В начале октября в Санкт-Петербурге прошла пятая международная научно-практическая конференция "Информационные технологии на железнодорожном транспорте" ("Инфотранс-2000"). В числе ее организаторов - Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС), Октябрьская железная дорога, Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) и ряд других организаций.

История проведения форумов "Инфотранс" восходит к концу 1995 г., когда на предприятиях МПС активно обсуждали проект программы отраслевой информатизации, рассчитанный на 10 лет (до 2005 г.) и оцениваемый тогда в 20 трлн. руб. Инициатива проведения конференций, на которых можно было бы собирать вместе все заинтересованные в развитии телекоммуникационно-компьютерных технологий на транспорте стороны, исходила от сотрудников ПГУПС и компании Digital Design.

Первый форум "Инфотранс-96" показал целесообразность таких встреч, и конференции стали проводить ежегодно. Теперь это - официальное мероприятие МПС, на котором подводятся итоги годовой работы отрасли в области информатизации и телекоммуникаций.

В "Инфотранс-2000" приняли участие более 400 специалистов и руководителей служб информатизации и связи железных дорог России, представителей научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций отрасли, ведомственных вузов, менеджеров отечественных и зарубежных фирм, иностранных транспортных компаний, руководителей МПС.

Александр Мишарин: 'Мы готовы 'прорубить окно' в мировое телекоммуникационное и информационное транспортное пространство'

Александр Мишарин: "Мы готовы "прорубить окно" в мировое телекоммуникационное и информационное транспортное пространство"

Первый заместитель министра путей сообщения РФ Александр Мишарин в своем выступлении подчеркнул, что эксплуатационная длина российских железных дорог (РЖД) составляет 86 тыс. км. Это гигантский народно-хозяйственный комплекс, обеспечивающий перевозку 80% грузов и половину пассажирооборота страны. От того, насколько стабильно и четко он функционирует, зависит эффективность многих деловых процессов, экономики и бизнеса в государстве.

В числе главных стратегических задач отрасли - создание и внедрение перспективных информационных технологий, которые должны охватить все сферы железнодорожного транспорта, за счет чего будет достигнуто более рациональное обеспечение перевозок.

"Активная реализация целевых программ развития телекоммуникаций и информатизации отрасли, а также ускоренной модернизации средств технологической связи и железнодорожной автоматики привела к тому, что у нас появилась возможность полного перехода на централизованное управление всем комплексом перевозок и транспортных услуг", - сказал Владимир Воронин, руководитель департамента информатизации и связи МПС.

Большое внимание на конференции было уделено работам по созданию взаимоувязанной телекоммуникационной инфраструктуры МПС. Главное место в этом процессе занимает создаваемая компанией "ТрансТелеКом" магистральная цифровая сеть волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Общая протяженность ВОЛС к концу будущего года составит более 36 тыс. км, из них 25 тыс. км уже построено, а более 10 тыс. км введено в эксплуатацию.

Основными технологиями, используемыми на этой сети, являются SDH, ATM и IP. Поставщиками оборудования стали компании Lucent Technologies, Alcatel, Siemens, GPT. Пропускная способность сети ATM составит 20 Гбит/с. ATM-коммутаторы планируется установить в 56 областных центрах, а также в ряде других крупных городов.

Важным элементом строящейся сети станет ее спутниковый сегмент. Функции оператора системы спутниковой связи (CCC) на железнодорожном транспорте переданы компании "Санкт-Петербургский Телепорт". Эта фирма ввела в эксплуатацию CCC "Транстелесат".

Сеть станций 'Транстелесат'

Сеть станций "Транстелесат"

В ее состав входит центральная станция спутниковой связи, которая оборудована антенной диаметром 7,6 м и позволяет передавать информацию на всех направлениях связи со скоростями от 64 до 2048 кбит/с, а также обеспечивает прием и передачу телевизионной информации в формате MPEG-2 со скоростью от 1,5 до 8 Мбит/с. Предусмотрена и возможность организации обмена данными со скоростью 8 Мбит/с.

