Логистический бизнес основан на взаимодействии всех участников логистического процесса: подразделений логистической компании между собой и с внешними контрагентами, т.е. с партнерами и клиентами. Эффективность этого взаимодействия определяется полнотой и оперативностью сопутствующих информационных потоков, то есть тем, как интегрированы информационные системы участников логистического процесса. Таким образом, логистические компании в большей степени, чем компании других отраслей предрасположены к внедрению современных интеграционных решений. А когда логистические компании быстро растут, расширяют спектр предлагаемых услуг, осваивают новые регионы, приобретают новых партнеров и клиентов, эта предрасположенность превращается в острую необходимость.

В последние годы перед кризисом быстрый рост был характерен для одного из лидеров российского логистического рынка - компании ItellaNLC. Под брендом ItellaNLC (созданным в 2008 году) Itella Logistics начала работать в РФ после покупки Национальной Логистической Компанией - лидера Российского рынка логистических услуг. ItellaNLC объединяет в себе несколько структур, призванных обеспечить комплексные решения в рамках логистической цепочки движения товара от производителя до конечного потребителя. ItellaNLC поддерживает Европейские стандарты качества обслуживания клиентов и использует современные достижения в области логистики, адаптированные к условиям Российского рынка.

Деятельность компании сертифицирована в соответствии со стандартами ISO 9001:2001.

Четыре ценности ItellaNLC:

  • Представление клиенту преимуществ;
  • Целенаправленное совершенствование деятельности;
  • Работа в тесном сотрудничестве;
  • Выполнение своих обещаний.

Основываясь на этих постулатах бизнеса, руководство компании ItellaNLC приняло решение о создании электронного документооборота на базе централизованного консолидированного интеграционного решения, которое позволит решать проблемы c электронным документооборотом не только текущего и ближайшего периодов, но и в более далекой перспективе, в обозримом будущем. Кроме того, для бизнеса компании внедрение этого решения и перестроение информационных потоков на его основе должно было привести к следующим результатам:

  • повышение эффективности предоставления существующих услуг;
  • ускорение ввода новых услуг;
  • ускорение подключения новых клиентов;
  • повышение надежности, прозрачности и управляемости ИТ-инфрастуктуры;
  • обеспечение эффективного развития и сопровождения информационного ядра компании;
  • повышения целостности данных и снижение трудозатрат на их поддержание.

К моменту принятия этого решения в компании ItellaNLC интеграция была реализована на нескольких складах как с привлечением ресурсов и разработок партнеров, так и на базе собственной разработки. В качестве основы решили использовать промышленную интеграционную SOA-платформу. Преимущества такой платформы, по мнению ИТ-специалистов ItellaNLC: богатая функциональность, стабильность развития и поддержки платформы, масштабируемость. Кроме того, использование промышленной платформы позволяет привлекать квалифицированных подрядчиков, обладавших опытом работы с этой платформой, а также легче реализовывать обмен информации по международным стандартам типа AS2 (спецификация обмена деловыми документами через Интернет с использованием протокола HTTP и HTTPS).

Почему SOA-платформа? SOA – это открытая архитектура на основе общепринятых стандартов, она основана на принципах слабой связанности и многократного использования сервисов. А это позволяет добиться высокой гибкости как при добавлении новых прикладных систем, так и в интеграции с существующими прикладными системами.

Следующим был вопрос о выборе конкретных продуктов для реализации интеграционной платформы. Рассматривались программные продукты от ведущих производителей в этой области. Были приняты к рассмотрению следующие критерии ПО:

  1. Средства поддержки бизнес-процессов.
  2. Формализация бизнес процессов.
  3. Технологии и механизмы взаимодействия с другими информационными системами.
  4. Масштабируемость.
  5. Поддерживаемые платформы.
  6. Поддерживаемые транспортные протоколы.
  7. Поддерживаемые форматы данных.
  8. Совместимость с офисными приложениями Microsoft.
  9. Хранение репозитария метаданных.
  10. Поддерживаемые внешние базы данных.
  11. Поддержка Web Services.
  12. Возможности разработки без программирования.
  13. Балансировка нагрузки.
  14. Обеспечение безопасности.
  15. Поддержка Active Directory.
  16. Гарантируемость доставки и очерёдности сообщений.
  17. Средства разработки.
  18. Простота доработки и расширения.
  19. Перечень продуктов для реализации интеграционного решения.
  20. Схема лицензирования.
  21. Стоимость лицензий.

В результате анализа предпочтение было сделано в пользу программного обеспечения компании Oracle - Oracle Fusion Middleware. Сопутствующим фактором к принятию решения в пользу данного продукта послужило наличие достаточной компетенции внутри компании по линейке программных продуктов компании Oracle.

