Организация связи в метро, где жители современных мегаполисов проводят не менее двух часов в день, — выгодный бизнес. Первыми это поняли операторы-сотовики, пришедшие в подземку более пяти лет назад (см. PC Week/RE, № 34/2006, с. 30). Недавно за ними последовали и компании, создающие на территории города беспроводные Wi-Fi-сети: с начала марта “Комстар — ОТС” (www.comstar.ru) запустил на центральном пересадочном узле московского метрополитена свою беспроводную сеть для доступа к глобальным информационным ресурсам.

Согласно последнему исследованию компании J’son&Partners (J&P, www.json.ru), количество хотспотов в России на конец 2006 г. превысило 7000 (большая часть, порядка 6500, — по проекту “Голден Телеком Wi-Fi”, инсталлированному в Москве; см. PC Week/RE, № 31/2006, с. 19 и № 5/2007, с. 14). На конец 2008 г. J&P прогнозирует в нашей стране более 13 тыс. хотспотов. Поэтому неудивительно, что “Комстар ОТС” решил осуществить подобный проект, нацеленный скорее не на получение прибыли, а на тестирование пользовательских предпочтений. Аналогичные решения сейчас реализуют некоторые метрополитены мира совместно с операторами-подрядчиками. К примеру, на некоторых станциях парижской подземки еще с 2004 г. работает Wi-Fi-сеть. В 2008-м подобный сервис будет запущен в метрополитенах Лондона и Глазго.

Вместе с тем надо отметить, что проект в метро — один из самых больших “долгостроев” оператора связи. Для монтажа оборудования на трех станциях (выбор и установка позиций, протяжка кабельных трасс, установка оборудования в подсобных помещениях), как сообщил главный специалист департамента развития продуктов и услуг “Комстара — ОТС” Дмитрий Коровин, инженерам “Мостелекома”, генподрядчика проекта, потребовалось всего два месяца. Причем монтаж был произведен еще год назад, в начале 2006-го, когда оператор только начинал данный проект (см. PC Week/RE, № 46/2005, с. 28). С тех пор техника находилась в законсервированном состоянии из-за различных организационных проблем — транспортная структура города в отличие от кафе не заинтересована в привлечении клиентуры с использованием непрофильных услуг. В свое время начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев счел подобный сервис рискованным, отметив, что Wi-Fi пока не слишком востребован как услуга и подобный проект — “скорее всего инвестиции в будущее”.

Однако время неопределенности прошло: тестовая эксплуатация сегмента беспроводной сети началась в январе, коммерческая — в марте 2007 г. Центральные станции столичной подземки были выбраны ввиду наибольшего пассажиропотока и “зависающих” пользователей — именно там чаще всего назначают встречи, а значительное количество пассажиров метро не только имеют мобильные устройства с беспроводным адаптером Wi-Fi для подключения к Интернету, но и время, чтобы ими воспользоваться.

Особенности решения

Оборудование одного пересадочного узла (учитывая все выносы антенн, покрытие межстанционных переходов и прокладку канала связи) по различным оценкам стоило оператору от 50 до 200 тыс. долл. Для организации связи на станциях “Театральная”, “Охотный ряд” и “Площадь Революции” были установлены 21 передатчик Cisco Aironet серии 1200 (оборудование операторского класса, способное работать по протоколам 802.11 b/g, стоимостью 450 долл. за единицу), три коммутатора Сisco 2950 (по одному на каждой станции, 700 долл. за штуку), а также инжекторы и источники бесперебойного питания в стандартных 19-дюймовых стойках.

На каждой станции организовано по три точки доступа, они покрывают связью соответственно центральный зал и две платформы. Остальные 12 хотспотов рассредоточены по переходам и эскалаторам, чтобы пользователь и там находился в зоне прямой видимости точки доступа. На станциях же хотспоты, помещенные в защитные серые короба, можно увидеть рядом с табло времени.

Подземный сегмент беспроводной сети соединяется с глобальным Интернетом с помощью скоростного канала связи со скоростью 2 Мбит/с.

Интересное техническое решение было реализовано специалистами “Комстара — ОТС” во время установки хотспотов в межстанционных переходах. Дело в том, что сигнал в Ethernet-канале существенно затухает уже на расстоянии свыше 100 м, а многие точки доступа в метро удалены от коммутаторов на значительно большее расстояние (190 м). Ставить оборудование для усиления сигнала не представлялось возможным, поэтому проблему удалось решить с помощью усиленного с точки зрения проводимости сигнала и довольно дорогого кабеля шестой категории. Для уменьшения количества подведенных к точкам доступа проводов специально были выбраны модели, у которых питание подается через витую пару.