На первом этапе вводятся в действие 20 узловых станций (охватывающих все управления железных дорог), а на 2001 г. намечено развертывание 96 абонентских терминалов на крупных железнодорожных станциях. Диаметр антенн узловых станций - 3,7 м, абонентских - 2,4 м. Пропускная способность соответственно 2048 кбит/с (в каждом из четырех направлений связи) и 256 кбит/с. Для реализации проекта используется оборудование компании Nera SatCom AS. Космический сегмент опирается на геостационарный спутник связи LMI-1 (точка стояния - 75 град. в. д.).

ССС "Транстелесат" позволит обеспечить поддержку и резервирование каналов магистральной цифровой сети связи МПС на различных этапах ее развертывания, а также привязку к сети ВОЛС тех подразделений и служб железных дорог, где прокладка волоконно-оптических линий не запланирована.

На конференции отмечалось, что при создании телекоммуникационных сетей особое внимание обращается на организацию отечественного производства основного оборудования и комплектующих изделий. Ежегодный объем национального производства такого рода продукции для нужд МПС составляет сейчас 150-180 млн. долл. Например, большую часть прокладываемого на дорогах волоконно-оптического кабеля производит компания "ТрансBOK". Себестоимость этого кабеля в 3,5 раза ниже, чем закладывалось в бизнес-плане.

Продолжаются работы по созданию сети передачи данных РЖД (см. PC Week/RE, №36/ 2000, с. 1). Введена в строй ее верхняя ступень, обеспечивающая взаимодействие на дорожно-сетевом уровне с использованием IP-протоколов. На трех тысячах линейных предприятий завершается построение локальных сетей, подключаемых к сети передачи данных.

С июля запущена в эксплуатацию первая очередь системы "Диспарк". Она позволила в реальном масштабе времени внедрить динамическую модель состояния и местоположения грузовых вагонов, их принадлежность РЖД, государствам СНГ и Балтии. В результате удалось автоматизировать процесс учета подвижного состава, ликвидировать ручное ежесуточное составление отчетности по перевозке грузов, улучшить организацию ремонта вагонов.

С октября вводится в действие первая очередь автоматизированной системы контроля за использованием и продвижением контейнеров "Дискон-1". Эта система позволяет на современной основе осуществлять управление контейнерными перевозками, что ускоряет доставку грузов и обеспечивает повышение рентабельности отрасли.

Завершена разработка новой системы управления пассажирскими перевозками "Экспресс-3". B IV квартале текущего года она будет сдана в опытную эксплуатацию на Московской железной дороге. В 2001 г. предусматривается ее внедрение еще на семи железных дорогах страны.

"От информационных систем мы переходим к созданию управляющих систем", - подчеркнул г-н Мишарин. Это позволит оптимизировать управление грузовыми потоками, улучшить транспортное обслуживание клиентов и рабочее взаимодействие с портами, перевалочными пунктами, пограничными переходами.

Объем инвестиций в железнодорожный транспорт в 2000 г. составит 70 млрд. руб., из них 20 млрд. руб. будет направлено на развитие инфокоммуникационной сферы дорог. Отчисления на информационные технологии и связь в нынешнем году вдвое выше, чем в предыдущем.

В трансконтинентальном потоке грузов между Европой и Азией доля РЖД составляет пока менее 1%. По мнению экспертов, она вполне может быть увеличена до 8-10% при внедрении новых технологий и интеграции наших железных дорог в мировые транспортные структуры.

"В этом году в развитии телекоммуникационных сетей мы впервые подошли к границам России: на востоке с Японией и Китаем, на западе - со скандинавскими государствами, странами Прибалтики и Европы и готовы "прорубить окно" в мировое телекоммуникационное и информационное транспортное пространство", - заявил г-н Мишарин.

Версия для печати