Российский рынок разработки продолжает рост, корпоративным заказчикам нужны инструменты для управления процессами, услугами и продуктами. Однако, разработчикам нужны инструменты, упрощающие и ускоряющие ряд специфических задач, которые встречаются при создании программы, превращения его в продукт и управлении его жизненным циклом. Об одном из таких решений мы поговорили с Артемом Герасимовым, владельцем продукта SimpleOne SDLC.

Как вы оцениваете перспективы российского рынка разработки в целом? Есть ли у него существенные отличия от глобального?

Российский рынок разработки растёт, многие секторы экономики активно переходят на цифровизацию, чтобы лучше управлять услугами и продуктами. Хотя уход зарубежных компаний из России создал видимость проседания рынка, новые продукты и услуги появляются ежедневно. Импортозамещение стимулирует этот процесс, так как государство поддерживает развитие отечественных решений.

Можно сказать, что основное отличие российского рынка от глобального — это фокус на создании независимых продуктов. Российские компании развивают собственную экспертизу, а не используют готовые зарубежные решения. Бизнес создаёт уникальные продукты, которые функционируют без внешних зависимостей. При этом российские компании работают быстрее в плане адаптивности, им нужно оперативно выводить продукты на рынок.

Почему в условиях бума сегмента системы класса «управление жизненным циклом» все еще находятся в тени на российском рынке?

Российский рынок концентрируется на выпуске новых продуктов и не готов серьезно инвестировать во внутреннее управление процессами. Компании привыкли к Jira, хотя эта система далеко не всегда подходит для управления разработкой продуктов. Руководители не готовы тратить ресурсы на изучение новых решений, они направляют усилия на другие задачи.

Однако ситуация меняется по мере роста конкуренции. Компании уже понимают: обычного таск-трекера с плагинами недостаточно для продуктивной разработки. Раньше российский рынок был преимущественно проектным, и можно было работать медленнее. Сейчас бизнесу нужно адаптироваться под меняющиеся условия, и делать это нужно намного быстрее, чем раньше. Крупные компании переходят от классических подходов управления проектами к продуктовому мышлению, поэтому популярность SDLC систем растет.

Что означает SDLC? Что такое SDLC-система?

SDLC — это, по сути, жизнь продукта. Software Development Life Cycle, жизненный цикл разработки ПО представляет собой бесконечный цикл разработки продукта, который проходит через этапы создания идеи, дизайна, построения архитектуры решения, разработки, тестирования и выпуска продукта. Это термин более абстрактный, чем Agile. Если Agile включает несколько принципов, то SDLC представляет один большой принцип: получение обратной связи после каждого этапа и особенно после выпуска релиза для формирования новых идей и улучшения продукта.

Жизненный цикл разработки ПО

Методология SDLC больше подходит для разработки сложных продуктов, поскольку она предполагает постоянное обновление и совершенствование в ответ на обратную связь от пользователей и рынка. В проектной работе, напротив, обычно существует определенный план, работа идет по прямой траектории с ограниченной возможностью для изменений.

В SDLC входят Agile-методологии, такие как Scrum и Kanban, которые позволяют управлять командой разработки и дают гибкость в выполнении задач. Для автоматизации и оптимизации процессов в SDLC используются дополнительные инструменты, такие как CI/CD (непрерывная интеграция и поставка), системы тестирования, различные инструменты для разработчиков, например, код ревью с использованием ИИ. Все эти инструменты позволяют ускорить разработку, повысить качество продукта и сократить время на исправление ошибок.

SDLC-система — это комплексное решение, которое организует весь процесс разработки в единой точке, что позволяет ускорить разработку и выпуск продукта на рынок.

Для чего нужно внедрять SDLC-систему?

SDLC-система становится необходимой при переходе к продуктовому мышлению. Если компания работает как внутренняя фабрика разработки, обслуживая заказчиков с готовыми требованиями, достаточно обычного таск-трекера или сервис-деска. Но когда цель — создавать продукты, а не просто набор функций, SDLC-система помогает организовать процессы получения обратной связи и выстраивать развитие на ее основе.

Система решает проблему координации работы множества команд над одним продуктом. Без специализированного инструмента синхронизировать усилия разных групп разработчиков становится крайне сложно. SDLC-система обеспечивает четкие процессы взаимодействия и помогает всем участникам двигаться в одном направлении.

