По мнению главы консорциума Eclipse Foundation Майка Милинковича, Eclipse делает успехи как платформа инструментальной интеграции

Майк Милинкович возглавляет отраслевой консорциум Eclipse Foundation, созданный для поддержки платформы разработки приложений Eclipse с открытым исходным кодом. В феврале 2004 г. IBM отпустила Eclipse в свободное плавание, и тогда же организация наняла Милинковича на должность своего исполнительного директора. Майк Милинкович, работающий в Оттаве, беседует со старшим редактором eWeek Дэррилом Тафтом о своей миссии и будущем Eclipse Foundation.

eWeek: В чем состоит ваша самая сложная задача на посту исполнительного директора Eclipse?

Майк Милинкович: В поддержании баланса. Eclipse-сообщество уникально в том плане, что служит связкой между специалистами, занимающимися проектами с открытым исходным кодом, и отраслевым консорциумом, ориентированным на прибыльное использование технологии. Это была блестящая идея, сыгравшая ключевую роль в крупных успехах Eclipse. Однако при таком подходе необходимо постоянно поддерживать гармоничный баланс между разными точками зрения, существующими внутри сообщества. У меня, к счастью, имеются и техническая, и бизнес-подготовка, благодаря чему я во всяком случае могу понимать позиции всех сторон. “Перевод” является важной частью работы.

По своей натуре я не ахти какой дипломат, и за прошедшую пару лет мне пришлось основательно этому подучиться.

eWeek: Eclipse уже завоевала значительный успех в роли IDE (интегрированная среда разработки. — Прим. ред.) и на более широком уровне. На какое направление теперь ориентируется работа Foundation?

М. М.: С нашей точки зрения, нынешний успех Eclipse прежде всего связан с тем, что это платформа инструментальной интеграции, а не только Java IDE. Именно то, что Eclipse является платформой, служит движущей силой и фактором успеха ее экосистемы. Я бы отметил, что это предъявляет дополнительные требования к Eclipse-проектам, так как создать платформу намного труднее, чем просто написать инструмент. Однако такая добавочная работа обеспечивает функционирование экосистемы и сполна себя оправдывает.

Сегодня очевидно, что Eclipse совершает настоящий прогресс в роли платформы инструментальной интеграции. Не ограничиваясь Java, мы поставляем IDE и для других языков, так что Eclipse поддерживает C/C++, PHP, Ruby, Tcl и даже Кобол и Фортран. Мы поставляем инструментальные платформы для Web-приложений, приложений Java EE (Java Platform, Enterprise Edition. — Прим. ред.), сервисно-ориентированной архитектуры (SOA), тестирования и улучшения производительности, а также средства генерации отчетов и многое другое. Фактически Eclipse имеет инструментальные инфраструктуры почти для всех элементов жизненного цикла ПО.

За последние три года, с тех пор как в выпуск Eclipse 3.0 вошла Rich Client Platform (RCP), можно было видеть, как Eclipse из платформы интеграции инструментов превращается в платформу интеграции настольных приложений. Eclipse RCP оказалась очень успешной, и мы ожидаем здесь дальнейшего прогресса.

“Eclipse имеет инструментальные инфраструктуры почти для всех элементов жизненного цикла ПО”.

Говоря о будущем, мы видим, что Eclipse-сообщество очень быстро поворачивается к разработке платформы интеграции приложений не только для клиентов, но и для серверов и различных устройств. Eclipse развивается и приобретает зрелость, становясь открытой платформой разработок, охватывающей код исполнения программ, инфраструктуры и инструменты для разных устройств, клиентов и серверов.

eWeek: Какие проекты вы особенно любите и почему?

М. М.: Это довольно сложный вопрос, потому что в Eclipse ведется множество самых разнообразных проектов. И к тому же я как исполнительный директор должен одинаково любить всю выполняемую работу.

Однако все же выделю пару очень значительных проектов и еще два, которые можно назвать особо интересными.

Наш проект CDT для разработок на C/C++ несомненно относится к крупным успехам Eclipse по многим фронтам. Во-первых, CDT нашел широчайшее применение, он де-факто становится стандартом IDE для C/C++. А во-вторых, это один из наиболее многосторонних, прозрачных и коллективных проектов Eclipse — таково кредо Дуга Шеффера, лидера проекта.

Другой очень важный проект — Equinox; он составляет основу практически всех остальных проектов Eclipse, так как сфокусирован на реализации в режиме реального времени архитектуры подключаемых модулей Eclipse OSGi (Open Services Gateway initiative. — Прим. ред.). Проект Equinox является движущей силой ряда наиболее новаторских технологий, создаваемых в рамках Eclipse. В качестве примеров назову инициализационные и серверные версии в реальном времени.

