Новое положение о порядке разрешения рекламационных споров можно считать фактически принятым после его одобрения, состоявшегося 21 сентября в стенах Европейского парламента. Реальный правовой статус оно получит, лишь будучи завизированным Советом министров ЕС (с вступлением в силу по истечении 6 месяцев), но это рассматривается как чистая формальность.

В ходе обсуждения данного положения было поломано немало копий и до последнего момента оставалось неясным, куда склонится чаша весов. Дело в том, что брюссельские законодатели никак не могли определиться, в какую судебную инстанцию должен подавать рекламационный иск потребитель, совершивший покупку вне пределов своей страны, - по месту нахождения продавца или покупателя?

Сегодня, когда Европа переживает расцвет онлайновой торговли и стоит на пороге единодушно предрекаемого бума в этой сфере, данный вопрос вышел за рамки экзотики (до сих пор он возникал лишь при торговле по каталогам) и превратился в актуальнейшую жизненную проблему. В результате дебатов было принято поистине историческое решение: потребитель вправе защищать свои права по месту проживания. О накале борьбы можно судить хотя бы по тому, что парламентарии отклонили проект собственного правового подкомитета, предлагавшего оставить выбор судебной инстанции за продавцом.

В кругах защитников прав потребителей это решение встретили с нескрываемым ликованием. Как считает представитель Европейского союза защиты потребителей (BEUC), пленум Европарламента показал, что, в отличие от подкомитета по праву, он не сгибается под давлением лобби Интернет-компаний.

Теперь немецкий покупатель, приобретший через Интернет автомобиль в Греции, сможет при возникновении правового конфликта обращаться в немецкий же суд. А вот при покупке той же машины у того же продавца, но в "реальном мире", т. е. непосредственно по месту торговли, покупатель должен будет выяснять свои проблемы в греческом суде.

Вместе с тем не утихли и голоса скептиков, считающих, что новое правило (до сих пор, по соглашению от 1968 г., конфликты решались по месту нахождения продавца) не закрывает все возможные лазейки для онлайновых коммерсантов.

Хуже того, оно создает у потребителя лишь иллюзию своей защищенности. Куда ему (потребителю), например, податься в случае чего при совершении сделок купли-продажи вне пределов ЕС, где не действуют общеевропейские законы? А это абсолютно заурядная ситуация в мире электронной коммерции.

Кроме того, каким образом проводить в жизнь принятые за тысячи километров решения "иноземной" юстиции? Возвращаясь к предыдущему примеру, можно с большой долей уверенности предположить, что если немецкий суд примет решение о возмещении материального ущерба в пользу покупателя, то взыскать эти деньги с греческого продавца будет не так-то просто.

Версия для печати