Логистический бизнес основан на взаимодействии всех участников логистического процесса: подразделений логистической компании между собой и с внешними контрагентами, т.е. с партнерами и клиентами. Эффективность этого взаимодействия определяется полнотой и оперативностью сопутствующих информационных потоков, то есть тем, как интегрированы информационные системы участников логистического процесса. Таким образом, логистические компании в большей степени, чем компании других отраслей предрасположены к внедрению современных интеграционных решений. А когда логистические компании быстро растут, расширяют спектр предлагаемых услуг, осваивают новые регионы, приобретают новых партнеров и клиентов, эта предрасположенность превращается в острую необходимость.
В последние годы перед кризисом быстрый рост был характерен для одного из лидеров российского логистического рынка - компании ItellaNLC. Под брендом ItellaNLC (созданным в 2008 году) Itella Logistics начала работать в РФ после покупки Национальной Логистической Компанией - лидера Российского рынка логистических услуг. ItellaNLC объединяет в себе несколько структур, призванных обеспечить комплексные решения в рамках логистической цепочки движения товара от производителя до конечного потребителя. ItellaNLC поддерживает Европейские стандарты качества обслуживания клиентов и использует современные достижения в области логистики, адаптированные к условиям Российского рынка.
Деятельность компании сертифицирована в соответствии со стандартами ISO 9001:2001.
Четыре ценности ItellaNLC:
- Представление клиенту преимуществ;
- Целенаправленное совершенствование деятельности;
- Работа в тесном сотрудничестве;
- Выполнение своих обещаний.
Основываясь на этих постулатах бизнеса, руководство компании ItellaNLC приняло решение о создании электронного документооборота на базе централизованного консолидированного интеграционного решения, которое позволит решать проблемы c электронным документооборотом не только текущего и ближайшего периодов, но и в более далекой перспективе, в обозримом будущем. Кроме того, для бизнеса компании внедрение этого решения и перестроение информационных потоков на его основе должно было привести к следующим результатам:
- повышение эффективности предоставления существующих услуг;
- ускорение ввода новых услуг;
- ускорение подключения новых клиентов;
- повышение надежности, прозрачности и управляемости ИТ-инфрастуктуры;
- обеспечение эффективного развития и сопровождения информационного ядра компании;
- повышения целостности данных и снижение трудозатрат на их поддержание.
К моменту принятия этого решения в компании ItellaNLC интеграция была реализована на нескольких складах как с привлечением ресурсов и разработок партнеров, так и на базе собственной разработки. В качестве основы решили использовать промышленную интеграционную SOA-платформу. Преимущества такой платформы, по мнению ИТ-специалистов ItellaNLC: богатая функциональность, стабильность развития и поддержки платформы, масштабируемость. Кроме того, использование промышленной платформы позволяет привлекать квалифицированных подрядчиков, обладавших опытом работы с этой платформой, а также легче реализовывать обмен информации по международным стандартам типа AS2 (спецификация обмена деловыми документами через Интернет с использованием протокола HTTP и HTTPS).
Почему SOA-платформа? SOA – это открытая архитектура на основе общепринятых стандартов, она основана на принципах слабой связанности и многократного использования сервисов. А это позволяет добиться высокой гибкости как при добавлении новых прикладных систем, так и в интеграции с существующими прикладными системами.
Следующим был вопрос о выборе конкретных продуктов для реализации интеграционной платформы. Рассматривались программные продукты от ведущих производителей в этой области. Были приняты к рассмотрению следующие критерии ПО:
- Средства поддержки бизнес-процессов.
- Формализация бизнес процессов.
- Технологии и механизмы взаимодействия с другими информационными системами.
- Масштабируемость.
- Поддерживаемые платформы.
- Поддерживаемые транспортные протоколы.
- Поддерживаемые форматы данных.
- Совместимость с офисными приложениями Microsoft.
- Хранение репозитария метаданных.
- Поддерживаемые внешние базы данных.
- Поддержка Web Services.
- Возможности разработки без программирования.
- Балансировка нагрузки.
- Обеспечение безопасности.
- Поддержка Active Directory.
- Гарантируемость доставки и очерёдности сообщений.
- Средства разработки.
- Простота доработки и расширения.
- Перечень продуктов для реализации интеграционного решения.
- Схема лицензирования.
- Стоимость лицензий.
В результате анализа предпочтение было сделано в пользу программного обеспечения компании Oracle - Oracle Fusion Middleware. Сопутствующим фактором к принятию решения в пользу данного продукта послужило наличие достаточной компетенции внутри компании по линейке программных продуктов компании Oracle.