Еще одна важная задача — выстраивание эффективной обратной связи с пользователями. Компания может принимать обоснованные решения о развитии продукта и быстро реагировать на изменения рынка. SDLC-система также помогает внедрять гибкие методологии и предоставляет инструменты отчетности для управления процессами, которые помогают бизнесу постоянно улучшать свои подходы к разработке, основываясь на реальных данных и метриках.

Начиная с какого уровня для заказчика SDLC-система становится «must have»?

Мы рекомендуем начинать переходить на SDLC систему в тот момент, когда вы начинаете использовать продуктовый подход. Однако обязательной и критичной она становится при росте команд, когда количество разработчиков начинает превышать 50 человек. На этом этапе важно синхронизировать команды вокруг продукта и выстроить четкие процессы работы. Без специализированной системы управлять большим количеством команд, работающих над одним продуктом, становится невозможно. Маленькие компании могут обойтись простыми таск-трекерами или сервис-деском — у них не так много задач и процессов. SDLC-системы достаточно объемные, поэтому для небольших команд такое вложение не всегда оправдано.

Есть ли специфические проблемы при внедрении бесплатных SDLC-систем?

Полноценных бесплатных SDLC-систем не существует. Системы, позиционирующие себя как бесплатные, представляют собой таск-трекеры или минимальные системы управления проектами. Бесплатные системы зарабатывают на дополнительном обслуживании, поэтому при заточке под узкую специальность есть риски не окупить разработку — обычно они остаются решениями широкого профиля. Это таск-трекеры, не заточенные под управление жизненным циклом разработки продуктов.

Многие решения работают по freemium-модели, то есть предлагают базовую версию бесплатно. Компании часто подсаживаются на такие решения, но при росте бизнеса функциональности становится недостаточно, и они вынуждены оплачивать подписки. При этом цены всегда могут вырасти в несколько раз. Лучше изначально выбирать профессиональные решения, чтобы сразу выстраивать правильные процессы для создания качественных продуктов. Выбирая бесплатные решения, компания принимает риски недостатка функциональности, потери денег при повышении стоимости и дополнительных затрат на переход на новое ПО в будущем.

Для разработки каких продуктов используют SDLC-системы? Какие у вас есть неожиданные кейсы?

SDLC-системы обычно применяют для разработки IT-продуктов — B2C и B2B решений. Разработка может происходить в разных форматах: внутренняя работа над продуктами собственными силами или привлечение внешних заказчиков к процессу управления.

Типичный пример — кейс крупной ритейл-компании, которая использует SDLC для подключения внешних заказчиков. Компания управляет своим продуктом через SDLC-систему, а внешние заказчики получают доступ к задачам для управления процессами, поставленными компанией. Такой подход позволяет лучше контролировать качество разработки и обеспечивать прозрачность процессов для всех участников.

Гораздо интереснее недавний кейс с индустриальной компанией, которая внедряет SimpleOne SDLC для управления разработкой промышленной робототехники. Они выстраивают производство роботов, рассматривая каждого робота как отдельный продукт со своими этапами реализации.

Основа SDLC — управление разработкой продукта через обратную связь. Поэтому внедрение SDLC-системы может помочь в управлении и организации процессов далеко за пределами IT, в любой сфере, где есть цикличный процесс создания и улучшения продукта.

Сколько времени занимает внедрение SDLC на стороне заказчика?

Время внедрения зависит от типа SDLC-системы. На рынке есть три типа продуктов, позиционирующих себя как системы управления разработкой ПО.

Первый тип — таск-трекеры, адаптированные под разработку. Они содержат дополнительные статусы и типы задач, настроенные под процессы разработки. Такие системы внедряются относительно быстро, нужно описать процессы, и система их отобразит. Проблема в ограниченных возможностях кастомизации, из-за которых часто приходится подстраивать компанию под продукт, а не наоборот.

Второй тип — платформы вроде Atlassian с Jira, Confluence, Bitbucket. Внедрение занимает до полугода и может растянуться до бесконечности, поскольку нужно переводить разные отделы на огромную систему. Главная проблема — решения недостаточно гибкие, приходится адаптировать компанию под процессы системы на уровне регламентов.

