По окончании 2007-го финансового года, который для компании Hewlett-Packard завершился 31 октября (его итоги HP обещает вскоре опубликовать), Москву посетил ее старший вице-президент, управляющий директор и руководитель группы технологических решений в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) Франческо Серафини. “Мы постоянно рассматриваем возможности инвестирования сюда дополнительных средств”, — подчеркнул руководитель HP EMEA, сообщив, что в ходе своей поездки встретился с российскими партнерами и клиентами компании.

Как прогнозируют эксперты, выручка HP по итогам 2007-го финансового года может достичь 100 млрд. долл. По словам г-на Серафини, в настоящее время 65% деловых операций компании осуществляется за пределами США, причем 40% своих доходов она получает из региона EMEA, а наша страна приносит ей от 4 до 5% европейского дохода. Ссылаясь на информацию IDC, вице-президент НР и генеральный директор корпорации в России Оуэн Кемп уточнил, что на долю его компании приходится 10% российского ИТ-рынка, размер которого в 2007-м аналитики IDC оценили в 17 млрд. долл.

В мировом масштабе доходы компании примерно поровну распределяются между тремя группами— персональных систем; печати и обработки изображений; технологических решений, -- представляющими основные направления деятельности HP. В нашей стране, как отметил Франческо Серафини, наибольшего успеха компания достигла на рынках печатающих устройств и продукции корпоративного назначения.

В области персональных систем стратегия HP нацелена на создание простых и удобных в эксплуатации изделий. Задача в сфере печати — охватить решениями весь спектр потребностей пользователей, в том числе предоставив им возможность работать через Интернет (в частности, с помощью специализированных киосков, устанавливаемых, например, в торговых центрах). Цель подразделения технологических решений — содействовать заказчикам в эффективном с точки зрения развития их основного бизнеса использовании ИТ.

По мнению руководителя HP EMEA, ситуация на российском рынке характеризуется высоким спросом на ИТ-продукцию на потребительском рынке, а также большой потребностью местных предприятий в построении ИТ-инфраструктуры для поддержки бизнеса.

Чтобы лучше представить себе сложившееся состояние дел, во время визита в Москву Франческо Серафини обсудил тенденции развития нашего ИТ-рынка с представителями IDC. Аналитики этой фирмы отмечают здесь два аспекта — увеличение роли ИТ в бизнесе местных компаний и их переход ко второй фазе информатизации, когда после создания ИТ-инфраструктуры (первая фаза) на передний план выходят вопросы оптимизации и интеграции приложений, данных и процессов. В HP эту “вторую волну” роста ощущают как проявление потребности в трансформации ИТ-решений со стороны тех российских предприятий, которые уже построили у себя ИТ-инфраструктуру.

В связи с этим важными и наиболее быстрорастущими направлениями ИТ-бизнеса, в том числе и для HP, стали разработка ПО, техническая поддержка, консалтинг и услуги в области системной интеграции. С указанными направлениями, особенно “сервисным компонентом” бизнеса HP, г-н Серафини связывает и возможность увеличения инвестиций своей компании в нашу страну.

Среди объектов инвестирования — центр высоких технологий и подразделение системной интеграции (последнее находится на стадии формирования). Кроме того, компания выделила три десятка грантов ведущим российским университетам (в частности, Санкт-Петербургскому государственному электротехническому университету — ЛЭТИ) на выполнение различных исследовательских проектов по проблематике, представляющей интерес для HP.

В созданном компанией центре высоких технологий сотня отечественных специалистов занимается разработкой и поддержкой ПО, а также оказанием различных услуг (преимущественно для телекоммуникационных компаний), причем не только для российских заказчиков, но и для клиентов HP в других странах, входящих в регион ЕМЕА. Как заметил Оуэн Кемп, реализацию некоторых услуг центра HP отдает на аутсорсинг своим российским партнерам.

А в январе этого года компания объявила о начале работ по созданию в нашей стране (предположительно в Санкт-Петербурге) научно-исследовательского подразделения -- центра HP Labs ( см. PC Week/RE, № 2/2007).

Инвестиций требует и центр обработки данных (ЦОД), созданный в российском научном центре “Курчатовский институт” (РНЦ КИ), который начал действовать в прошлом году ( см. PC Week/RE, №38/2006). Используя его возможности, сотрудники РНЦ КИ и HP Labs ведут ряд совместных проектов, в том числе в области автоматизации управления ЦОДами.

HP готова также к инвестированию совместного с тайваньской компанией Foxconn проекта по созданию в Санкт-Петербурге производства для сборки ПК и другой ИТ-продукции (см. PC Week/RE, №31/2007; www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=83552).

Конечно, немыслимо без финансовой поддержки и взаимодействие с партнерской сетью. По словам главы HP в России, у компании более двух тысяч партнеров в нашей стране, отношения с которыми она развивает в том числе и в рамках объявленной два года назад программы “предпочтительных партнеров” (HP Preferred Partners — см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=104064). Компания тщательно подходит к выбору претендентов на данный статус, поощряя им только тех партнеров, которые нацелены на долгосрочное сотрудничество с нею.

В последнее время в работе HP с российскими партнерами наметилось несколько тенденций. Во-первых, взаимодействие с ними начинает распространяться за пределы нашей страны. “Дело в том, что некоторые наши клиенты из России расширяют свой бизнес на зарубежные страны, и там им тоже нужна поддержка в области ИТ”, — пояснил Оуэн Кемп одну из причин такой ИТ-экспансии на международном уровне.

А с другой стороны, усиливается проникновение HP в российские регионы, где компания обнаруживает для себя новых партнеров, подчас обладающих интересным опытом в области ИТ.

Еще одна тенденция — расширение связей (количества партнеров) с предприятиями розничной торговли, объемы продаж ИТ-оборудования через которую в последние годы быстро растут.