Компании "Микротест", Cisco Systems и "Трансинформ" сообщили о реализации масштабного проекта построения единой сети передачи данных Министерства путей сообщения (МПС) Российской Федерации.

Появление подобного проекта вызвано несколькими причинами, главная из которых - отсутствие единой сети передачи данных у такой мощной и разветвленной организации, как МПС.

Логика развития этой крупнейшей государственной структуры, в трех сетях передачи данных которой использовались три разных протокола, привела к необходимости скорейшего перехода к протоколу IP как базовому для всех информационных систем министерства.

Без такой сети было затруднено введение единого финансового учета, создание системы управления запасами, общей системы управления перевозками, что в конечном счете тормозило дальнейшее развитие информационной структуры МПС в целом.

Для решения данной проблемы осенью 1998 г. был проведен тендер с целью выбора системного интегратора, способного модернизировать сети передачи данных (СПД) МПС. Компания "Микротест" (в соавторстве с фирмой "Техносерв") выиграла тендер (ранее этот тандем успешно обновил телекоммуникационную сеть Свердловской железной дороги) и в декабре 1998 г. заключила договор подряда на модернизацию СПД МПС России.

Юрий Игошин: 'В проекте задействовано 40 субподрядчиков и около 20 заказчиков'

Юрий Игошин: "В проекте задействовано 40 субподрядчиков и около 20 заказчиков"

В ее задачи входили проектирование, поставка оборудования, сертификация, монтаж, обучение, приемо-сдаточные испытания и ряд других работ. К реализации проекта было привлечено 40 субподрядчиков. Крупнейшим поставщиком телекоммуникационного оборудования стала компания Cisco Systems (4647 устройств).

Со стороны Министерства путей сообщения проект курировало государственное унитарное предприятие (ГУП) "Трансинформ", которое выполняло функции заказчика и координатора работ над проектом. Такая объединяющая функция была очень важна, если принять во внимание масштаб модернизации: монтаж проводился силами 17 железных дорог, в состав которых входит свыше 5 тыс. предприятий с общей численностью персонала более 1,5 млн. человек.

Олег Латушкин: 'Создаваемая СПД МПС адекватна масштабам российских железных дорог'

Олег Латушкин: "Создаваемая СПД МПС адекватна масштабам российских железных дорог"

"Этот проект МПС во многом выстрадало, - сказал Олег Латушкин, главный конструктор сети, директор "Трансинформа". - Существующая система передачи данных создавалась в 70-х годах, естественно, что оборудование и протоколы, использованные в ней, устарели".

Первая очередь проекта была завершена в короткие сроки: к декабрю 1999 г. сеть в составе 17 региональных, 450 периферийных и 1500 оконечных узлов успешно прошла приемосдаточные испытания и началась опытная эксплуатация 17 дорожных сегментов. Магистральный сегмент, связывающий все дороги и ГВЦ МПС, заработал в феврале 2000 г., когда цифровые каналы с пропускной способностью от 128 до 2048 кбит/с были выделены для связи с каждым региональным дорожным узлом.

Система эксплуатации сети строится на разработанной в ходе проекта концепции безопасности сети, включающей оценку угроз и рисков в работе сети. Для профессиональной реализации данной концепции уполномоченная Гостехкомиссией лаборатория компании "Микротест" проводила проверку и сертификацию всего устанавливаемого оборудования: было проверено 22 тыс. единиц техники 51 типа ведущих мировых производителей.

"Вся сеть построена на маршрутизаторах Cisco", - отметил Юрий Игошин, генеральный директор компании "Микротест". Он подчеркнул, что СПД базируется на первичной сети связи, создаваемой ЗАО "Транстелеком".

Параллельно проводилось обучение свыше 600 специалистов МПС. Для более оперативной и эффективной подготовки такого количества персонала были открыты дополнительные классы в учебных центрах компании "Микротест" в Екатеринбурге и Москве.

Слушателям читались сертифицированные курсы по оборудованию и ПО Cisco Systems, Sun Microsystems, Microsoft. Повышение квалификации проводилось опережающими темпами, чтобы специалисты могли принять участие в работе к моменту начала монтажа сети.

В плане развития СПД МПС на нынешний год - увеличение числа периферийных узлов до 600 и оконечных - до 6000.

"Создание адекватной масштабам российских железных дорог сети передачи данных на базе стандартного универсального протокола TCP/IP позволило нам преодолеть барьер, препятствующий развитию отраслевых информационных систем, - считает Олег Латушкин. - Новый импульс получила традиционная информационная система управления грузовыми и пассажирскими перевозками.

Роберт Эйджи: 'Благодаря использованию IP-протокола стоимость проекта снизилась в два-три раза по сравнению с традиционными решениями'

Роберт Эйджи: "Благодаря использованию IP-протокола стоимость проекта снизилась в два-три раза по сравнению с традиционными решениями"

Кроме того, стало возможно внедрение современных систем: управления финансами и ресурсами на базе SAP R/3, экономического анализа и прогнозирования, маркетинга и взаимодействия с клиентами и даже телемедицины". К этому стоит добавить, что в дистанционном обучении участвует 15 вузов, а к системе телемедицины подключено шесть дорожных больниц.

"Модернизированная cеть передачи данных МПС, построенная на основе самых современных технологий, таких, как MPLS и VPN, является крупнейшей корпоративной телекоммуникационной структурой в России и одной из самых больших в Европе", - сказал Роберт Эйджи, генеральный директор по Центральной и Восточной Европе корпорации Cisco Systems.

Версия для печати