Данные — это источник жизненной силы современного подключенного предприятия. Именно поэтому все большее число организаций стремятся иметь эффективного директора по данным (chief data officer, CDO), отмечают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.
CDO — это руководитель, которому поручено извлекать максимальную пользу из корпоративных данных. Обычно он курирует функции управления данными и определяет стратегию организации в области данных, включая стратегическое управление данными, качество данных, аналитику данных и безопасность данных.
По словам Эмили Лайонс, директора по данным и науке о данных Liberty Mutual Insurance, чтобы стать эффективным CDO, необходимо создать множество бизнес-возможностей. Она отмечает важность для CDO глубокого понимания бизнеса, которому они служат, и того, как данные могут помочь этому бизнесу оставаться конкурентоспособным и способствовать успеху. «В этом суть разработки эффективной стратегии в области данных», — отмечат Лайонс.
CDO должен понимать все аспекты бизнеса, включая его проблемы и возможности, а также то, как данные и искусственный интеллект могут помочь эффективно решать эти задачи, говорит Дэниел Аванчини, соучредитель и CDO компании Indicium, предоставляющей сервисы в области ИИ и данных. По его словам, решение проблем часто требует инвестиций в новую платформу данных, найма высококлассных инженеров по данным или проведения тренингов о том, как лучше использовать существующие инструменты. «Главное — в первую очередь сосредоточиться на бизнес-целях. Данные идут на втором месте», — отмечает Аванчини.
Принятие изменений
Современный мир ИТ быстро меняется, что влияет на перспективы CDO. «Посмотрите на последние достижения в области технологий, в частности генеративного ИИ (GenAI), за последние два года, — говорит Лайонс. — Понимание влияния новых технологий на ваши планы и определение того, как вы можете извлечь выгоду из этих достижений, является ключом к успеху».
Аванчини согласен: «За последние 20 лет мы перешли от облачных вычислений к большим данным, облачным хранилищам данных, а теперь и к ИИ. Идти в ногу со временем сложно, но понять, что является шумихой, а что реальностью, еще сложнее».
Лайонс считает, что успешному CDO требуется определенная выдержка. «Данные — это сложная задача, и они никогда не будут идеальными, — объясняет она. — Всем всегда будет нужно больше данных более высокого качества и в более удобном для использования формате». Однако параметры того, как на самом деле выглядят «качественные данные», постоянно меняются. «Способность превратить этот факт в источник мотивации для вас и ваших команд необходима для обеспечения устойчивости», — отмечает она.
Внутренняя поддержка
Лайонс подчеркивает необходимость построения прочных взаимоотношений: «Эффективное управление данными требует сотрудничества многих команд, включая команды по технологиям, бизнес-операциям, юридические и финансовые». Ключевым моментом является объединение усилий всех этих команд для достижения общей цели, особенно когда речь идет о создании и операционализации надежных данных и инсайтов.
CDO следует сотрудничать с коллегами в ключевых подразделениях предприятия, чтобы найти и привлечь ответственных за данные и бизнес-экспертов, советует Кэтлин Лилли, CIO Konica Minolta. «Эти люди формируют центр передового опыта, который способствует успеху и добавляет контекст к данным, — поясняет она. — И обеспечивает соответствие стратегии в области данных приоритетам бизнеса».
По словам Лайонс, каждый играет свою роль в улучшении качества данных, и для повышения эффективности CDO полезно, если его стратегия, подход и прогресс постоянно проверяются и оспариваются членами команды по всему предприятию. «Эти люди имеют важное представление о том, как данные могут помочь вашей компании добиться успеха, — отмечает она. — CDO может получать ценную информацию от людей с разным опытом работы».
По словам Аванчини, чтобы добиться каких-либо значимых изменений в использовании данных в организации, CDO необходима поддержка высшего руководства. «Изменения всегда болезненны, а превращение бизнеса в основанный на данных требует реорганизации сотрудников и процессов, что часто встречает сопротивление», — отмечает он. С появлением ИИ эта задача становится еще более сложной, поскольку масштабные изменения могут угрожать существующим должностям и карьерному росту. «Поддержка руководства не подлежит обсуждению», — считает он.
CDO также должен работать над тем, чтобы завоевать сердца и умы не руководящих сотрудников, показывая им важность приобретения навыков в области данных и ИИ и применения их в повседневной работе, говорит Аванчини. «Хотя эта внутренняя пропаганда важна, ее недостаточно без поддержки сверху», — добавляет он.
Заключительные соображения
CDO всегда должны понимать, что они служат своей компании и ее клиентам, полагает Лайонс. «Всегда есть риск слишком сильно сосредоточиться на достижении совершенства в области технологий обработки данных или управления ими, а не на прогрессе в области данных», — говорит она. Следует помнить, что прогресс — это движущая сила, обеспечивающая предоставление истинной ценности для клиентов. «Поскольку мы продолжаем сталкиваться с быстрыми переменами, крайне важно настроиться на рост и рассматривать перемены как возможность, а не препятствие на пути к успеху», — отмечает она.
CDO должны работать со своими коллегами-руководителями над созданием организации, основанной на данных, понимая при этом, что коллеги могут не до конца понимать присущую данным сложность, говорит Лилли. Кроме того, CDO следует избегать чрезмерно жесткого подхода к управлению данными, ошибочно предполагая, что у них есть решения для всех проблем.