Проект Mylyn (раньше он назывался Mylar) выделяется своим новаторством. Разработчики всё время ищут пути повышения своей продуктивности, и усовершенствования графического интерфейса, ориентированные на задачи и предоставляемые Mylyn для автоматизированного рабочего места Eclipse, приносят колоссальную пользу Eclipse-разработчикам. Благодаря Mylyn среда Eclipse IDE несомненно является самой продуктивной среди своих аналогов.

И, наконец, я всегда упоминаю Higgins — Eclipse-инфраструктуру, отвечающую за управление идентификацией. У меня есть личный интерес к защите персональной информации в сегодняшнем мире Интернета, и разработки Higgins, возможно, послужат основой многих усовершенствований, которые важны для всех пользователей, ежедневно взаимодействующих друг с другом через Интернет. Во всяком случае, Higgins меня как пользователя очень привлекает. А как исполнительному директору мне нравится способ, которым Higgins предоставляет технологии Eclipse всё более широкому кругу компаний, сообществ и пользователей.

eWeek: Какие новые проекты сейчас находятся в работе?

М. М.: Могу назвать несколько особенно интересных из тех, что были предложены недавно.

Проект Rich AJAX Platform (RAP) переносит в мир AJAX (Asynchronous JavaScript and XML. — Прим. ред.) разработку подключаемых модулей в стиле RCP. Пользователи RAP смогут создавать реализуемые в браузере AJAX-приложения на Java, применяя архитектуру подключаемых модулей Eclipse, и внедрять их в уже существующие корпоративные архитектуры Java EE. Это будет весьма привлекательное решение для очень многих разработчиков.

“Движущей силой ряда наиболее новаторских технологий, создаваемых в рамках Eclipse, является Equinox”.

Кроме того, я возлагаю надежды на такие проекты, как Eclipse Persistence Services (EPS) и SOA Runtime (SOA RT), поскольку они явно нацелены на расширение платформы разработок Eclipse в сторону корпоративных серверов.

Одним из общих аспектов всех трех проектов — RAP, EPS и SOA RT — является то, что они распространяют Equinox/OSGi на корпоративные серверы.

eWeek: Привлекаются ли в сообщество новые члены?

М. М.: Недавно в Eclipse произошли интересные перемены: появились два новых очень важных проекта, фактически руководимые “пользовательскими” компаниями, а не поставщиками ПО, как это обычно бывало раньше. Это Open System Engineering Environment, предложенный Boeing, и проект корпоративного распространения Eclipse-программ под названием Maya, который предложила Cisco Systems. Нас очень радует эта тенденция, и мы надеемся, что в Eclipse-проектах будет всё больше участников помимо сообщества независимых поставщиков ПО.

eWeek: Как идет процесс привлечения к Eclipse новых участников из числа пользователей?

М. М.: Конечно, только двое — Boeing и Cisco — еще не делают погоды, но это позитивный шаг.

eWeek: Стоит ли и дальше обсуждать вопрос присоединения Sun Microsystems?

М. М.: Нет. Корпорация Sun всегда приветствовала участие в Eclipse. А уж конкретная дата — это их дело.

eWeek: Что в таком случае изменилось бы?

М. М.: На мой взгляд, особо ничего. Все коммерчески успешные игроки экосистемы Java уже вовлечены в Eclipse. Участие Sun было бы замечательно, но это вряд ли оказало бы серьезное влияние на деятельность Eclipse.

eWeek: А как насчет Microsoft? Она присоединилась к OpenAjax Alliance. Можно ли допустить, что эта корпорация станет членом Eclipse и будет участвовать в ваших AJAX-проектах?

М. М.: На настоящий момент я вполне представляю себе сценарий, при котором Microsoft могла бы привнести значительные ресурсы в один или несколько Eclipse-проектов. У нас есть множество общих пользователей, которых очень заботят вопросы взаимодействия ПО, и кооперация Eclipse и Microsoft стала бы реальным бизнесом. Отличный пример — Higgins. Microsoft весьма заинтересована в широком внедрении CardSpace, и помимо прочего Higgins был бы важным дополнением, работающим не только в Windows, но и под Linux и Mac OS. Так что этот проект в самом деле способствует реализации бизнес-целей Microsoft.

Прямое же членство в ближайшее время, по-видимому, маловероятно. Microsoft институционно к этому не готова. Однако я думаю, что со временем в корпорации поймут, что открытый исходный код может быть прибыльной бизнес-моделью. И когда там решат полноценно участвовать в проектах Open Source, они начнут с Eclipse.

eWeek: В чем суть RCP? Нельзя ли пояснить, как проявились успехи этой клиентской платформы?

