Далеко ли до “цифрового счастья ”?

США и ряд европейских стран планомерно переходят на цифровое телевещание, а, например, Южная Корея и Япония завершили этот процесс еще в 2005 г. Предполагается, что в России в соответствии с документами Международного союза электросвязи цифровое ТВ будет внедрено к 2017-му.

Весной прошлого года этому направлению был придан государственный статус: создана под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева правительственная комиссия по развитию телерадиовещания в РФ до 2015 года. Министр Минформсвязи РФ Леонид Рейман в числе первоочередных задач, стоящих перед комиссией, обозначил разработку системного проекта развития теле- и радиовещания. Но пока федеральная программа перехода на цифровое вещание отсутствует.

О проблемах, волнующих специалистов, непосредственно связанных с развитием этого направления в нашей стране, о состоянии цифрового ТВ и о том, каким ему быть в ближайшее время, шла речь в октябре на 2-м международном форуме “Инвестиции в цифру”, прошедшем в Москве под эгидой Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) и выставочной компании “Мидэкспо” с участием крупнейших игроков телевизионного и телекоммуникационного рынка.

Пока государство определяется с путями цифровизации ТВ в масштабах всей страны, бизнес в лице операторов платного телевещания уже несколько лет как приступил к решению этой задачи, делая инвестиции в модернизацию инфраструктуры имеющихся аналоговых сетей КТВ и создавая новые, широкополосные с цифровыми каналами, предоставляя соответствующие услуги цифрового ТВ своим абонентам. Таким образом, сегодня в России владельцы цифрового контента и каналов платного ТВ реально являются первопроходцами в этой сфере.

Эксперты полагают, что цифровые каналы уже доступны примерно для 2 млн. россиян платного ТВ, хотя доступность вовсе не означает, что те же миллионы ими пользуются или даже просто слышали о такой возможности. Так, по данным J’son & Partners, число абонентов цифрового кабельного ТВ, внедрение которого началось пять лет назад, составляет менее 10% от числа пользователей платного ТВ — около 600 тыс. по стране.

По оценке генерального директора “ЭР-Телеком Холдинга” Андрея Семерикова, объем рынка платного телевидения в России к концу нынешнего года все же достигнет 650 млн. долл., в то время как объем рынка широкополосного доступа (ШПД) будет на уровне 1,2—1,3 млрд. долл. В дальнейшем, по его же прогнозу, рынки платного ТВ и ШПД в России будут расти ежегодно примерно на 40%, и к 2010 г. совокупный объем рынка платного телевидения и широкополосного доступа составит около 4 млрд. долл. Вместе с тем, как полагает президент АКТР и председатель совета директоров компании “Ренова Медиа” Юрий Припачкин, “цифровизация” населения нашей страны еще только начинается. Сейчас, например, отрабатывается технология IPTV, а через два года, резюмировал он, будет совершенно иной взгляд на этот рынок.

"При цифровизации страны в области телевидения государству не обойтись без поддержки бизнеса, который уже давно пришел на рынок цифрового ТВ, и, может быть, для полного решения этой задачи было бы достаточно просто не мешать ему", — отметил вице-президент АКТР, генеральный директор компании “Мультирегион” Сергей Дмитриев.

Проблемы консолидации и инвестиций

Эльдар Разроев, генеральный директор компании СММ (“Система Масс-медиа”), входящей в состав АФК “Система”, считает, что консолидация на рынке платного ТВ сегодня напоминает аналогичный процесс, имевший место на рынке сотовой телефонии в 1998—2002 гг. и в ритейле в 2004—2006-м. Сейчас главным, по его мнению, являются финансовые ресурсы. Если денег нет, то оператор вынужден работать на устаревших сетях и оборудовании, а модернизация — дорогостоящее дело. Так что малым региональным компаниям следует задуматься о своем будущем, добавляет он.

Глава АКТР придерживается несколько иного мнения, полагая, что не всегда крупные компании поглощают мелкие — у бизнеса свои законы. “Мы станем свидетелями похода российского капитала за границу на рынок КТВ, и уже есть тому примеры в Белоруссии”, — поясняет г-н Припачкин. “Схемы привлечения денег отработаны, проблем с инвестициями не вижу”, — утверждает он. А вот в нашей стране трудности есть: компании в регионах не готовы к этому процессу. После приобретения оператора надо менять схему работы на местах, что очень непросто.

Сергей Дмитриев полагает, что деньги должны вкладываться в современную инфраструктуру, поддерживающую многообразие сервисов, в том числе в ТВ, телефонию и т. п., а не в “цифру”. Здесь с ним согласен Юрий Припачкин, который считает, что само по себе развитие цифрового ТВ ни о чем не говорит, людей интересуют не технологии, а спектр предоставляемых им сервисов. Другой немаловажный момент состоит в том, готовы ли они платить за них.

