ЗАРУБЕЖНОЕ ТУРНЕ

В публичных рассуждениях о местоположении нашей страны в мировом сообществе почти неизменно присутствует тема "утечки мозгов", и тут, конечно, даже далекие от ИТ люди чаще всего приводят в пример компьютерную отрасль. Есть и другой заход к этой же проблематике - со стороны образовательной сферы: когда пытаются обосновать тезис о том, что подготовка ИТ-специалистов у нас находится на высоком уровне, то в качестве подтверждения обычно ссылаются на огромное количество выходцев из российских вузов, работающих в западных ИТ-компаниях. Не будем сейчас говорить о правомерности этих суждений, хотя ряд таких положений явно базируется на мифах, зачастую и создаваемых как раз для того, чтобы не затрагивать другие актуальные для российской ИТ-отрасли вопросы...

И все же - что представляет собой русский сегмент заграничного ИТ-сообщества? Насколько он велик, из кого формируется? Представляет ли он интерес для нас, живущих в России, или это уже "отрезанный ломоть"? И наконец, можно ли говорить о существовании русского сообщества, или это всего лишь отдельные люди, никак не связанные друг с другом?

Собрание русских сотрудников Microsoft проходило в

неформальной обстановке

Вопросы эти являются, на мой взгляд, открытыми, требующими серьезного изучения, в том числе на основе достоверных данных. Немного продвинуться в этом направлении мне удалось в феврале, побывав на необычном мероприятии - Russian Microsoft Community Meeting, прошедшем в кампусе Microsoft в Редмонде (США).

"С чего начинается Родина?"

Microsoft - это не только большая международная, но и многонациональная компания. Из 71 тыс. сотрудников (по данным на 1 июля 2006 г.) более трети составляет так называемый персонал International (подразделения вне США). Стратегия же корпорации в HR-сфере хорошо видна на примере российского представительства: опора на местные кадры. Нужно еще иметь в виду, что кроме штатных работников в Microsoft, преимущественно в ее зарубежных отделениях, есть еще значительное число "контрактеров", которые трудятся хотя и долгосрочно, но на основе временных договоров. Так или иначе, но можно с большой долей уверенности говорить, что около половины штатного состава корпорации - не американцы.

Что такое Russian Microsoft Community сегодня

По оценкам Рената Минаждинова, который курирует деятельность RMC со стороны российского отделения Microsoft, ситуация выглядит следующим образом. В России работает около 600 человек, помимо них примерно 200 - в других странах СНГ. В дальнем зарубежье, преимущественно в Редмонде, еще около 700, из них 600 входят в подписку Rodina. Итого в сумме - порядка 1500 человек. Правда, тут я учел бы, что, кроме того, в Сиэтле и его окрестностях в ИТ-компаниях работает как минимум сотня-другая русских, в том числе выходцев из Microsoft.

Кто такие сотрудники представительств корпорации в России и СНГ - в целом понятно. А что представляет собой русское сообщество дальнего зарубежья? Диапазон весьма широк. Почти все они - родом из бывшего СССР. Но кто-то из них работает в Microsoft уже лет десять-пятнадцать и уехал в свое время будучи уже зрелым специалистом. Разумеется, многие из них имеют американское гражданство. Постоянно прибывает, хотя и не в очень больших количествах, молодежь, выпускники наших вузов. Есть и другая категория молодых - те, кто выехали в детско-юношеском возрасте с родителями, окончили в США школы и вузы, пошли работать, а Россию с тех пор видели только по телевизору.

Каковы же побудительные мотивы к объединению зарубежного RMC? Для начала отметим, что это сообщество сугубо неформальное - оно существует в виде подписчиков информационной интернет-рассылки (online distribution list Rodina - что-то вроде форума в режиме офлайнового взаимодействия). Здесь обсуждаются самые разные вопросы - от технических ("почему программный код написан именно так, а не иначе?") до чисто бытовых ("посоветуйте хорошего доктора", "куда поехать отдыхать с семьей?"). Рассылка весьма активная: до 150 сообщений в день; каждый может задать свой вопрос или ответить коллеге.