М. М.: Мы очень довольны ростом и успехами RCP. В общих словах независимые поставщики ПО используют ее для построения своих настольных приложений, так как она предоставляет хороший уровень кроссплатформенной поддержки и компонентную архитектуру для Java. Крупные организации внедряют RCP, поскольку она обладает компонентной архитектурой и способностью поддерживать высокопродуктивные приложения, работающие как в подключенном, так и в автономном режиме.

Eclipse в процессе роста

За последние шесть лет в Eclipse Foundation произошел целый ряд изменений

НОЯБРЬ 2001. IBM инвестирует 40 млн. долл. для старта Eclipse Project, нацеленного на создание IDE с открытым исходным кодом. Несколько производителей, включая IBM, Borland, Rational Software, Red Hat и SuSE, создают совет управляющих Eclipse.org.

КОНЕЦ 2001.Проект уже насчитывает более 80 участников.

ФЕВРАЛЬ 2004.Совет управляющих Eclipse объявляет, что Eclipse реорганизуется в некоммерческую корпорацию с названием Eclipse Foundation. С тех пор сфера интересов организации постепенно выходит за рамки IDE и распространяется на такие области, как отчеты, моделирование, AJAX-разработки, инструментарий SOA и групповые разработки.

Источники: Eclipse.org, материалы eWeek.

Чтобы не быть голословным, сошлюсь на линейку продуктов Guardian компании BEA Systems для поддержки пользователей, недавно модернизированную IBM линейку продуктов Lotus (Expeditor, Sametime и Notes), ПО Momentum Life для управления страховыми сделками, Swiss Rail для разработки расписаний движения поездов и продукт TIBCO Business Studio для управления бизнес-процессами. Это неплохой перечень примеров, которых в реальности намного больше.

eWeek: Насколько велико значение OSGi?

М. М.: OSGi — очень большое дело. Если вы Java-разработчик и еще не заинтересовались OSGi, вам надо уделить некоторое время знакомству с этой технологией, чтобы понять, что она может дать вам сейчас и каковы ее перспективы. Если сказать вкратце, OSGi предоставляет унифицированную компонентную архитектуру, которой нет в Java. Под унификацией я понимаю единую масштабируемую компонентную архитектуру, применимую к любым устройствам, клиентам и серверам, в отличие от нынешних стандартов JCP (Java Community Process. — Прим. ред.), требующих совершенно разных компонентных моделей при разработке на базе Java ME, SE или EE. Я верю, что OSGi сыграет очень важную роль в будущем Java, особенно когда экспертная группа Java Community Process определит по линии Enterprise Edition, каким образом OSGi сможет лучше всего дополнить Java EE. Конечно, OSGi — не панацея, но она быстро развивается, и ей предстоит стать очень важной Java-технологией с собственными сообществом, экосистемой и процедурой утверждения стандартов. Eclipse-архитектура подключаемых модулей после выпуска в 2004 г. Eclipse 3.0 была основана на OSGi, и мы ясно видим, что эта технология энергично развивается.

eWeek: Станет ли JCP компромиссом между JSR-291 и JSR-277? (Java Specification Request 291 — стандарт, определяющий спецификацию OSGi, а JSR 277 — более новая спецификация, определяющая OSGi-подобную модульную систему Java. — Прим. ред.)

М. М.: Сегодня корпорация Sun определенно не согласна на уступки, и дело, похоже, идет к тому, что JSR 277 станет более поздним стандартом, игнорирующим восьмилетний опыт OSGi-сообщества. Это печальное подтверждение неспособности Sun принимать технологии, не созданные или не контролируемые ее собственными разработчиками. Она затеяла с экосистемой Java опасную игру “в цыпленка”, и я предвижу крушение поезда при выпуске Java 7 независимо от изменений уже принятого маршрута.

eWeek: Что вы думаете о Java 6?

М. М.: Честно говоря, это находится за пределами моего радарного экрана. Помимо Java мы заняты очень многими вещами, и я просто не могу тратить время на эту тему.

eWeek: Нет ли в IBM Jazz потенциальной угрозы Eclipse? Хотели ли бы вы, чтобы Eclipse играла определенную роль в сообществе Open Source, сформировавшемся вокруг Jazz?

М. М.: Jazz — это интригующая технологическая платформа, которая строится поверх Eclipse, и, по-видимому, реализовавшись в продукт, она принесет IBM немалые доходы. С этих позиций Jazz представляет собой одно из самых ярких явлений в коммерческой экосистеме вокруг Eclipse.

Я был бы рад, если бы Eclipse играла свою роль в любом сообществе Open Source, которое может быть построено IBM вокруг Jazz.