофьев, продакт-менеджер, инициатор создания облачного сервиса Tapper | 15.11.2023

Создание цифрового продукта — процесс, требующий чёткого плана и структуры взаимодействия внутри команды. Творческий хаос, отсутствие координации и неэффективное использованием ресурсов приводит к срыву сроков, превышению бюджета, снижению качества продукта и недовольству клиентов. Кроме того, без эффективной организации работы трудно прогнозировать результаты, оценивать риски и своевременно реагировать на изменения. Поэтому выбор эффективной методологии управления IT-проектом неизбежно встаёт перед каждой командой.

В сфере информационных технологий наибольшей популярность пользуются две методологии управления — Agile и Waterfall. Они кардинально отличаются друг от друга по своей философии, принципам и организации работы. И поскольку выбор правильного подхода к управлению играет ключевую роль в успехе любого IT-проекта, важно знать об особенностях каждой из этих моделей.

Agile

Agile — это гибкая методология разработки программного обеспечения, основанная на итеративном подходе и тесном взаимодействии всех участников проекта. В отличие от традиционных методов, где весь процесс разбит на последовательные этапы, Agile предлагает работу короткими циклами, называемыми спринтами. Каждый спринт обычно длится от одной до четырех недель, в течение которых команда разрабатывает часть функционала, демонстрирует результаты заказчику и получает обратную связь. Это позволяет быстро адаптироваться к изменениям требований и улучшать продукт на основе реальных отзывов пользователей.

Одна из самых распространенных форм применения подхода Agile в сфере информационных технологий — метод Scrum. Его суть заключается в постепенном создании продукта небольшими частями, которые затем объединяются в итоговый выпуск. Для этого в команде определяются роли, создаются опорные документы и регулярно проводятся встречи.

Ключевую роль метод отводит Product Owner (Владелец продукта — прим.ред.). Он отвечает за постановку целей и обозначение приоритетов продукта, а также управляет списком задач. Важнейшая функция этой роли — формирование общего представления о продукте и направление его дальнейшего развития. Product owner помогает команде следовать правилам Scrum и устраняет любые трудности, возникающие в ходе работы над проектом Scrum Master. Его задача — обеспечивать эффективную совместную работу. За выполнение задач и создание готового продукта отвечает Development Team — кроссфункциональная группа специалистов, у которых есть все необходимые навыки для решения поставленных задач.

Работает команда опираясь на ряд документов. Полный перечень всех требований и функций продукта содержится в Product Backlog. Этот документ регулярно обновляется владельцем продукта и служит основой для планирования последующих этапов работы. Sprint Backlog включает задачи, выбранные командой для выполнения в текущем спринте. Эти задачи берутся из бэклога продукта и представляют конкретные цели, которые должны быть достигнуты в течение спринта. Готовая часть функционала, созданная в результате одного спринта называется Increment. Он должен быть завершён и отвечать заранее определённым критериям готовности.

Каждый спринт начинается с Sprint Planning Meeting — встречи, где команда определяет задачи, которые будут выполнены в текущем спринте, оценивает объём предстоящей работы и оптимально распределяет ресурсы. На ежедневных коротких совещаниях — Daily Scrum — все делются результатами и выявляют потенциальные сложности. Цель таких встреч — поддерживать высокий уровень взаимодействия и согласованности действий. По завершении каждого спринта проводится демонстрация результатов работы заинтересованным лицам — Sprint Backlog. Здесь собираются отзывы и рекомендации, которые могут повлиять на дальнейшее развитие продукта. А после, на Sprint Retrospective, команда анализирует пройденный цикл работы, отмечает достижения и определяет направления для совершенствования.

Другой подход в соответствии с принципами Agile может быть реализован через методику Kanban. Это визуальная система управления потоком задач, применяемая в разработке цифровых продуктов. Основная идея заключается в том, чтобы ограничить количество одновременно выполняемых задач и обеспечить плавный и эффективный процесс работы.

Все задачи отображаются на доске Kanban, которая делится на колонки, соответствующие различным статусам задач, например, «To Do», «In Progress», «Done». При этом устанавливается лимит на количество задач, которые могут находиться в состоянии «In Progress». Это помогает избежать перегрузки команды и улучшает фокусировку на текущих целях. Задача команды — минимизировать задержки и оптимизировать процесс, чтобы задачи плавно перемещались от начала до конца доски. Таким образом Kanban направлен на достижение конкретных целей и результатов, а не просто на выполнение задач.

Waterfall

Waterfall — это традиционная каскадная модель разработки, в которой весь процесс разбивается на последовательные этапы. Сначала командой проводится анализ требований, затем идет проектирование, потом разработка, тестирование и, наконец, внедрение. Переход к следующему этапу возможен только после полного завершения текущего. Такой подход отличается строгим соблюдением структуры и минимизацией изменений на каждом этапе. Поэтому Waterfall хорошо подходит для проектов с четко определенными требованиями, так как он обеспечивает ясность и предсказуемость процесса. Однако этот метод менее гибок, чем Agile, и может быть сложным для адаптации к изменениям на поздних стадиях разработки. Впрочем, свои плюсы и минусы есть у обеих методик и, выбирая подход к управлению IT- проектом, их важно принимать во внимание.

