Ассоциация звукозаписывающих компаний США (RIAA) подала в июне иск в федеральный суд против Эда Фелтена, профессора Принстонского университета, требуя от него неразглашения принципов встраивания цифровых меток в музыкальные файлы.
Законодательный повод для иска — обещания профессора обнародовать эту информацию и акт DMCA, единственным обвиняемым по которому остается российский программист Дмитрий Скляров, задержанный в США.
15 августа Фелтен с большим успехом выступил на конференции Usenix перед переполненной аудиторией, подробно поведав о недостатках защиты, используемой RIAA. Но его личностью так и не заинтересовались ни суд, ни агенты ФБР, которые на редкость активно действовали в аналогичной ситуации со Скляровым.
На прошедшей в эти же дни в США хакерской конференции Hackers at Large голландский специалист по криптографии Нельс Фергасон сообщил, что им разработан способ вскрытия технологии HDCP (крайне неэффективной, на его взгляд), которую Intel использует для защиты цифрового видео, однако рассказывать о нем подробно не стал, опасаясь обвинения в нарушении DMCA, запрещающего анализ схем защиты. Более того, Фергасон вообще не собирается публиковать материалы на эту тему и в Голландии, так как боится возможного ареста при новом визите в США.
Для нахождения ключа HDCP Фергасон использовал четыре компьютера, непрерывно работавшие на протяжении двух недель. Имея этот ключ, можно расшифровать цифровые фильмы и просматривать их на любых HDCP-устройствах.
Одна из причин, по которой эксперты критикуют DMCA (см., например, www.anti-dmca.org), заключается в том, что запрет на исследование технологий защиты фактически позволяет компаниям использовать сколь угодно слабую защиту и тормозит развитие сферы компьютерной безопасности.
Между тем Министерство юстиции США заинтересовалось новым законом Евросовета, обязывающим всех европейских Интернет-провайдеров хранить протоколы работы на протяжении семи лет. Творчески осмыслив этот закон, Минюст рассматривает возможность введения дополнительных мер контроля — провайдеры должны будут отправлять только те э-письма, в которых указан корректный обратный адрес (что может в принципе привести к закрытию всех служб анонимной э-почты), а все э-транзакции станут отслеживаться на государственном уровне.
Такие меры позволят составлять точный профиль практически любого пользователя Сети — путем анализа его счетов, музыки, которую он слушает, фильмов, которые он смотрит, книг, которые он читает, профилей людей, с которыми он общается, персональных медицинских сведений (практика общения с медицинскими учреждениями по Интернету становится в США все более популярной) и т. д. Оригинальна идея установки видеокамер во всех телефонных будках (чтобы оперативно реагировать на террористические угрозы).
Пока непонятно, запретят ли власти США использовние систем наподобие Peekabooty, создаваемой хакерской группой CoD. Peekabooty, которую планируется распространять в исходных текстах, представляет собой решение для организации сети установленных в разных странах мира программ, способных работать одновременно и как клиенты, и как серверы, поддерживающих двунаправленные шифрованные соединения через Интернет, не ведущих протоколы и полностью скрывающих всю деятельность пользователя в Сети.
Что же касается судьбы Дмитрия Склярова, то его поверенный в США Джозеф Бартон сообщил об открытии в Америке фонда в поддержку российского программиста. Реквизиты фонда можно узнать на Web-странице http://cryptome.org/dmitry-fund.htm.