Многие стартапы начинают застревать на этапе построения инфраструктуры. Желая достичь успеха Netflix или Google, они копируют их идеи и пытаются внедрить в свои бизнес-процессы. Это может привести к серьезной трате времени и ресурсов, в то время как стартапам критически важна быстрота создания продукта. Никита Грибалев, СTO компании Zendrop, рассказал о том, как строить инфраструктуру так, чтобы не задерживаться на этом этапе и быстро масштабироваться.

Никита Грибалев

Как строить инфраструктуру для стартапа

Главная задача на старте — быстрая проверка продуктовых гипотез, чтобы оперативно создать MVP, протестировать его, внести изменения и развивать дальше. Инфраструктура не должна отвлекать от этих основных задач. На первом этапе не стоит добиваться «идеально» выстроенной инфраструктуры — достаточно будет просто хорошо работающей.

Также не стоит ее усложнять — продукт всё равно будет меняться с течением времени, и чтобы технический долг не стал критичным при росте нагрузки, фундамент должен быть минимальным.

Как управлять компромиссами в инфраструктуре

Многие владельцы стартапов боятся компромиссов и стараются всеми силами их избежать. Но стоит помнить, что компромиссы в разработке — это нормально, если вы осознаете их и управляете ими. Чтобы они не мешали вашей работе, соблюдайте эти правила:

  • Фиксируйте каждый компромисс. Можно использовать для этого обычную таблицу в Excel, любой таск-трекер или вики-страницу, например, в Notion. Необходимо записывать суть компромисса и причину, по которой он был принят, например: «Отказались от Kubernetes в пользу простого хостинга, потому что нагрузка пока маленькая и нет времени на настройку сложного решения».
  • Периодически проводите ревью списка компромиссов. Его цель — управление компромиссами, чтобы они не выходили из-под контроля и не становились неуправляемым растущим техническим долгом. Необязательно делать это часто, главное — регулярно: раз в 2 недели, месяц или квартал, в зависимости от ресурсов.

Не стоит игнорировать компромиссы в надежде переписать потом. Лучше зафиксировать все случаи, чтобы потом обращаться к ним во время доработки продукта.

Также стоит осознанно отнестись к использованию в MVP сложных инфраструктурных решений: перед внедрением всегда задавать себе вопрос: «Это решение сейчас нас ускорит или замедлит?». Если инструмент требует долгого освоения или сложной поддержки и не дает явных преимуществ в ближайшее время, лучше отложить его.

Пример компромисса

  • Проблема: Игнорирование версионности API (отсутствие контрактов).
  • Суть компромисса: На старте решили быстро делать API, не вкладываясь в проектирование и версионность. Просто обновляли endpoint’ы и параметры, как было удобнее в моменте.
  • Причина компромисса: Быстрая скорость разработки без бюрократии.
  • Последствия: Когда проект вырос, оказалось, что внешние клиенты интегрировались по старым неформальным соглашениям, а изменения API теперь ломают интеграции. В результате каждое изменение превращается в боль и требует долгих согласований или поддержки множества устаревших версий API.
  • Как управлять: Фиксировать компромисс, запланировать регулярные ревью API и постепенное введение версионности и формальных контрактов по мере роста.

Как правильно реагировать на ошибки

Не стоит бояться сбоев и ошибок — следует расценивать их в качестве важных сигналов, необходимых для оптимизации работы. Чтобы они помогали в дальнейшем развитии проекта, нужно своевременно мониторить их и логировать.

Необходимо настроить алерты так, чтобы не пропускать важные сообщения о сбоях. Например, в нашей практике был пример, когда система отправляла слишком много ненужных алертов, и поэтому важное предупреждение о высокой нагрузке на базу данных было пропущено. В связи с этим случился почти часовой даунтайм, хотя проблему можно было устранить практически без последствий, если заметить ее вовремя.

Чтобы вовремя отслеживать сбои, можно использовать такие инструменты, как Sentry, Datadog и NewRelic. Эти сервисы помогают понять, что происходит внутри приложения, и быстро реагировать на ошибки или сбои.

