Успешное внедрение искусственного интеллекта в организации не только для повышения производительности, но и для обеспечения рентабельности инвестиций является сложной задачей для CIO, и, по мнению Gartner, эта миссия может стать самой плодотворной в их карьере, сообщает портал InformationWeek на основе докладов на ИТ-симпозиуме Gartner/Xpo в Орландо.

По оценкам аналитической компании, сдвиг уже начался: ИИ движется от «пика завышенных ожиданий» к печально известной «впадине разочарования». Но этот сдвиг предоставляет CIO потрясающую возможность продемонстрировать рентабельность инвестиций в технологии ИИ.

«Согласно последнему опросу Gartner, вы, CIO, пользуетесь наибольшим доверием среди руководителей быстрорастущих компаний, уступая только финансовым директорам. Это ваш звездный час», — заявила аудитории из 7000 CIO и ИТ-специалистов Алисия Маллери, вице-президент Gartner.

По словам Дэрила Пламмера, заслуженного вице-президента Gartner, повышение производительности остается приоритетным направлением использования ИИ. По его словам, 74% финансовых директоров сообщили о повышении производительности благодаря использованию ИИ. Однако только 11% организаций видят очевидную окупаемость своих внедрений ИИ. «Поднимите свои сценарии использования ИИ на новый уровень, потому что дорога к ценности вымощена не только успехами в области производительности, важно, чтобы ценность была видна зрителю, — сказал Пламмер. — В частном секторе ценность — это рост. В государственном секторе это залог успеха миссии, и все вы хотите сократить расходы».

Баланс между готовностью к ИИ и готовностью людей

Чтобы добиться успеха в использовании ИИ, организациям необходимо сбалансировать «готовность к ИИ» и «готовность людей», заявил Пламмер. Это означает, что у нас есть сотрудники, заинтересованные в использовании технологий ИИ, которые также доверяют предложенным руководителями дорожной карте ИИ. Хотя «87% сотрудников заинтересованы в использовании инструментов ИИ, только 32% уверены в том, что руководство сможет провести ИИ-трансформацию», — сказал Пламмер.

По его словам, на пути к достижению баланса между готовностью к ИИ и готовностью людей CIO должны поставить управление точностью ИИ и агентами ИИ на первое место в своем списке приоритетов.

«По данным Gartner, 84% CIO и ИТ-руководителей не имеют формального процесса отслеживания точности ИИ», — добавила Маллери. По ее словам, лучший подход, используемый сегодня, — это анализ результатов ИИ человеком, но уравнение «человек в цикле» рушится само по себе, поскольку ИИ может совершать ошибки быстрее, чем люди могут их уловить, и ИИ может создавать галлюцинации или искажать факты.

Между тем, по словам Пламмера, менее 20% CIO заявляют, что их организации используют ИИ-агентов, и ценность этих агентов различна. «Не все агенты созданы равными», — сказал он, отметив, что почти 90% CIO в настоящее время сосредоточены на диалоговых чат-ботах.

«Использование ИИ-агентов для коммуникаций — это холостой выстрел», — сказал Пламмер. Организациям нужен более амбициозный подход, когда ИИ-агенты могут, например, отслеживать покупки клиентов, обновлять запросы на предложения и согласовывать условия. По его словам, CIO следует сосредоточиться на ИИ-агентах, которые способны рассуждать и самостоятельно принимать решения в дополнение к функциям общения.

Взвешивание затрат и выбор поставщика в рамках ИИ-стратегии

В процессе разработки ИИ-стратегии рентабельность инвестиций является невероятно важным фактором для CIO, поскольку стоимость ИИ со временем может расти в геометрической прогрессии. Gartner обнаружила, что 74% организаций не получают прибыли или теряют деньги от инвестиций в ИИ. Внедрение ИИ обходится организациям в среднем в 1,9 млн. долл. на начальном этапе, и это без учета дополнительных расходов, таких как обучение персонала или управление ИИ.

Помимо затрат, CIO необходимо взвесить, с какими поставщиками работать. Например, CIO, осуществляющим внедрение массового ИИ, лучше полагаться на гиперскейлеров, таких как AWS, Microsoft или Google. По мнению Gartner, CIO, специализирующимся на отраслевых сценариях использования, следует рассмотреть возможность сотрудничества со стартапами. Необходимо также принимать во внимание региональные нормативные акты, которые могут учитывать особенности суверенитета данных и влиять на то, какие инструменты ИИ могут использовать CIO.

Повышение квалификации для работы с ИИ

Даже если CIO правильно понимают принцип «готовности к ИИ», им все равно необходимо убедиться, что их сотрудники знакомы с ИИ и умеют им пользоваться.

«71% CIO и ИТ-руководителей сообщили, что их сотрудники не готовы к использованию ИИ. Почему? Потому что для ИИ характерна токсичная смесь из крутой кривой обучения и первобытного страха, что ИИ нас заменит», — сказала Маллери.

В ходе исследования, проведенного Gartner в сентябре 2025 г., было установлено, что, к счастью для сотрудников, только 1% сокращений численности персонала напрямую связан с ИИ. Чтобы двигаться вперед в вопросах повышения готовности персонала и использования преимуществ ИИ, организациям следует задуматься о своем отношении к талантам и ценностям. Это означает, что организации должны определить, следует ли использовать ИИ для замены неэффективных сотрудников или для повышения корпоративных ценностей, таких как рост выручки и сокращение невыполненных задач, отмечают аналитики.

Кроме того, организациям необходимо сбалансировать переобучение сотрудников использованию ИИ с обеспечением того, чтобы их навыки не терялись из-за растущей зависимости от технологии, считают аналитики. Важно, чтобы сотрудники сохраняли навыки критического мышления.

«Решите, какую работу должны выполнять люди, а какую не должен выполнять ИИ, и используйте ИИ для использования знаний по-новому», — сказала Маллери.

Применять ИИ как для обеспечения большей автономии операций, так и для повышения эффективности рабочей силы непросто, но это открывает исключительные возможности для CIO. «Золотой путь нелегок, но его прохождение может стать одним из самых плодотворных моментов в вашей карьере. Будущее определяете вы, а не ИИ», — заключила Маллери.