Компания ScrumTrek, специализирующаяся на внедрении agile-подходов, провела масштабное исследование о востребованности и особенностях внедрения гибких методологий управления в России.

Как показали результаты исследования, agile-методологии всё ещё лишь набирают популярность в российском бизнесе: ровно 50 % респондентов исследования ScrumTrek работают в организациях, где внедрение Agile началось всего около года назад. И хотя средний опыт применения agile-подходов составляет почти 3 года, 41 % респондентов познакомились с гибкими методологиями лишь полтора года назад.

Выборка исследования ScrumTrek более чем репрезентативна: почти 800 представителей малого, среднего и крупного бизнеса (в примерно равном соотношении) из более чем 50 городов. 61 % респондентов — менеджеры проектов, миддл-менеджеры, скрам-мастера и другие руководители; 21 % от этого сегмента — топ-менеджеры и владельцы предприятий.

Более половины респондентов (68 %) либо работают в IT-компаниях, либо активно вовлечены в процесс разработки программного обеспечения, тем не менее процент респондентов, никак не связанных с информационными технологиями (32 %), весьма велик. Почти половина этих респондентов (40 %), как и можно было предположить, работают в страховых и финансовых организациях, в том числе в банках, которые часто называют главным драйвером применения agile-подходов в последние несколько лет.

Более неожиданным результатом стало то, что 13 % респондентов, не имеющих отношения к IT, заняты в тяжёлой и лёгкой промышленности — новой для agile области, однако применение гибких подходов в ней набирает обороты стремительными темпами. Эти результаты подтверждают тезис о том, что, хотя agile-методологии и возникли внутри IT-сферы, но они уже давно вышли за её пределы.

Скорость внедрения Agile в российских компаниях весьма высока: 40 % респондентов, начавших применять гибкие методологии не более 1,5 лет назад, уже внедрили Agile во всей или почти во всей компании. Лишь 20 % компаний, применяющих Agile 2-3 года, всё ещё проводят пилотирование на уровне отдельных команд — большинство успели пойти дальше локальных экспериментов.

Scrum — самый простой подход, который сводится к конкретному набору правил для самоорганизации команды, — в мире используется 58 % организаций. В России этот показатель составляет 48 %. Данные говорят о том, что российские компании даже через несколько лет после начала внедрения гибких методологий не переходят со Scrum на более сложные подходы. С ростом опыта в Agile процент использующих Scrum становится даже выше.

Эта ситуация во многом объясняется нестационарностью — быстрым изменением ситуации с Agile в России: раньше для начинающих был доступен только Scrum, а теперь компаниям, желающим внедрить гибкие методологии, есть из чего выбрать.

Большинство российских респондентов внедряют agile-подходы в тех же целях, что и участники зарубежных опросов: самые популярные 6 ответов на вопрос о задачах, которые призваны решить гибкие методологии, в исследовании ScrumTrek и глобальном исследовании VersionOne совпадают. Самая популярная цель внедрения Agile в России — ускорение поставок и вывода продуктов на рынок. Добиться этой цели благодаря использованию гибких методологий на данный момент удалось менее чем половине респондентов (мировой показатель — 81 %).

Один из выводов аналитического сопоставления ожиданий российских респондентов от использования Agile с фактическими результатами применения Agile-методов заключается в следующем. На первых этапах внедрения гибких методологий в компании более предпочтительным будет отказаться от «собственного подхода», не пытаться изобрести велосипед, применять на стандартный Scrum и стандартные практики его масштабирования. С тремя из 6 главных целей Scrum справляется лучше «собственного подхода», а с 11 из всех 13 — как минимум, не хуже. В частности, Scrum оказывает более сильное положительное влияние на мотивацию команд, поддержку продуктов, управление распределёнными командами и инженерную культуру. Kanban по этим показателям также на высоте.

Пресс-релиз

Версия для печати