В последнее время в жизни ряда государственных монополий происходят перемены, направленные на повышение эффективности их деятельности. Не является исключением и ОАО “Российские железные дороги”. О ходе реформы и о роли ИТ в ее реализации научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной рассказал Алексей Илларионов, начальник Департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО “РЖД”.

PC Week: Какие задачи стоят перед РЖД с точки зрения внедрения ИТ? Что компания намерена получить от компьютерных технологий?

Алексей Илларионов: За счет внедрения информационных систем мы, с одной стороны, хотим повысить эффективность нашего бизнеса, а с другой — поддержать процесс реформирования РЖД. Ведь информация является ключевым инструментом в обеспечении управляемости компании в целом, а в ходе нынешней реформы эта роль возрастает еще больше. Сейчас из РЖД активно выделяются предприятия, и для каждого из них надо предложить адекватный инструмент управления, в том числе на основе информационных систем, которые позволяли бы им работать наиболее оптимальным образом.

PC Week: В чем заключается реформа РЖД?

А. И.: В 1999 г. правительство приняло программу поэтапного реформирования железнодорожного транспорта, цель которой — создание реальной конкуренции на транспортном рынке.

PC Week: Но ведь РЖД владеет всеми железными дорогами страны. Какая может быть конкуренция?

А. И.: С точки зрения инфраструктуры мы действительно представляем собой государственную монополию, но в области перемещения грузов и людей РЖД далеко не монополист. Во-первых, транспортные услуги предлагают не только железные дороги, но и другие средства транспорта. Во-вторых, на самóм железнодорожном рынке тоже ощущается серьезная конкуренция по определенным видам грузовых перевозок со стороны разных компаний, эксплуатирующих собственный подвижной состав.

Поэтому нам так важно в ходе реформы сохранить свою конкурентоспособность по отношению как к другим видам транспорта, так и к остальным участникам рынка перевозок. Причем не только сохранить, но и усилить свое влияние. Ведь наша компания хоть и принадлежит государству, тем не менее является коммерческой. И от того, насколько эффективно она будет работать и поддерживать инфраструктуру, зависит прочность позиции государства на этом рынке.

PC Week: Как продвигается реформа РЖД?

А. И.: Перестройка проходит в три этапа. На первом реализована задача разделения функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности (в свое время их совмещало МПС). На сегодняшний день эти функции юридически разделены: ОАО “Российские железные дороги” занимается хозяйственной деятельностью, а Министерство транспорта и Федеральное агентство по железнодорожному транспорту являются государственным регулятором. На втором этапе предусматривается разделение видов деятельности в самой РЖД за счет создания ряда дочерних компаний, занятых перевозками и вспомогательными направлениями, например строительством, ремонтом вагонов и локомотивов, выпуском запасных частей. Такие структуры уже появились. На третьем этапе, который начался в прошлом году, предполагается построение развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок, работающего по единым правилам, а РЖД должна стать крупным, но равноправным его участником.

PC Week: Возвращаясь к реформе РЖД хотелось бы узнать о том, как эта перестройка затрагивает ИТ-подразделение.

А. И.: В ходе реформы РЖД мы решаем двойную задачу. Во-первых, являемся пионерами по освоению передовых методов управления в отдельных областях, а во-вторых, стараемся быть той связующей инфраструктурой, которая позволяет сохранять управляемость всей компании.

Сейчас реформирование нашего ИТ-хозяйства уже почти завершено. Создан основной производственный ресурс — главный вычислительный центр со своими филиалами. Это специальная структура, которая занимается сопровождением и разработкой критически важных приложений, прежде всего для управления процессом перевозок.

PC Week: Значит, вам больше не нужно заниматься реорганизацией своего подразделения?

А. И.: Напротив, теперь нам необходимо повышать эффективность работы. Ведь, как я уже говорил, дочерние компании РЖД обретают определенную самостоятельность, и если раньше мы могли навязывать им свои подходы к реализации ИТ, то уже скоро они смогут рассматривать нас как одного из многих поставщиков, работающих на российском рынке ИТ-услуг. Поэтому нам так важно наращивать свою конкурентоспособность и улучшать качество обслуживания.

PC Week: Какие-нибудь конкретные шаги в этом направлении уже предпринимаются?

А. И.: Стараемся делать так, чтобы учет затрат, которые требуются для формирования той или иной услуги, был абсолютно понятен и прозрачен, а сам процесс оказания услуг — управляем.

PC Week: Наверное, это не просто сделать в такой большой организации? С какими проблемами вы сталкиваетесь?

А. И.: Конечно, проблемы существуют. Дочерние компании РЖД формируются очень активно, а регламентирование их взаимоотношений с материнской компанией меняется не так быстро. В результате возникает управленческий разрыв, который мы сейчас заполняем, например, формируем специальный регламент взаимодействия в области информатизации и внедряем единую политику в сфере ИТ. Необходимо упорядочить процедуры планирования, бюджетирования, реализации закупок в области ИТ, чтобы исключить непродуктивное дублирование разработок и излишнюю закупку оборудования.