Итак, первый стимул - удобство общения на родном языке и близость менталитета. Но есть и другой важный момент - рост интереса к исторической родине как в культурном, так и в деловом, карьерном плане. Помимо всего прочего это объясняется повышением статуса нашей страны в глазах мирового сообщества в целом. Например, заметным стимулом к участию в здешних мероприятиях для многих "русских американцев" является возможность именно посетить Россию, причем не только повидать близких, но и посмотреть страну своими глазами.

Правда, тут нужно заметить, что по своим функциям персонал Microsoft делится на основные и примерно равные по численности группы - Business и Sales & Marketing. Первая - это те, кто собственно создает продукты компании, и почти все они размещаются в Редмонде. Тут, конечно, доля американцев существенно превышает 50%, но иностранцев тоже предостаточно.

Официальных сведений о национальном составе персонала Microsoft нет, но можно точно утверждать, что русские в нем не доминируют*1. Это видно хотя бы из того, что по численности российский офис существенно уступает подразделениям ряда других европейских стран, Индии, Китая. По опыту участия в зарубежных конференциях Microsoft, могу сказать, что среди участников со стороны корпорации азиатские имена встречаются чаще русских.

_____

*1 Мы используем здесь слово”русский” в смысле языка, который является родным или одним из основных для человека, независимо от места его рождения и нынешнего гражданства.

Есть еще один важный момент. Не является секретом, что наши соотечественники за рубежом не очень склонны к поддержке контактов по национальному признаку, во всяком случае их активность в этом отношении существенно ниже, чем среди уроженцев Азии. Причем последним для подобной консолидации в силу их ментальности даже не нужно прикладывать формальных усилий, создавать какие-то оргкомитеты и пр.

Тем не менее объединительный процесс русского сообщества Microsoft (Russian Microsoft CommunЕity, RMC) начался еще десять лет назад: именно тогда небольшая инициативная группа выходцев из бывшего СССР во главе с Вячеславом (Стивом в американском варианте) Чернявским и Леонидом Литваком начала проводить регулярную русскоязычную информационную рассылку среди сотрудников корпорации. Именно это стало основой формирования сообщества, получившего название Rodina.

Новый этап консолидации

Серьезный импульс этому процессу придало активное подключение к нему российского представительства. Именно благодаря усилиям президента Microsoft в СНГ Ольги Дергуновой в январе 2006-го в Редмонде прошла первая очная встреча русского сообщества корпорации. Затем эта инициатива была переведена на рельсы планомерной работы - данный вопрос курирует группа IT pro community collaboration (сотрудничество с сообществом ИТ-профессионалов) российского отделения Microsoft во главе с Ренатом Минаждиновым. В конце весны прошлого года была проведена вторая такая встреча, и вот теперь - третья.

В кампусе Microsoft

Посещение городка Microsoft - это интересное событие само по себе! Ведь одно дело обсуждать бизнес и продукцию компании и совсем другое - увидеть (и попробовать понять), как все это устроено изнутри. Конечно, однодневный визит сам по себе не раскроет всех тайн лидера мировой ИТ-отрасли, но может дать важную информацию для лучшего понимания многих содержательных вопросов.

Опыт Microsoft интересен и вот с какой точки зрения. В последнее время в России ведется немало разговоров о создании технопарков, инфраструктуры для развития отечественной ИТ-отрасли. И тут надо вспомнить, что Microsoft - это отличный пример как раз start-up-компании, создававшей в том числе и свою технологическо-офисную инфраструктуру в буквальном смысле с нуля - в лесах далекой окраины США.

Типичное рабочее место сотрудника Microsoft.

 Эддар Мусаев был отмечен на юбилейном сборе

сообщества как самый активный зарубежный блоггер

Как известно, Microsoft была создана в 1975 г. двумя двадцатилетними школьными друзьями - Биллом Гейтсом и Полом Аленом. Сначала офис компании находился в Альбукерке (шт. Нью-Мехико), но в 1979-м он переехал на родину основателей - в городок Белвью, пригород Сиэтла. В марте 1986-го Microsoft была преобразована в публичную корпорацию, а за месяц до этого она перебралась на новое место - на территорию нынешнего кампуса в Редмонде.

