К комплексной системе защиты

Решения, предлагаемые фирмами-производителями для защиты ПК от многочисленных внешних угроз (вредоносных кодов, спама, хакерских атак и т. д.), становятся всё более комплексными. Это одна из тенденций современного этапа развития систем обеспечения информационной безопасности.

Но пути достижения этой комплексности у фирм-производителей различны. Компании, начавшие свою деятельность с разработки антивирусного ПО, идут по пути поглощения фирм, занимающихся созданием межсетевых экранов (брандмауэров) и/или антиспамовых средств. Или заключения союзов с ними. Так, “Лаборатория Касперского” в своё время заключила договор с компанией “Ашманов и партнёры” и в 2002 г. они совместными усилиями выпустили программный комплекс Kaspersky Anti-Spam (см. PC Week/RE, № 47/2002, с. 42), предназначенный для Интернет-провайдеров или организациий, имеющих собственные почтовые серверы, а в июле 2005-го выкупила у “Ашманова и партнёров” все права на технологии, разработанные в рамках проекта “Спамтест”, и приняла к себе на работу ключевых сотрудников, занимавшихся реализацией этого проекта, — команду из 16 человек во главе с Кириллом Зорким.

В начале этого года другой российский разработчик “Доктор Веб” в целях придания своим решениям антиспамовых свойств пошел на союз с французской компанией Goto Software и выпустил продукт “Dr.Web для Windows: Антивирус + Антиспам”, предназначенный для комплексной защиты рабочих станций от вирусов и нежелательной корреспонденции. Можно привести аналогичные примеры и из жизни зарубежных фирм, “в молодости” занимавшихся созданием антивирусного ПО.

Но к выпуску интегрированных решений под своей торговой маркой стремятся не только фирмы с “антивирусным прошлым”. Например, компания Agnitum, основанная в феврале 1999 г. в Санкт-Петербурге и начавшая свою деятельность с разработки продуктов для обнаружения и блокировки хакерских атак, в 2005 г. приобрела у венгерской компании VirusBuster права на использование одноимённой технологии обнаружения зловредных кодов и, успешно совместив эти технологии со своими наработками в области построения брандмауэров (в частности, Outpost Firewall Pro) и спам-фильтров (Spam Terrier), в мае 2007 г. выпустила комплексное решение по защите ПК при работе в Интернете Outpost Security Suite PRO, включающее пять основных компонентов:

  • брандмауэр (автоматически обнаруживает и отражает атаки хакеров, а также делает компьютер полностью “невидимым” в Сети);
  • антивирус+антишпион (проверяет почтовые вложения в режиме реального времени, автоматически обнаруживает и удаляет вирусы, шпионские программы и другое вредоносное ПО);
  • антиспам (защищает почтовый ящик от спама, при этом “обучается” распознавать почту, нежелательную именно для вас);
  • Web-контроль (осуществляет фильтрацию содержимого сайтов, обнаруживает активное содержимое Web-страниц и блокирует навязчивую Интернет-рекламу и доступ к подозрительным сайтам );
  • проактивная защита (отслеживает и предотвращает попытки взлома ПК, контролирует взаимодействие программ, защищает данные от несанкционированного доступа).

В октябре этого года на смену пакету Outpost Security Suite Pro пришёл защитный комплекс Outpost Security Suite Pro 2008 (OSSP 2008). Его основное отличие от версии-предшественника: поддержка ОС Windows Vista (32- и 64-разрядная версии). Кроме того, продукт работает под управлением ОС Windows ХР, Windows 2003 Server и Windows 2000 Pro. При этом поддерживаются следующие почтовые клиенты: Vista Mail, Microsoft Outlook Express и Microsoft Outlook 2000, 2002, 2003 и 2007. Аппаратные требования OSSP 2008 таковы: процессор (одно- или многоядерный) с частотой 450 МГц или выше, 256 Мб ОЗУ и 40 Мб свободного дискового пространства.

Совместимость с новой ОС Microsoft далась разработчикам OSS 2008 нелегко. “В ОС Windows Vista требования к безопасности радикально отличаются от требований Windows XP, — пояснил коммерческий директор компании Agnitum Михаил Пеньковский. — Поэтому мы практически с нуля переписали код нашей прежней программы вместо того, чтобы портировать его на новую платформу. Продукт OSSP 2008 мы создавали два года, но в него вложен весь наш девятилетний опыт разработки решений для обеспечения безопасности конечных пользователей ПК. В наших планах на будущий год — завоевание корпоративного рынка”.

“Комплексный подход к безопасности не должен означать сложности в использовании, — добавляет руководитель отдела аналитики Agnitum Алексей Белкин. — Думая о малоопытных пользователях, мы устранили постоянные вопросы программы к ним. Теперь первое время программа автоматически запоминает все легальные соединения, обучаясь без вопросов к пользователю. При этом проактивная защита и веб-контроль определяют (по характерному поведению) и блокируют неизвестные сетевые угрозы и вредоносные элементы Web-сайтов. Интерфейс Outpost 2008 выполнен в стиле Vista и предлагает множество опций для настройки продвинутыми пользователями. Менее опытным пользователям мы рекомендуем использовать автоматические настройки”.

Рекомендованная цена OSSP 2008 не отличается от аналогичного показателя пакета-предшественника и составляет 1299 руб. Кроме того, пользователям по-прежнему доступен классический Outpost Personal Firewall. Он предлагается в шести вариантах:

  • для организаций;
  • коробочная версия;
  • персональная лицензия;
  • персональная лицензия на два года;
  • семейная лицензия;
  • семейная лицензия на два года.

Стоимости этих вариантов лежат в пределах от 699 до 1599 руб.

Итак, комплексные продукты для защиты ПК от различных внешних угроз имеют в своём арсенале уже три российские компании. О перспективах продаж продуктов Agnitum Михаил Пеньковский говорит так: “Мы предполагаем, что в 2007 г. наши продажи в России вырастут по сравнению с 2006-м на 70%, а на зарубежных рынках — на 40%”. При этом он отмечает, что если в России в настоящее время соотношение между онлайн- и офлайн-продажами продуктов Agnitum (в денежном выражении) выглядит как 60 к 40, то на зарубежных рынках это соотношение имеет вид 85 к 15 (надо полагать, через несколько лет это соотношение будет характерно и для отечественного рынка). Что же касается соотношения между количеством копий продуктов Agnitum, приобретаемых юридическими лицами, и числом копий, закупаемых индивидуальными пользователями, то в нашей стране сейчас оно выглядит как 42 к 58, а за рубежом как 25 к 75.

По данным Agnitum, в этом году продажи её продуктов в СНГ (включая Россию) соотносятся к западным примерно как 30 к 70 (в денежном выражении). В прошлом году аналогичное соотношение выглядело как 25 к 75.