Сокращение общих эксплуатационных затрат РЖД на полпроцента оправдало бы все затраты на информатизацию.

PC Week: Какую роль играют информационные технологии в работе РЖД?

А. И.: Прежде чем говорить об ИТ, нужно осознать наш масштаб. Достаточно взглянуть на карту страны, чтобы понять, что вся ее экономическая жизнь строится вокруг железной дороги. Мы обладаем инфраструктурой, которая находится в девяти часовых поясах, в нашем ИТ-подразделении работает 13,5 тыс. человек. В семнадцати крупных городах у нас есть вычислительные центры, современные и хорошо оснащенные вычислительными ресурсами. Там трудятся специалисты по разработке, технической поддержке и эксплуатации информационных систем.

PC Week: Получается, что вы крупнейший заказчик в сфере ИТ?

А. И.:. Напротив, я считаю наше подразделение крупнейшим производителем ИТ-услуг.

PC Week: В таком случае кто является вашим потребителем?

А. И.: Прежде всего, сами РЖД, а также уже существующие и создаваемые в процессе реформирования дочерние компании. Мы также готовимся к активной работе на открытом рынке.

PC Week: Значит ли это, что у вас появятся и другие клиенты?

А. И.: Уже появились. Во-первых, мы предлагаем информационное обслуживание операторам перевозок. Ведь практически каждый грузоотправитель хочет иметь сведения о своем грузе: в каком он состоянии, где находится, что с ним происходит, когда он прибудет и т. д. Такие услуги мы предлагаем, и все операторы ими пользуются. Во-вторых, мы предоставляем информационный сервис компаниям, которые с нами взаимодействуют в смежных областях, — иностранным железным дорогам, государственным органам, в частности таможенным службам, и т. д.

PC Week: Какие прикладные ИТ-системы у вас применяются?

А. И.: Самые разные: начиная от систем для мэйнфреймов, созданных 25—30 лет назад, и заканчивая современными приложениями. Например, мы внедряем ERP-систему компании SAP, разрабатываем программы управления продажами, у нас создана автоматизированная система оперативного управления перевозками, которая обслуживает всю страну, работает мощный интернет-сайт. Активно эксплуатируются и развиваются довольно крупные ГИС для геоинформационной поддержки наших инфраструктурных работ, скажем, связанных с обслуживанием путей и различного рода сооружений. Можно сказать, что в нашей ГИС реализованы все объекты инфраструктуры Российских железных дорог. Но, к сожалению, таких систем несколько. Они по-разному реализованы и используют различную картографическую основу. Поэтому сейчас стоит задача их унификации. В настоящее время мы выбираем программное решение, подходящее с точки зрения нашего масштаба.

Одна из причин окупаемости ИТ в РЖД: расходы на информатизацию растут существенно медленнее, чем весь бизнес в целом.

Кроме того, используем САПР. Ведь у нас немало собственных проектных организаций, которые разрабатывают строительные и железнодорожные объекты. Есть и крупные машиностроительные предприятия, например поставщики подвижного состава.

PC Week: Как у вас обстоят дела с лицензированием ПО?

А. И.: Согласно нашей внутренней политике мы применяем исключительно лицензионное программное обеспечение и постоянно ведем внутренний аудит вычислительной инфраструктуры. Не буду скрывать, что периодически обнаруживаются не вполне легальные продукты. Это связано с менталитетом пользователей.

У нас не очень много поставщиков программных продуктов, потому что мы предпочитаем работать с крупными компаниями. Так, есть безлимитная лицензия на продукты SAP, полностью лицензированы пакет Microsoft Office и СУБД Oracle. Но самый крупный наш поставщик — это IBM, причем не столько по “железу”, сколько по софту, в частности мы активно используем средства разработки этой компании.

PC Week: Вы работаете с вендорами напрямую или через их партнеров?

А. И.: У нас принята практика так называемых корпоративных соглашений, когда покупатель заключает договор с ИТ-компанией напрямую. И хотя финансовую часть мы реализуем через авторизованных партнеров этих поставщиков, но принципиальные условия соглашений мы безусловно оговариваем с ними непосредственно. При этом мы выбираем поставщиков, которые имеют возможность учитывать наши масштабы и обладают соответствующим опытом.

PC Week: За счет больших масштабов вы получаете особые условия?

А. И.: Конечно. Но меня интересуют не столько финансовые условия, сколько способность поставщика эффективно решать стоящие перед ним задачи, потому что даже просто организовать поддержку программного продукта в девяти часовых поясах может далеко не каждый.

PC Week: Как сейчас организована работа ИТ в РЖД?