Третий тип — low-code платформы, заточенные под адаптацию. Они позволяют настроить систему под существующие процессы компании, а не ломать организацию под требования продукта. Внедрение занимает от трех месяцев до бесконечности, поскольку компании развиваются и улучшают процессы. Преимущество — возможность кастомизации без ущерба для организационной структуры.

Как часто бывает нужна кастомизация под заказчика и/или под продукт?

Кастомизация всегда нужна в крупных компаниях. Маленькие компании могут использовать готовые решения, для них это не критично, поэтому многие пользуются простыми таск-трекерами из-за небольшого объема задач.

При росте компании начинается подключение платформенных решений, добавление множества плагинов и попытки подстроить систему под растущие потребности бизнеса. Крупные компании или те, которые понимают свой рост, нуждаются в решениях с хорошими возможностями кастомизации. Иначе приходится тратить больше времени и ресурсов на будущие доработки.

Создать универсальную систему сложно, все компании работают по-разному. Яркий пример — методология Scrum: никто не работает по классическому Scrum, все используют свои адаптированные методологии.

В чем состоит уникальность вашего продукта сейчас и какими функциональными возможностями будете обеспечивать УТП в краткосрочной перспективе?

Наше главное отличие — использование low-code платформы SimpleOne как основы для SDLC-системы. Хотя на российском рынке появляются low-code платформы, у них не реализованы полноценные SDLC-продукты. Вендоры этих решений предлагают управление проектами или командной разработкой, но это обычные таск-трекеры для управления задачами, а не специализированные системы для управления разработкой продуктов. Наша позиция в том, что важно создавать не просто новые продукты, а решения, основанные на обратной связи.

SimpleOne SDLC для управления продуктовой разработкой

Второе отличие — концентрация на интеграциях, специально заточенных под управление разработкой. Мы развиваем интеграцию с GitLab, используем искусственный интеллект для управления разработкой и проведения код-ревью. Развиваем базу знаний с применением ИИ для написания требований и сбора обратной связи. В целом вся платформа SimpleOne движется в сторону использования искусственного интеллекта — мы не просто улучшаем процессы, но помогаем их автоматизировать и развивать.

Интеграция с системой версионного контроля в SimpleOne SDLC

И ещё одно важное конкурентное преимущество — интеграция с ITSM-системой в рамках единой платформы. У нас есть Service Desk, CMDB и основа для работы с потребностями, инцидентами и дефектами. Мы концентрируемся не только на разработке, но и на том, чтобы разработка получала обратную связь через ITSM.

Работа с инцидентами из ITSM в SimpleOne SDLC

Компания, у которой будет оба решения, сможет быстрее реагировать на инциденты, так как разработка и поддержка продукта будут работать в единой системе. Появился инцидент, команда поддержки быстро уведомляет разработчиков, заводит дефект, команда оперативно его исправляет.

Связь ITSM и SDLC

Дополнительно CMDB в составе платформы позволяет разгружать команду разработки. Когда команды поддержки и разработки используют разные системы, каждый инцидент сразу попадает к разработчикам. В нашем случае команда поддержки может создать скрипт для временного решения повторяющейся проблемы и загрузить его в CMDB. При следующем похожем инциденте поддержка сама применяет готовое решение, а команда разработки получает задачу на исправление корневой причины в плановом порядке.

Как оцениваете перспективы вашего продукта в рублевой зоне и вероятность выйти за ее пределы?

В России есть рынок для развития — многие компании до сих пор используют Jira, которая уже устаревает. Например, мы обсуждаем с крупным банком переход на SimpleOne SDLC, поскольку они столкнулись с проблемой: разработчики Jira уходят из компании, новых специалистов найти сложно. Люди не идут в эту специализацию, не понимая, вернется ли Jira и стоит ли развиваться в этом направлении. Специалистов на рынке становится меньше, поддержка Jira дорожает. При этом в России появляется потребность в переходе не просто на российские, а на более продвинутые системы.

Мы, как компания, входящая в корпорацию ITG, выходим на мировой рынок, развиваемся на рынке БРИКС. Позиционируем продукты в Саудовской Аравии, Бразилии и других зарубежных странах. Перспективы развития продукта широкие — уже есть спрос на мировом рынке.

Реклама ООО «СИМПЛ 1», ИНН: 9725013892