Sentry — это более легкий инструмент, который фиксирует ошибки в приложении и показывает, в каком месте кода и контексте они возникли. Например, если приложение неожиданно перестало работать, Sentry автоматически зафиксирует этот сбой, отправит оповещение и покажет команде, что и где сломалось, вплоть до конкретной строчки кода.

Datadog и NewRelic — это более глубокие системы мониторинга и рантайм-профайлинга, которые собирают и отображают метрики о работе приложения и инфраструктуры: нагрузку на серверы, скорость ответа приложений, потребление памяти. Например, эти инструменты могут показать, что база данных начинает работать медленнее задолго до того, как пользователи заметят проблему. Это позволит команде вовремя вмешаться и не допустить сбоев.

Даже на бесплатных тарифах эти сервисы полезны, потому что они заранее предупреждают о потенциальных проблемах, сокращая время реакции и помогая избегать простоев.

Централизованный сбор логов через специализированные сервисы — например, Elastic-stack или CloudWatch — существенно ускоряет диагностику. Смысл централизованного сбора логов в том, что все логи из разных систем (серверы, приложения, базы данных и т.д.) собираются и хранятся в одном месте. Это позволяет:

  • Быстро находить проблемы. При сбое не нужно вручную заходить на каждый сервер или в каждое приложение отдельно. Достаточно выполнить поиск в одном интерфейсе, что экономит часы и даже дни работы.
  • Удобно анализировать данные. Можно быстро находить закономерности, которые сложно увидеть другими способами. Например, централизованное хранилище позволяет понять, какой компонент стал источником ошибки, и как это повлияло на другие компоненты.
  • Эффективно реагировать на инциденты. Если возникает инцидент, можно сразу увидеть все логи, связанные с конкретным событием, и быстрее разобраться в причинах проблемы.

Таким образом, не стоит запускать сервис без хотя бы минимального мониторинга и логирования. Отслеживание ошибок поможет отметить уязвимости и слабые места продукта и вовремя их исправить, чтобы это не вылилось в крупные недоработки, когда продукт будет масштабироваться.

Как оптимизировать продукт

Всегда стоит ориентироваться на текущее состояние продукта. Часто команды заранее пытаются продумать, как он будет развиваться в дальнейшем, и распиливают стабильный монолит на микросервисы. Так тратится время и деньги, усложняется поддержка, но если нагрузка на продукт не растет, то эти действия бессмысленны.

Не нужно оптимизировать производительность заранее, если текущий запас прочности продукта достаточен. Работать стоит над тем, что реально вызывает проблемы уже сейчас, а не над тем, что кажется сложным в будущем. Также не стоит автоматизировать процессы, которые еще нестабильны и часто меняются — вы потратите на это время, а в итоге придется всё переделывать.

Из чего состоит инфраструктура для стартапа

Технологическая инфраструктура включает в себя:

  • облачные ресурсы;
  • CI/CD;
  • серверы;
  • архитектуру приложения;
  • технологический стек;
  • подход к разработке и интеграции.

Правильная технологическая инфраструктура на старте продукта должна быть не «готовой ко всему», а легко дорабатываемой и адаптируемой к новым условиям. И на это напрямую влияет выбор архитектуры. Например, модульная архитектура позволяет выносить компоненты в отдельные микросервисы, когда нагрузка начинает расти.

Вот ключевые характеристики дорабатываемой инфраструктуры:

  • Чёткие границы и зоны ответственности.
  • Хорошо описанные контракты взаимодействий — внутри и снаружи.
  • Понятная архитектура и прозрачные зависимости между компонентами.

Вместо заключения

Именно технологическая инфраструктура определяет скорость и возможности роста продукта. Если заложить ее правильно, то стартапы смогут легко адаптироваться к изменениям и быстро реагировать на рост нагрузки и новые вызовы.

Цель создания инфраструктуры не в том, чтобы подготовиться к любому гипотетическому сценарию, а в том, чтобы сохранить возможность быстро реагировать и адаптироваться по мере развития ситуации. Для этого стоит соблюдать простые правила — описывать взаимодействия, логировать компромиссы и быстро исправлять ошибки.