В музее Microsoft можно присоединиться к

команде корпорации четвертьвековой давности

Кампус корпорации по своей планировке напоминает традиционный городок американского университета. Самое его создание было определено Биллом Гейтсом в рамках очень простой концепции: компания должна быть связана не просто какими-то организационными структурами, но и чисто территориально, единой социальной средой. Еще двадцать лет назад было сформулировано простое правило - каждый сотрудник до любого своего коллеги может дойти пешком за 10 мин! И этот принцип, хотя и не в такой жесткой постановке, остается руководящим и поныне.

Подразделение Business Group (разработка ПО, 34 тыс. человек) практически полностью находится именно в Редмонде. Такое компактное размещение отличает Microsoft от большинства других крупных компаний, которые имеют географически распределенную структуру (речь идет о производственных подразделениях). Поэтому, например, задавая представителям Microsoft вопрос о возможности создания центров разработки в России, мы должны знать принципиальную позицию компании: "Программисты сидят в одном месте, в Редмонде".

Собственно кампус расположен на территории около 10 кв. км в лесном парке, где размещается около 60 зданий (а кроме того, спортивные площадки, парковые зоны с водоемами). Но этого, конечно, сегодня уже явно недостаточно для бизнеса Microsoft - ее офисы находятся и в других частях городка (10 мин, но только не пешком, а на автомобиле). Всего компания занимает (по состоянию на 1 июля 2006 г.) в окрестностях Сиэтла 108 зданий (78 - ее собственность, остальные арендованы) общей площадью около 1 млн. кв. м.

В центре кампуса находится небольшой музей корпорации, а также магазин, где сотрудники могут купить программные продукты Microsoft со скидкой в 50-80%. Во время нашего визита полки с Windows Vista были пусты: продавец пояснил, что коробки контейнерами привозят каждый день, но к обеду их все разбирают...

Отметим, что год назад в интервью PC Week/RE (см. N 9/2006, с. 41) генеральный директор "Майкрософт Рус" Биргер Стен обозначил вопрос налаживания контактов с русскоговорящим сообществом корпорации как одно из важных направлений своей работы. При этом речь шла о решении не просто культурных, а вполне конкретных деловых задач: привлечения в той или иной форме к работе в России технических специалистов из Редмонда, создания условий для карьерного роста местных сотрудников и т. д.

Реализацию этих идей можно было наблюдать уже в течение прошлого года на примере различных технических мероприятий Microsoft. Например, на прошедшей в июне в Подмосковье конференции Microsoft WebDevCon приняла участие большая группа технических специалистов из Редмонда, среди которых половина разговаривала на русском языке. Эффект был заметен сразу, например в виде возможности передачи "западных" передовых идей с учетом местного менталитета. Не говоря уже о более широких контактах в кулуарах, причем интерес к общению оказался взаимным. Расширение такой практики привлечения русских из Редмонда было видно и на последующих российских конференциях Microsoft.

Другое важное направление работы - организация русскоязычных каналов взаимодействия с помощью современных телекоммуникационных средств. Прошлой осенью российское отделение Microsoft начало целенаправленно развивать системы блогов среди своих сотрудников (www.microsoft.com/rus/blogs) с привлечением специалистов из американской штаб-квартиры. В рамках этого направления планируется расширить раздел онлайновых форумов (microsoft. com/rus/forums), а также организовать веб-трансляции, в которых заокеанские русские выступят с докладами и ответят на вопросы в мультимедийном режиме общения.

Кроме того, поддержка со стороны российского представительства позволяет сообществу Rodina выходить на новый уровень задач. Так, в своем выступлении о планах на будущее Стив Чернявский помимо решения организационно-бытовых проблем (помощь в адаптации новичков, получение рабочих виз для жен) говорил также о возможной поддержке технических инициатив и о реализации совместных с российскими разработчиками проектов.

Так или иначе, но деятельность RMC развивается и служит хорошим примером сотрудничества нашей страны и глобальной международной корпорации. И потому этот вопрос выходит далеко за рамки собственно Microsoft. В одной из давних публикаций в конце 90-х по поводу работы московского офиса компании я высказал мысль о том, что, обсуждая деятельность (в том числе критикуя и советуя), нужно рассматривать офис не только как отделение корпорации в нашей стране, но и как представительство России в глобальной международной корпорации. В связи с этим отметим, что Russian Microsoft Community сегодня - это первое национальное образование внутри Microsoft, официально поддерживаемый руководством России канал связи между русскоязычным сообществом внутри Microsoft и за ее пределами.

Версия для печати