По мнению г-на Разроева, у зарубежных инвесторов пока нет желания приходить на отечественный рынок, но вскоре обозначатся центры консолидации, которые будут образованы самыми благополучными в финансовом плане отечественными компаниями, и в их интересах сделать свою отчетность прозрачной.

Однако Андрей Семериков полагает, что “консолидация — это вопрос денег и ничего более; в регионах этот процесс сегодня закончен — серьезных сделок нет”. По его мнению, к кабельным операторам должны проявить интерес крупные инвесторы, в том числе мирового уровня: еще немного, и рынок КТВ станет интересен международным инвесторам, но отсутствие публичной компании в отрасли сегодня серьезно сказывается на взаимоотношениях с ними.

Дальнейшее развитие этого сегмента, по мнению Юрия Припачкина, может происходить по двум направлениям: создание крупных холдинговых структур с поглощением мелких игроков и строительство новых и модернизация старых сетей. Монополист в отрасли скорее всего не появится, считает он, и консолидация закончится примерно через два года, когда произойдет слияние сегмента КТВ с телекоммуникационным сектором, следствием чего явится дальнейшее ужесточение конкуренции, что приведет к максимальному расширению спектра сервисов каждого оператора и появлению новых услуг.

На цифровом поле ТВ — новые игроки

Если операторы КТВ будут медлить с внедрением цифровых технологий, то столкнутся с новыми игроками на этом рынке, поскольку все телекоммуникационные операторы, которые обзаведутся широкополосными сетями, будут предоставлять широкий спектр услуг, включая цифровое ТВ. Некоторые из них уже сегодня приступили к их освоению.

Например, “Комстар — ОТС” предлагает вместе с интернет-услугами и платные пакеты телеканалов под брендом “Стрим-ТВ”. Проекты платного цифрового ТВ запускают несколько дочерних фирм “Связьинвеста”, продвигающих ADSL в регионах, московская “Корбина Телеком” и др.

Телекоммуникационная компания “ЭР-Телеком”, еще пару лет назад считавшаяся небольшим региональным игроком, к 2010 г. планирует занять не менее 10% российского рынка КТВ и широкополосного доступа в Интернет. В начале прошлого года компания была представлена всего в трех городах — Перми, Самаре и Волгограде. Но в результате инвестирования средств “Пермской финансово-производственной группы” удалось значительно расширить географию присутствия — до 15 городов. По словам Андрея Семерикова, в 11 из 15 городов к концу нынешнего года будет завершена активная фаза строительства сетей; при этом стратегия “ЭР-Телекома” направлена не только на рост, но и на постоянное повышение качества предоставляемых услуг.

“Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение” (ТКТ), находящаяся под контролем “Нафта-Москвы”, запустила обновленную цифровую сеть, обслуживающую 1,2 млн. абонентов, еще два года назад, однако число подписчиков на платные услуги пока невелико.

В этом году произошло значимое событие: на московский рынок ШПД вышел новый игрок — крупнейший московский оператор КТВ “Мостелеком”. И хотя некоторые участники рынка скептически относятся к планам оператора, намеревающегося захватить львиную долю услуг Triple Play в столице, полагая, что его выход запоздал, Юрий Припачкин считает, что недооценивать столь крупного конкурента не стоит. В самом деле, “Мостелеком” планирует к концу нынешнего года охватить мультисервисной сетью 35—40% территории Москвы, подключить 100 тыс. интернет-пользователей и 1 млн. абонентов цифрового ТВ. Для этого “Нафта-Москва” заявила о намерении инвестировать 80 млн. долл. в развитие и обновление инфраструктуры сети на основе оборудования Alcatel-Lucent. Правда, вопрос о внедрении полноценного многоканального цифрового ТВ, как заявляют в компании, будет рассматриваться не ранее конца 2007 г. К 2009-му “Мостелеком” планирует вложить в развитие цифровой сети 188 млн. долл., охватив мультисервисной сетью всех своих абонентов.

Отметим, что “Мостелеком” использует мощный административный ресурс со стороны правительства Москвы, что открывает компании беспрепятственный доступ к инфраструктуре домового хозяйства столицы, который для конкурентов затруднен, а иногда и закрыт.

Это — далеко не все, а лишь часть вопросов, обсуждавшихся на форуме “Инвестиции в цифру“. Но их достаточно, чтобы сделать вывод: несмотря на положительные сдвиги в этой отрасли и в целом оптимистический настрой игроков, в ней остается немало нерешенных проблем по цифровизации ТВ в нашей стране.

Вместо заключения

Ведущие игроки российского рынка платного ТВ, собравшиеся на форуме, обозначили следующие тенденции его развития:

  • “цифровизация” ТВ в стране неизбежна, но темпы ее определяются бизнесом через создание новых сетей и модернизацию имеющихся;
  • в процесс вовлекаются новые игроки, в том числе телекоммуникационные компании, привлекающие значительные инвестиции;
  • пользователи в регионах не всегда готовы платить за новые услуги, хотя в столице ситуация меняется в лучшую сторону.