Реализация решения представлена на рисунке ниже:
Рисунок 1. Схема взаимодействия систем ItellaNLC и ее клиентов через интеграционную платформу
Ожидаемые результаты от внедрения интеграционной SOA-платформы для ИТ-инфраструктуры компании ItellaNLC были определены так:
- формирование промышленной ИТ-инфраструктуры на основе SOA;
- централизация и консолидация технической поддержки;
- снижение стоимости владения ПО;
- разработка архитектуры интеграционного решения на основе SOA, позволяющей минимизировать затраты по развитию и поддержке различных компонентов информационной среды (миграция систем WMS и т.д.);
- разработка внутренней информационной модели (на основе промышленных стандартов XML), позволяющей обеспечить существующие информационные потребности клиентов ItellaNLC, а также облегчить внедрение новых услуг;
- автоматизация взаимодействий ItellaNLC и клиентов в части запросов на поставку, отгрузку и обновление номенклатурного справочника;
- автоматизация внутренних процессов ItellaNLC, возникающих в рамках указанных выше запросов клиентов;
- поддержка промышленных B2B протоколов, например, AS2.
Пилотный проект
Пилотный проект продолжался четыре месяца. К его началу основным партнером ItellaNLC по разработке интеграционного решения на основе SOA и формирования промышленной ИТ-инфраструктуры на его базе стала компания ЛАНИТ.
В рамках пилотного проекта интегрировались информационные потоки складской логистики, включающие обработку заказов на прием и на отгрузку грузов, подтверждений приема и отгрузки, синхронизацию справочника товаров и т.д. Для решения этих задач был построен фундамент интеграционной SOA-платформы на основе продуктов Oracle, который предназначался в дальнейшем для интеграции других ИТ-систем компании ItellaNLC.
За период проекта были внедрены продукты Oracle BPEL Process Manager, Oracle ESB и некоторые другие продукты из линейки Oracle Fusion Middleware, что и позволило создать фундамент интеграционной SOA-платформы. Была проведена интеграция с действующей складской системой ItellaNLC класса WMS, системой управления нормативно-справочной информацией NORMA. Кроме того, специалисты ЛАНИТ и ItellaNLC осуществили настройку B2B-взаимодействия с системой SAP ERP одного из крупных клиентов ItellaNLC через интеграционную платформу, а также, что не менее важно, отработали организационно-методологические аспекты выполнения подобных проектов в среде SOA.
Промышленная эксплуатация
Разработанный с участием ЛАНИТ фундамент интеграционной SOA-платформы был переведен в промышленную эксплуатацию. После того как руководство компании убедилось в эффективности выбранной ориентации на SOA, на ее основе в компании начался полномасштабный интеграционный проект.
Как и предполагалось при выборе платформы, к реализации интеграционного проекта привлекались внешние подрядчики, специализирующиеся на конкретных областях. Так, например, разработка некоторых адаптеров к клиентам, а также подключение новых клиентов к существующим прикладным системам осуществляется самостоятельно специалистами ItellaNLC, а разработка адаптеров к складской системе Manhattan и системе управления транспортом выполнена компаниями-партнерами. Ряд процессов и сервисов реализовали специалисты компании ЛАНИТ, что позволило обеспечить качественную информационную поддержку B2B-взаимодействия с несколькими крупными международными компаниями.
К концу первого года интеграционного проекта на основе SOA-платформы был интегрирован ряд бизнес-приложений компании и семь клиентских систем. В дальнейшем развитие ИТ-инфраструктуры на базе SOA-платформы происходило эволюционно, подключались новые прикладные системы и справочники.
Гибкость и потенциал, заложенный в SOA-платформе, позволил снизить влияние кризиса 2009 года. Без каких-либо фундаментальных изменений в платформе удалось провести подключение трех новых клиентов – крупных производителей бытовой электроники. В течение 2009 года компания ЛАНИТ оказывала услуги технической поддержки интеграционной платформы, обеспечивая ее бесперебойную работу.
В настоящее время SOA-платформа и интегрированные системы поддерживают, в частности, деятельность нескольких терминалов компании.
Сотрудничество ЛАНИТ и ItellaNLC успешно продолжается в направлении повышения эффективности управления SOA-платформой и ее использования. Будет продолжена автоматизация новых процессов, интеграция с другими системами ItellaNLC и предоставление на этой основе новых конкурентно способных услуг клиентам компании.
Александр Черкашин, руководитель департамента ИТ ItellaNLC: «Решение, разрабатываемое компанией ЛАНИТ и внедряемое совместно с компанией ItellaNLC, позволяет предоставлять клиентам компании ItellaNLC значительные преимущества перед их конкурентами. Заложенная в интеграционной платформе гибкость и функциональность позволяет усовершенствовать ряд специфичных складской логистике сервисов, предоставляемых клиентам компанией ItellaNLC, а также позволяет учитывать уникальные потребности существующих клиентов компании и привлекать новых».