Реализация решения представлена на рисунке ниже:

Рисунок 1. Схема взаимодействия систем ItellaNLC и ее клиентов через интеграционную платформу

Ожидаемые результаты от внедрения интеграционной SOA-платформы для ИТ-инфраструктуры компании ItellaNLC были определены так:

  • формирование промышленной ИТ-инфраструктуры на основе SOA;
  • централизация и консолидация технической поддержки;
  • снижение стоимости владения ПО;
  • разработка архитектуры интеграционного решения на основе SOA, позволяющей минимизировать затраты по развитию и поддержке различных компонентов информационной среды (миграция систем WMS и т.д.);
  • разработка внутренней информационной модели (на основе промышленных стандартов XML), позволяющей обеспечить существующие информационные потребности клиентов ItellaNLC, а также облегчить внедрение новых услуг;
  • автоматизация взаимодействий ItellaNLC и клиентов в части запросов на поставку, отгрузку и обновление номенклатурного справочника;
  • автоматизация внутренних процессов ItellaNLC, возникающих в рамках указанных выше запросов клиентов;
  • поддержка промышленных B2B протоколов, например, AS2.

Пилотный проект

Пилотный проект продолжался четыре месяца. К его началу основным партнером ItellaNLC по разработке интеграционного решения на основе SOA и формирования промышленной ИТ-инфраструктуры на его базе стала компания ЛАНИТ.

В рамках пилотного проекта интегрировались информационные потоки складской логистики, включающие обработку заказов на прием и на отгрузку грузов, подтверждений приема и отгрузки, синхронизацию справочника товаров и т.д. Для решения этих задач был построен фундамент интеграционной SOA-платформы на основе продуктов Oracle, который предназначался в дальнейшем для интеграции других ИТ-систем компании ItellaNLC.

За период проекта были внедрены продукты Oracle BPEL Process Manager, Oracle ESB и некоторые другие продукты из линейки Oracle Fusion Middleware, что и позволило создать фундамент интеграционной SOA-платформы. Была проведена интеграция с действующей складской системой ItellaNLC класса WMS, системой управления нормативно-справочной информацией NORMA. Кроме того, специалисты ЛАНИТ и ItellaNLC осуществили настройку B2B-взаимодействия с системой SAP ERP одного из крупных клиентов ItellaNLC через интеграционную платформу, а также, что не менее важно, отработали организационно-методологические аспекты выполнения подобных проектов в среде SOA.

Промышленная эксплуатация

Разработанный с участием ЛАНИТ фундамент интеграционной SOA-платформы был переведен в промышленную эксплуатацию. После того как руководство компании убедилось в эффективности выбранной ориентации на SOA, на ее основе в компании начался полномасштабный интеграционный проект.

Как и предполагалось при выборе платформы, к реализации интеграционного проекта привлекались внешние подрядчики, специализирующиеся на конкретных областях. Так, например, разработка некоторых адаптеров к клиентам, а также подключение новых клиентов к существующим прикладным системам осуществляется самостоятельно специалистами ItellaNLC, а разработка адаптеров к складской системе Manhattan и системе управления транспортом выполнена компаниями-партнерами. Ряд процессов и сервисов реализовали специалисты компании ЛАНИТ, что позволило обеспечить качественную информационную поддержку B2B-взаимодействия с несколькими крупными международными компаниями.

К концу первого года интеграционного проекта на основе SOA-платформы был интегрирован ряд бизнес-приложений компании и семь клиентских систем. В дальнейшем развитие ИТ-инфраструктуры на базе SOA-платформы происходило эволюционно, подключались новые прикладные системы и справочники.

Гибкость и потенциал, заложенный в SOA-платформе, позволил снизить влияние кризиса 2009 года. Без каких-либо фундаментальных изменений в платформе удалось провести подключение трех новых клиентов – крупных производителей бытовой электроники. В течение 2009 года компания ЛАНИТ оказывала услуги технической поддержки интеграционной платформы, обеспечивая ее бесперебойную работу.

В настоящее время SOA-платформа и интегрированные системы поддерживают, в частности, деятельность нескольких терминалов компании.

Сотрудничество ЛАНИТ и ItellaNLC успешно продолжается в направлении повышения эффективности управления SOA-платформой и ее использования. Будет продолжена автоматизация новых процессов, интеграция с другими системами ItellaNLC и предоставление на этой основе новых конкурентно способных услуг клиентам компании.

Александр Черкашин, руководитель департамента ИТ ItellaNLC: «Решение, разрабатываемое компанией ЛАНИТ и внедряемое совместно с компанией ItellaNLC, позволяет предоставлять клиентам компании ItellaNLC значительные преимущества перед их конкурентами. Заложенная в интеграционной платформе гибкость и функциональность позволяет усовершенствовать ряд специфичных складской логистике сервисов, предоставляемых клиентам компанией ItellaNLC, а также позволяет учитывать уникальные потребности существующих клиентов компании и привлекать новых».