Голубой гигант покупает Cognos за 5 млрд. долл.

Процесс консолидации рынка средств бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), активно протекавший с 2004 г., практически завершился, и последнюю точку в нем поставила IBM: 12 ноября было объявлено, что корпорация заключила соглашение о приобретении компании Cognos приблизительно за 5 млрд. долл. Окончание сделки планируется в I квартале следующего года после обычных процедур одобрения акционерами обеих компаний, а также согласия регулирующих органов США и Канады*.

Собственно, такой шаг IBM никак нельзя назвать неожиданным; более того, Голубой гигант был просто обязан сделать его, чтобы успеть войти в группу лидеров быстрорастущего BI-рынка. Это стало почти очевидно после объявления о сделке SAP -- Business Objects, и прогноз такого развития событий мы дали еще месяц назад (см. PC Week/RE, № 41/2007).

Чтобы понять логику действий IBM, нужно вспомнить, что по сути рынок бизнес-аналитики состоит из двух взаимосвязанных сегментов (в частности, согласно классификации IDC): во-первых, инструменты и приложения управления эффективностью бизнеса (performance management, PM), во-вторых – платформы хранилищ данных (Data Warehouse, DW). Корпорация традиционно занимает лидирующие позиции в сегменте DW со своими СУБД DB2 и Informix, а вот в сегменте PM практически не отмечена. И проблема тут заключается не только в том, что IBM упускает для себя перспективное направление собственно средств бизнес-анализа, но и в том, что в последние годы она стала постепенно отставать от конкурентов на поле DW (а это -- прямой результат отсутствия у компании PM-инструментов).

Конечно, у IBM был выбор из двух оставшихся крупных “чистокровных” BI-игроков — SAS Institute или Cognos. Но первая — очень непростая компания хотя бы с точки зрения процедуры ее приобретения (поскольку она является полностью частной). А вот вторая — отличный вариант, тем более что последние 15 лет участников сделки связывают тесные партнерские отношения.

Фирма Cognos — ветеран не только сегмента BI, но и ИТ-рынка в целом, она была создана в 1969 г. (в тот момент — как компьютерный консультант для правительства Канады). В течение последних четырех лет она сумела серьезно укрепить позиции в области средств бизнес-анализа, осуществив ряд важный приобретений. Последнее из них (еще формально не завершенное) было сделано в сентябре: Cognos купила очень сильного специализированного игрока Applix за 330 млн. долл. наличными. По итогам 2007-го финансового года (завершился 28 февраля) Cognos заработала 979 млн. долл. (376 — продажа лицензий, 422 — поддержка продуктов, 181 — услуги по внедрению) и получила очень хорошую чистую прибыль — 116 млн. долл. В настоящее время в компании работает 3500 сотрудников, ее клиентами являются 23 тыс. предприятий в 135 странах, продвижением ее продуктов занимается более 3000 партнеров по всему миру.

Уже объявлено, что Cognos войдет в состав подразделения IBM, занимающегося программными средствами управления информацией (DB2, Informix, FileNet и пр.), и будет представлена отдельной группой во главе со своим нынешним президентом и CEO Робом Эшем.

В результате активных поглощений последнего года говорить о точной расстановке сил на рынке BI сейчас довольно сложно. Однако в случае удачного завершения осенних сделок в начале 2008-го группа лидеров будет представлена следующим образом (в алфавитном порядке): IBM, Oracle, SAP и SAS, а также быстро догоняющая их Microsoft. В этом списке легко можно увидеть одно исключение: SAS -- единственная специализированная компания. Может ли она сохранить свой автономный статус среди поставщиков инфраструктурных платформ? Учитывая специфику организации бизнеса SAS — в видимой перспективе скорее всего да.

* Рыночная консолидация в случае с BI имеет отчетливые черты глобализации, что видно на примере последних крупнейших сделок: Cognos — это канадская компания, Business Objects — французская.