Беспроводной сетью одновременно смогут пользоваться до 50 абонентов. При этом скорость их доступа будет в три-четыре раза выше, чем у протокола передачи данных GPRS через сотовые сети GSM. Несмотря на то что у “Комстара — ОТС” существуют планы увеличить к концу 2007 г. число точек доступа до 300, относиться к этому стоит, скорее, как к декларации о намерениях. Будет ли компания охватывать все пересадочные станции столичного метро своими хотспотами, покажет практика эксплуатации сети в центре, а понять это вряд ли можно до истечения двух-трёх кварталов с момента коммерческого запуска, когда будет собрана необходимая статистика. Надо сказать, что в 2007 г. весьма маловероятен запуск Wi-Fi-сети от “Комстара — ОТС” в подземке Санкт-Петербурга, хотя подготовка уже ведется на станции “Технологический институт”.

Ждет своего часа еще один интересный проект “Комстара — ОТС” (он был анонсирован на выставке “Связь-Экспокомм-2006”), на этот раз — с МГТС. По его условиям две сотни столичных таксофонов в деловых центрах, на станциях метро, в торговых павильонах должны получить новую “начинку” — вместо обычных телефонных аппаратов туда будут установлены хотспоты с эффективной дальностью 20—30 м (получать данные из Интернета они будут по ADSL). Необходимое оборудование немецкой компании Siemens уже больше двух кварталов лежит на складе поставщика и не может быть использовано из-за сложной процедуры оформления ввоза подобной техники в нашу страну. Если эти проблемы будут решены в ближайшее время, расширения беспроводной сети по этой технологии можно ожидать до конца нынешнего года.

Платный доступ в Сеть

Стоимость доступа — вполне стандартная для Москвы: 6 долл. в час при покупке карты предоплаты и 5 долл. при заказе кода через “премиальную” SMS (действует только для абонентов МТС, которые должны отправить пустое текстовое сообщение на номер 1106 или 1107). Ограничения по трафику нет, да оно и не нужно: на пиковой скорости 128—256 кбит/с (именно такой канал связи получит каждый пользователь) много данных за час не взять. В среднем по статистике сети “Комстар Wi-Fi”, хотспоты которой установлены в основном в ресторанах и отелях, каждый подключившийся пользователь потребляет от 2 до 6 Мб трафика при сессии в 10—15 мин. К слову, не исключено, что в недалеком будущем премиальные SMS-сообщения для оплаты доступа через хотспоты “Комстара — ОТС” смогут отправлять и абоненты столичного “МегаФона” — подобный проект находится в стадии обсуждения.

Тарификация по всей сети, включая метро, к сожалению, идет по времени — т. е. работает пользователь в сети или нет, биллинговую систему не интересует, она считает только время от его подключения до выхода из сети (для этого достаточно отключить адаптер беспроводной связи). Подобная практика используется всеми столичными и многими европейскими операторами (к примеру, EuroSpot), но от нее, по мнению представителей оператора, “Комстар — ОТС” намерен отойти в сторону тарификации по трафику. Однако случится ли это в ближайшее время, осталось непонятным. Пока только “ВымпелКом”, имеющий весьма ограниченное количество точек доступа в столичном аэропорту “Шереметьево”, предлагает своим пользователям тариф, по которому оплачиваются только закаченные мегабайты.

Любопытен тот факт, что Wi-Fi “добивает” и до поверхности — им можно пользоваться даже в вестибюле метро. При нашем тестировании сети с помощью смартфона I-mate K-jam связь была установлена еще до входа в вестибюль станции “Театральная”, который находится рядом с Историческим музеем. Запустив трансляцию ТВ-канала РБК, мы спустились на платформу. Что интересно, сигнал на скорости 75 кбит/с не терялся ни на эскалаторе, ни на платформе. Хорошо работала и коммуникационная программа Skype — нам удалось совершить достаточно “чистый” звонок на сотовый телефон абонента мобильной связи, при этом очевидной задержки в передаче пакетов не наблюдалось, что в общем-то неудивительно: для передачи голоса с качеством GSM должно хватать 16 кбит/с.

Версия для печати