Приобретение акций на 240 млн. долл. — сделка по современным меркам мирового ИТ-бизнеса совсем не выдающаяся. Такого размера покупки лидеры рынка делают почти ежемесячно, а то и чаще. И тем не менее информация о приобретении корпорацией Microsoft акций компании Facebook сразу попала на первые полосы СМИ, дав дополнительные аргументы в пользу прогнозов о начале качественно нового этапа развития ИТ.

Действительно, это новость из разряда информационных “бомб”. Ведь 240 млн. Microsoft заплатила не за всю Facebook, а всего лишь за 1,6% ее бизнеса. Это означает, что общая капитализация данной частной компании может быть оценена в 15 млрд. долл. Конечно, это тоже далеко не рекордный показатель. Если бы только не один важный нюанс: Facebook была создана менее четырех лет назад, а ее основателю и руководителю Марку Цукербергу сейчас всего лишь 23 года. По данным западных СМИ, ему принадлежат от 20 до 30% акций Facebook, из чего следует, что его личное состояние составляет порядка 3—5 млрд. долл.*

На фоне таких сведений карьерные показатели героев ИТ-бизнеса последних 15 лет (например, основателей Yahoo и Google), не говоря уже о великих деятелях 70--80-х, остались далеко позади. Правда, некоторое сходство всё же имеется: проучившись (с академическими перерывами) в Гарвардском университете четыре года, Марк Цукерберг бросил его, не получив даже степень бакалавра. Напомним, что Билл Гейтс тридцать лет назад продержался в этом же учебном заведении всего два года, после чего он только вступил на долгий путь к будущим успехам в ИТ-бизнесе.

Термин “социальные сети” стал широко использоваться лишь в прошлом году, а что конкретно он обозначает, и сегодня не очень понятно многим людям даже из мира ИТ. В упрощенной формулировке речь идет об интернет-порталах, ориентированных на поддержку взаимодействия людей, в том числе с использованием интерактивного общения и публикации собственного контента (например, фотографий), с возможностью создания и поддержки функционирования различных социальных сообществ. Как правило, подобные услуги предоставляются бесплатно, доходы же приносит размещение рекламы. Принципиально новым моментом здесь можно назвать то, что всё это реализуется с использованием возможностей самых современных интернет-технологий, которые в последнее время обычно обозначаются термином Web 2.0. Их привлекательность с точки зрения рекламодателей заключается в том, что они позволяют более четко сфокусироваться на нужных категориях потребителей и динамически отслеживать эффект от рекламы и оперативно управлять ее содержимым.

Считается, что сегодня Facebook, имеющая около 50 млн. активных пользователей, является вторым в мире социальным порталом после MySpace, у которой сейчас 200 млн. членов. Однако по данным Facebook, число ее пользователей растет на 3--3,5% в неделю, увеличиваясь на 250 тыс. человек ежедневно. Учитывая эти сведения, эксперты полагают, что у компании есть реальные шансы выйти на первое место в течение ближайших 9--12 месяцев. Что, возможно, еще важнее для американских компаний, ведь более 60% новых посетителей Facebook проживают вне США.

А стартовала Facebook в феврале 2004 г. по инициативе Марка Цукерберга при поддержке (как это часто бывает в США) его однокашников — соседей по университетскому общежитию. Поначалу портал был ориентирован на поддержку учащихся Гарвардского университета, а потом и всего американского студенческого сообщества. Для всех желающих портал был открыт лишь год назад.

Важно отметить, что Facebook — это не просто информационный интернет-проект, но и программистский проект. В его основе лежат технологии поддержки социальных порталов, которые уже сейчас именуют платформой. Одним из факторов успеха компании является то, что она открыла свой API для независимых разработчиков, создающих собственные виджеты (facebook-приложения). Наблюдатели говорят, что двигаясь в таком направлении, Facebook сможет уже в недалеком будущем превратиться в своеобразную операционную систему для социального Интернета.

По данным, опубликованным в западных СМИ, Facebook за 2005 г. заработала 10 млн. долл., в 2006-м — примерно 50 млн. долл., а в нынешнем году ожидает получить 130--150 млн. долл. Темпы впечатляющие, но может ли капитализация в сто раз превышать оборот компании? Многие эксперты считают, что сумма, выплаченная Microsoft за мизерную долю фирмы, — это просто результат истерии вокруг блогов и Web 2.0. Резон в таких соображениях, конечно, есть, но нужно учитывать и то, что речь идет об одном из самых перспективных бизнес-направлений, связанных с интерактивной интернет-рекламой, объем которой уже сегодня оценивается почти в 40 млрд. долл.

Как известно, Yahoo пыталась купить Facebook еще год назад за 1 млрд. долл., но получила отказ. В июле в СМИ появилась информация о приобретении Facebook корпорацией Microsoft за 6 млрд. долл., однако она сразу была опровергнута. Комментируя эти слухи, Марк Цукерберг сообщил тогда, что оценивает стоимость своей компании в 10 млрд., но подчеркнул, что не намерен ее продавать в принципе.

В середине октября появились сведения о том, что Google и Microsoft начали борьбу за приобретение части Facebook размером от 5 до 10% за сумму в пределах 300--600 млн. долл., которая спустя несколько дней увеличилась до 750--1500 млн. долл. Однако наблюдатели уже тогда полагали, что Microsoft просто не сможет допустить, чтобы Facebook досталась конкуренту. Ведь Google и так серьезно опережает Microsoft по части бизнеса на интернет-рекламе. К тому же Google год назад закрепила свое сотрудничество с MySpace, приобретя за 900 млн. долл. эксклюзивные права на поставку поисковой и контекстной рекламы, размещаемой на этом портале, а купив еще и игрока номер два в области социальных сетей, могла бы еще больше увеличить отрыв в этом направлении.

Однако возникает вопрос: а что, собственно, получила Microsoft, приобретя всего 1,6% Facebook? Вспомним, что еще год назад Microsoft заключила исключительные права на поставку рекламы до 2011 г. для этого портала, но только в пределах США. Теперь эти условия распространяются на весь мир. Но эксперты считают, что основные выгоды могут скрываться в углублении технологического сотрудничества между двумя компаниями. В этой связи отмечается, что бизнес-модель Facebook гораздо ближе к Microsoft, в том числе в плане нацеленности на создание технологической платформы и сотрудничества с независимыми разработчиками, что является традиционно сильной стороной Редмонда.

Есть и еще один важный аспект сделки: заплатив эти деньги, Microsoft не просто обозначила рыночную стоимость бизнеса в области социальных сетей, но и резко подняла эту ценовую планку по сравнению с ожиданиями рынка. Тем самым показав, что круг реальных претендентов на дележ пирога интернет-рекламы будет не очень широк. На фоне данного соглашения сумма в 1 млрд. долл., которая еще год назад виделась сильно завышенной за приобретение “студенческого” проекта, сегодня кажется уже до смешного маленькой.

Так или иначе, но представители Facebook уже после объявления сделки сообщили, что полученные инвестиции позволят компании расширить штат с сегодняшних 300 человек до 700 в 2008 г., а также усилить свое географическое присутствие в различных регионах мира. В то же время сам Maрк Цукерберг неоднократно подчеркивал в последнее время, что в его планы не входит лишать свое детище независимости. В качестве бизнес-цели он называет вывод Facebook на рынок IPO в течение ближайших двух лет.

*Но это, конечно, не наличные средства, а потенциальная стоимость акций на рынке. Для такого рода богачей, к которым относится подавляющее число “самых богатых людей”, в том числе и Билл Гейтс, в английском языке часто используется термин “a paper billionaire” — “бумажный миллиардер”.