ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Недавно компания Acer провела в Мадриде свою очередную глобальную пресс-конференцию, где наконец-то поведала о грядущем поглощении Gateway и Packard Bell. Некоторые подробности и последствия этих сделок представляют несомненный интерес, и о них я расскажу в одном из ближайших номеров. Сегодня же хотелось бы остановиться на любопытных заявлениях, которые прозвучали в столице Испании из уст руководителя аналитического агентства Canalys Стива Бразиера и главы Acer Джанфранко Лянчи. Они во многом перекликаются и проливают свет на ряд современных тенденций, наблюдаемых на рынке ПК. Речь в первую очередь идет о том, что в условиях жесткой конкуренции, царящей на рынке, производители ПК вынуждены довольствоваться крайне низкой маржей: операционная прибыль у Acer, например, составляет 3--4%. И Бразиер, и Лянчи едины во мнении, что несмотря на наблюдаемые сейчас неплохие темпы роста мирового рынка ПК (порядка 12% в год; подъем объясняют, в частности, хорошим спросом на ноутбуки и падением курса доллара — именно в этой валюте номинированы комплектующие) маржа расти не будет. Вполне очевидно, что производителям придется использовать весь доступный им потенциал средств, чтобы сократить операционные расходы (грядущее укрупнение Acer также призвано этому способствовать). Сенсационно же прозвучало заявление Джанфранко Лянчи, считающего нынешнее распределение прибыли между участниками рынка ПК несправедливым. Более того, он полагает, что такое положение дел требует изменения — если не сейчас, то в перспективе. В силу естественной для руководителя столь высокого уровня политкорректности имена участников рынка, прибыль которых должна быть перераспределена в пользу производителей ПК, названы не были. Но догадаться, кого имел в виду г-н Лянчи, совсем не трудно, особенно если принять во внимание его слова о том, что выпуск Windows Vista не оказал сколь-нибудь значимого влияния на рынок ПК (это подтверждают и данные Canalys) и что завоевать покупателей помогают отнюдь не гигагерцы, а новые форм-факторы, дизайнерские решения и коммуникационные возможности. Ясно, что речь идет в первую очередь о Microsoft и Intel, которые демонстрируют гораздо более высокий уровень прибыльности (в процентах он измеряется двузначными цифрами) и чьи продукты применяются в подавляющем большинстве продаваемых ПК. Поддержат ли другие ведущие производители ПК инициативу Джанфранко Лянчи и какое она получит продолжение, покажет время. До сих пор альянсов такого рода мы не наблюдали, а недовольные уровнем своей прибыльности просто покидали рынок ПК — так, например, поступила IBM, продав этот бизнес китайской Lenovo.

Еще несколько интересных идей, непосредственно касающихся нашего рынка, высказал Стив Бразиер, решивший развеять некоторые мифы о будущем устройстве ИТ-бизнеса. Так, в Canalys полагают, что не стоит верить утверждениям типа “прямая модель продаж еще себя покажет”, “почтовые сервисы заменят дистрибьюторов”, “каналы продаж компьютеров и сотовых телефонов сольются”, “телеком-операторы преуспеют в роли реселлеров”, “прибыльность поставок аппаратного и массового программного обеспечения вырастет” и т. п. Особого внимания заслуживает миф, согласно которому SOX-дистрибьюторы (т. е. дистрибьюторские компании, соответствующие требованиям американского акта Сарбейнса -- Оксли по прозрачности финансовой и бухгалтерской отчетности) преуспеют в России (а также на Ближнем Востоке). Дополним эту мысль заявлением Бразиера о провале американского подхода к борьбе с коррупцией в других странах -- и комментарии, как говорится, излишни.

На московском рынке широкополосного доступа разыгрываются события, ничуть не менее интересные, чем те, что мы наблюдали в период становления рынка сотовой связи. Так, обеспокоенный сокращением рыночной доли своей дочерней компании “Стрим”, холдинг “Комстар — Объединенные Телесистемы” решил привлечь к ADSL-бизнесу его “сестру” МГТС. Предполагается, что эта по-прежнему доминирующая в столице телефонная компания, которую в отличие от “Стрима” знают в каждой квартире, сможет привлечь множество малобюджетных абонентов (с. 1). Оправдается ли такой расчет, во многом будет зависеть от способности МГТС обеспечить ADSL-абонентам адекватный уровень сервиса — ведь речь идет не о так называемых “продвинутых” пользователях, а о мало разбирающихся в ИТ многочисленных абонентах, привлеченных низкой стоимостью доступа.

Кто лучше всех разбирается с практической точки зрения в инновационных корпоративных ИТ? Ответ очевиден: это CIO ведущих ИТ-компаний, занимающихся разработкой таких технологий и в первую очередь внедряющих их у себя. Поэтому совершенно закономерно, что именно к ним обратились наши американские коллеги, выбрав для бесед CIO фирм Red Hat, BEA Systems, Symantec, Sun Microsystems и CA (с. 32). И узнали немало интересного о том, как ИТ-директора относятся к инновациям, используют их в своей непосредственной работе и соблюдают баланс инновационности и консервативности.

Версия для печати