Плюсы и минусы подходов

Гибкость в изменениях требований — одна из сильных сторон Agile. Она позволяет легко адаптироваться к новым требованиям и изменениям в процессе разработки. Благодаря коротким итерациям, быстро выявляются, исправляются ошибки и недочёты. Постоянное взаимодействие с конечными пользователями помогает создавать продукт, максимально соответствующий их ожиданиям. Однако при этом метод может давать сбои из-за нехватки структурированности. В нем нет четких планов, что может привести к путанице и недостаточной координации внутри команды. Постоянные изменения могут затруднить полное понимание требований со стороны разработчиков, что создаёт риски непонимания требований к проекту. Кроме того, успех проекта очень зависит от квалификации и согласованности работы команды, что может стать проблемой при увеличении масштаба разработок.

Waterfall предполагает четкое планирование и последовательность этапов, что обеспечивает ясность и предсказуемость процесса разработки цифрового продукта. Заранее определенные сроки и бюджет позволяют легче контролировать расходы и сроки выполнения проекта. Однако ограниченная гибкость при внесении изменений на поздних этапах может потребовать значительных затрат времени и ресурсов. Любые корректировки требуют возврата к предыдущему этапу, что значительно усложняет внесение правок, а возникающие на ранних стадиях разработки ошибки могут остаться незамеченными до финального тестирования, что увеличивает риск дорогостоящих переделок.

Как выбрать?

Выбор между Agile и Waterfall зависит от множества факторов. При этом важно помнить, что ни один из подходов не является универсальным решением и каждая ситуация требует индивидуального анализа.

Начните с оценки основных параметров проекта. Большие и сложные проекты требуют структурированного подхода, такого как Waterfall, в то время как небольшие проще реализовать с Agile. Если требования чётко определены и вряд ли изменятся, лучшим выбором может стать Waterfall. Быстрее адаптироваться к постоянным изменениям поможет Agile.

Организационная культура вашей компании также играет важную роль при выборе методики управления IT-проектом. Если ваша организация открыта к нововведениям, готова к быстрым изменения, и у вас есть опытные специалисты, знакомые с Agile-практиками, переход на эту методологию будет проще. Если команда привыкла к традиционным методам, Waterfall может показаться им более комфортным.

Ещё один критерий — уровень вовлечённости заказчика. Если он готов предоставлять обратную связь и хочет активно участвовать в процессе разработки, Agile обеспечит возможность простого и эффективного взаимодействия, так как подразумевает частое общение и демонстрацию промежуточных результатов. Если заказчик предпочитает минимальный контакт и чёткую фиксацию требований уже на начальном этапе, Waterfall обеспечит необходимый контроль и предсказуемость.

Иногда наилучшим решением становится комбинация элементов двух методик. Такие гибридные модели позволяют сочетать гибкость и итеративность с дисциплиной и структурой. К примеру, можно использовать Agile для разработки отдельных компонентов проекта, в то время как общая структура проекта будет под контролем Waterfall. Один из примеров такого гибридного подхода — методология SAFe (Scaled Agile Framework — прим. ред.), которая объединяет элементы Agile и Lean для управления крупными программными проектами.

Выбор методологии для разработки цифрового продукта — это всегда компромисс между гибкостью, скоростью и надёжностью. Важно учитывать все вышеперечисленные факторы и принимать решение, исходя из конкретной ситуации. Главное — оставаться открытыми к изменениям и быть готовым адаптироваться по мере развития проекта. И тогда у вас получится создать качественный цифровой продукт в установленные сроки и с оптимальным использованием ресурсов.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
7 — 9 февраля 2025 г. (пятница — воскресенье), г. Переславль-Залесский
Человеческий фактор: почему местная ИТ-поддержка по-прежнему важна
По мере того как автоматизация и искусственный интеллект изменяют структуру ИТ-поддержки, локальные поставщики услуг …
D&A Governance 2025: как Gartner видит рынок управления данными и аналитикой
Если приобретение решения для стратегического управления данными и аналитикой входит в ваш список дел …
High-Load Systems как основа успешного бизнеса
Ведущий инженер компании BrainRocket Глеб Шкрябин рассказал об опыте создания высоконагруженных систем, обеспечивающих …
Зрелость данных и “зажатые посередине”: проблема среднего бизнеса
Нил Трикетт, управляющий директор по региону EMEA компании Apply Digital, объясняет на портале Information Age, как …
Шесть тенденций в разработке ПО, за которыми стоит следить в 2025 году
В 2025 г. в разработке ПО будут происходить постепенные изменения, включая связанные с отдельными …