А. И.: Наша организация и ее ИТ-хозяйство находятся в стадии активного реформирования. Причем это происходит путем консолидации всех наших ресурсов и внедрения централизованного управления. До прошедшей зимы каждый территориальный филиал РЖД (а их семнадцать, в некоторых работает больше ста тысяч сотрудников) имел собственный вычислительный центр и свои ИТ-ресурсы. Сейчас мы под эгидой Главного вычислительного центра РЖД образовали единую организацию, а вычислительные центры, прежде принадлежавшие филиалам, преобразовали в ее структурные подразделения. Получилась такая централизованно управляемая вертикаль, которая обеспечивает ИТ-услуги для РЖД.

PC Week: В такой огромной организации неизбежно возникают проблемы с управлением. Как вы их решаете?

А. И.: В сфере ИТ работают люди интеллектуальные, и поэтому в нашем подразделении легче реализовать подходы, повышающие эффективность управления, чем в других структурах. В связи с этим, с одной стороны, мы являемся пионерами в управлении — пробуем на себе то, что потом должно применяться к компании в целом, а с другой стороны, в наибольшей степени к этому готовы.

Сейчас мы строим процессы управления так, чтобы они были универсальными, регламентированными и их можно было улучшать, применяя при этом инструменты обеспечения качества ИТ-услуг. Развиваем собственный персонал, стараемся быть привлекательным работодателем не только по зарплате, но и по другим возможностям. Ведь для специалиста деньги хоть и весомый аргумент, но далеко не окончательный. Мы предлагаем работу в современной ИТ-организации, реализующей крупные проекты. Это серьезный мотив. Сейчас, например, мы реализуем довольно масштабный проект внедрения методологии ITSM, направленный на повышение качества ИТ-обслуживания конечных пользователей, а их у нас больше 280 тысяч.

PC Week: Как у вас организовано финансирование ИТ?

А. И.: У нас есть бюджет, который планируется по разным статьям затрат и видам нашей деятельности. Практически все наши проекты проходят фазу технико-экономического обоснования. Таким образом мы следим за эффектом от проектов. Естественно, у нас есть объективные ограничения по объему финансирования, но, честно говоря, я считаю, что для решения наших задач средств вполне достаточно.

PC Week: Понимает ли руководство РЖД значимость ИТ?

А. И.: Полностью понимает. Ведь не случайно я непосредственно подчиняюсь президенту ОАО “РЖД”. К тому же мы участвуем в реализации всех крупных бизнес-проектов, которые сейчас ведет компания.

PC Week: А бывает у вас так, что руководство сверху поддерживает ИТ, а среднее звено — саботирует?

А. И.: Учитывая, что в “Российских железных дорогах” работает миллион триста тысяч человек, я в принципе вполне допускаю, что определенная их часть не вполне понимает преимущества информатизации. Но исходя из опыта внедрения сложных проектов, в том числе в весьма отдаленных областях, где у людей зачастую дома нет даже телевизора, могу сказать, что серьезного сопротивления или непонимания мы обычно не встречаем. Наверное, люди все-таки понимают, насколько важны ИТ для РЖД. Подобно тому, как транспорт обеспечивает инфраструктурную основу экономики страны, так и ИТ обеспечивают инфраструктурную основу деятельности РЖД.

PC Week: С этим, конечно, невозможно не согласиться. Но имеются ли у вас конкретные оценки окупаемости ИТ? Как организовано технико-экономическое обоснование?

А. И.: В любом случае эффект от внедрения ИТ всегда косвенный, так как проявляется не в самом ИТ-подразделении, а в тех хозяйствах, для которых реализуются такие проекты. Поэтому отдачу подсчитать сложно, особенно с учетом влияния многих факторов, в том числе и реформы. Из-за этого основная часть наших оценок является хоть и не эмпирической, но в достаточной степени экспертной.

Хотя надо отметить, что в связи с нашими масштабами зачастую даже незначительный эффект от какой-то одной статьи расходов на ИТ полностью окупает наши проекты. Грубо говоря, сокращение общих эксплуатационных затрат РЖД на полпроцента безусловно оправдало бы всю нашу информатизацию. Ведь основное преимущество ИТ — это возможность использования раз созданного централизованного ресурса в масштабах всей компании. Другими словами, всё равно, сколько бухгалтеров — две тысячи или двадцать тысяч — будет работать с одним и тем же продуктом. Поэтому эффект от ИТ в крупных компаниях заметно выше, чем в мелких.

PC Week: Но и затраты, наверное, тоже выше? Какая у вас динамика расходов на ИТ?

А. И.: Расходы растут. Это обусловлено двумя факторами: во-первых, увеличением количества применяемых информационных систем и, во-вторых, расширением масштаба деятельности РДЖ. Объем перевозок быстро растет, и в этом году мы впервые за последние 15 лет достигли тех показателей, которые были в 1988-м. Отсюда вытекает еще одна причина окупаемости ИТ: расходы на информатизацию растут существенно медленнее, чем наш бизнес в целом.

PC Week: Спасибо за беседу.