Российский телекоммуникационный рынок, будучи одним из крупнейших в Европе, привлекает к себе пристальное внимание ведущих отраслевых экспертов, поставщиков новых ИКТ-решений и инвесторов, а Москва всё чаще становится местом проведения крупных международных мероприятий. Одним из подтверждений тому стала конференция TeleEvo 2007 — региональный саммит организации TeleManagement Forum (TMF) в Восточной Европе.

На нем отмечалось, что мир телекоммуникаций переживает сегодня серьезные изменения. Размываются границы между участниками рынка: кабельные компании и крупные ритейлеры оказывают услуги связи, а операторы фиксированной и мобильной связи смещаются в сектор многоканального телевидения. Интернет-компании начинают осваивать голосовую телефонию и видеоуслуги. На рынке появляются новые игроки, формируются новые тенденции.

“Восточная Европа представляет собой динамично растущий рынок телекоммуникаций, где провайдеры услуг реализуют инновационные подходы к ведению бизнеса в условиях усиливающейся конкуренции, — отметил Мартин Кринер, президент TMF. — Современные тенденции трансформации отрасли открывают огромные возможности для развития бизнеса и параллельно несут в себе много рисков, создавая дополнительную нагрузку для решения внутренних операционных и управленческих задач”.

TeleManagment Forum — международная организация, которая занимается координацией усилий телекоммуникационной индустрии по созданию методологий, отраслевых стандартов и практических решений, направленных на повышение эффективности и гибкости телекоммуникационного бизнеса. И хотя ряд российских фирм, таких как “ВымпелКом”, МТС, ВСС, BI Telecom, уже активно работают в составе TMF, для многих других отечественных предприятий основные достижения этой всемирной организации стали доступны лишь после проведения в прошлом году в Москве первого бизнес-форума TeleEvo 2006 (см. PC Week/RE, № 42/2006, с. 18).

Второй форум TeleEvo 2007, проведенный при поддержке компании Ernst & Young, уже заметно отличался от предыдущего, поскольку изменились и российский телекоммуникационный рынок, и информационная и бизнес-среда в стране. Появились отечественные фирмы, специализирующиеся на применении стандартов TM Forum для телекоммуникационных предприятий России и других государств СНГ. Например, BI Telecom стала первой сертифицированной TMF компанией по обучению методологии NGOSS и спецификации eTOM на русском языке.

Организаторам TeleEvo 2007 уже не было необходимости уделять основное внимание разъяснению базовых определений и структур TMF, а можно было сосредоточиться на обсуждении глобальных тенденций в сфере телекоммуникаций, новых моделях бизнеса и росте доходов операторских компаний. Кроме того, российским фирмам было предложено непосредственное участие в исследовательских программах TMF.

Работа форума складывалась из нескольких составляющих — тренинг-семинаров, саммита руководителей, ознакомления с выставкой, презентации исследовательских Catalyst-проектов. И если тренинг-семинары (по внедрению NGOSS, обзору биллинговых моделей следующего поколения, управлению доходами и т. п.) несли обучающую нагрузку, начатую в рамках прошлого форума, то саммит руководителей — новая форма общения, в ходе которого перед участниками выступило около 40 авторитетных экспертов и отраслевых специалистов.

“Российский рынок пока делает лишь первые шаги на пути к OSS (Operation Support Systems – системы поддержки операционной деятельности, – Прим. ред.), — признал Сет Несбитт, вице-президент компании Amdocs. — Страна прошла этап колоссального роста сетей, когда требовалось подключение миллионов абонентов ежемесячно, и сегодня становится третьим по величине рынком мобильной связи в мире”.

Но сейчас, когда инфраструктура построена, операторам надо оценить, что именно у них есть в сети, и определить эффективные пути перехода к 3G и NGN. Именно поэтому один из специалистов Amdocs проанализировал пять возможных путей трансформации OSS у операторов связи, и представители российских провайдеров могли сравнить стратегии Telekom Austria, сделавшей упор на VoIP-решения, и British Telecom, решившейся на широкомасштабный переход к NGN в рамках проекта 21СN, с опытом компаний KPN, TDC и Telstra.

“Делегаты особенно хотели понять, по каким сценариям будет происходить эволюция сетей нового поколения, — отметил Илья Кузнецов, директор департамента консультационных услуг Ernst & Young в телекоммуникационном секторе. — Их интересовало, как обеспечить экономическую эффективность и высокую доходность по инвестициям в 3G в условиях постоянно растущего клиентского спроса, беспрецедентного роста сферы IP-технологий и усиления конкуренции стандартов NGN; каковы основные требования операторов к долгосрочной эволюции в свете нынешнего понимания опыта клиентов и их ожиданий с точки зрения цены и качества”.

Современный телеком создает неограниченные возможности для реализации новых услуг, но фирмы хотят досконально разобраться в том, как получить работающую бизнес-модель и сколько-нибудь надежные гарантии возврата инвестиций.

“Например, сервис может выглядеть следующим образом: вы смотрите фильм по телевидению, в ходе демонстрации которого героям картины подают на стол пиццу, — рассказал Мартин Клинер. — В этот момент на экране загорается небольшой ярлычок, на котором написан цифровой код. Вы отправляете SMS с сотового аппарата по указанному адресу и через короткое время вам на дом доставляют точно такую же пиццу, причем деньги за услугу списываются с вашего телефонного счета”.

TM Forum

TM Forum является международной ассоциацией, занятой в сфере управления телекоммуникационными, информационными и медиауслугами. Членами TMF являются около 600 предприятий из 65 стран, включая крупнейших мировых провайдеров услуг связи, поставщиков оборудования, программного обеспечения и системных интеграторов. Эта организация объединяет 90% ведущих телекоммуникационных компаний мира и их поставщиков.

TMF помогает своим участникам автоматизировать бизнес-процессы путем развертывания операционных систем, способных бесперебойно работать на различных участках цепочки оказания услуг. Организация формирует отраслевые стандарты, руководства, системы процессов и программных продуктов.

В частности, TMF разработала методологию New Generation Operations Systems and Software (NGOSS), которая представляет собой комплексную модель внедрения, развития и использования систем поддержки основной деятельности (Operation Support Systems, OSS) и бизнеса (Business Support Systems, BSS).

Данная методология реализована в виде пакета общепринятых в индустрии спецификаций и рекомендаций (см. PC Week/RE, № 39/2006, с. 46), ключевыми из которых являются eTOM (enhansed Telecom Operations Map — карта бизнес-процессов оператора связи) и SID (Shared Information/Data Model — корпоративная модель данных).

В телекоммуникационной отрасли, где чрезвычайно высока конкуренция и постоянно требуются огромные капитальные вложения, успех во многом зависит от правильности построения бизнес-процессов и применения четких моделей сетевой и ИТ-инфраструктуры. TM Forum дает операторам именно такую методологию, а рекомендации этой организации являются удобным и признанным инструментом для публичных компаний, зарегистрированных на биржах США и стран ЕС.

Технологические предпосылки для реализациии подобного сервиса есть уже сейчас, вопрос лишь в том, как создать бизнес-модель, позволяющую обеспечить прибыльную деятельность всех участников проекта. Причем важно ведь не только подобрать подходящую бизнес-модель из всего многообразия, существующего на рынке, но и убедить инвестора в ее успешности.

В этом плане форум TeleEvo стал одним из немногих практических мероприятий, на котором можно было поупражняться в подготовке подобных моделей с учетом мирового опыта и при участии авторитетных экспертов.

В настоящее время под эгидой TM Forum осуществляется свыше 80 технических программ. На TeleEvo 2007 впервые было представлено два направления перспективных исследований, так называемые Catalyst-проекты, этой организации, один из которых связан с разработкой ключевых показателей эффективности функции гарантирования доходов — Revenue Assurance Standard KPLs (RASK), а другой — с повышением эффективности “фабрики услуг” — от разработки концепции нового продукта до его внедрения.

Появление первого из них связано с тем, что пока не существует единого отраслевого стандарта для оценки эффективности функции гарантирования доходов как для внутренних целей компании, так и для формирования анализа эталонных показателей (benchmarketing). В рамках данного проекта разрабатывается иерархическая градация ключевых показателей эффективности по стратегическому, тактическому и операционному уровням, что позволит провайдерам услуг составить целостное представление о состоянии функции гарантирования доходов, проанализировать тенденции и использовать унифицированные показатели для сравнения себя с другими операторами.

Во втором проекте реализуются типовая функциональная архитектура OSS/BSS и способы быстрого создания продукта или услуги. В ее основу положен принцип “активного каталога”.

“Мобильные ТелеСистемы” уже стали спонсором первого Catalyst-проекта, и, возможно, следом за ними в исследовательские программы TMF вскоре втянутся и другие российские компании.

Как сообщалось на TeleEvo 2007, сегодня в рамках нового проекта Prosspero в TM Forum уже создаются современные прикладные программные интерфейсы, действующие по принципу “подключи и работай”. Они реализуются в форме пакетов готового ПО, загружаемых с портала Prosspero с полным комплектом инструментов тестирования, справочных материалов по внедрению, спецификациями, руководствами и он-лайн-поддержкой!