Компания Nortel — один из ведущих поставщиков оборудования не только для операторских компаний, но и для ведомственных и корпоративных сетей связи ключевых отраслей экономики нашей страны. О своем взгляде на российский корпоративный рынок и о технологических новинках фирмы научному редактору PC Week/RE Петру Чачину рассказал один из ведущих экспертов Nortel в области бизнес-коммуникаций, президент ее подразделения Enterprise Networks в регионе ЕМЕА Питер Келли.

PC Week: Как вы оцениваете современный уровень развития российского телекоммуникационного рынка по сравнению с западными странами?

Питер Келли: Если рассматривать российский рынок как часть европейского, то он является одним из самых быстрорастущих. А если говорить о корпоративном сегменте, то здесь он становится одним из крупнейших.

Из отчетов аналитиков следует, что в настоящее время Россия очень быстро занимает свое место в ведущей пятерке стран не только по показателям роста, но и в абсолютном выражении. РФ добивается значительных успехов во внедрении новых технологий, таких как WiMAX, операторский Ethernet, мощные оптические системы передачи, унифицированные коммуникации [Unified Communications, UC].

Результаты корпоративного бизнеса Nortel указывают на то, что Россия уже занимает четвертое место по объемам продаж компании в Европе после Великобритании, Германии и Франции.

PC Week: Как вы оцениваете уровень развития российских ведомственных и корпоративных сетей связи и возможности их трансформации?

П. К.: Мы понимаем, что у вас, как и во многих других странах, в телекоммуникационных сетях велика доля эксплуатируемого TDM-оборудования и существует потенциал для их перевода на IP. Одним из основных направлений трансформации является создание отказоустойчивых сетей связи, работающих в реальном времени.

К сожалению, многие локальные сети в стране недостаточно гибки, чтобы удовлетворить требования к унифицированным коммуникациям. Для Nortel это открывает существенные перспективы, поскольку у компании имеется полный ассортимент продуктов для создания гибких отказоустойчивых локальных сетей.

Разработанные нами решения направлены на сближение телекоммуникаций и ИТ, предполагают внедрение нового ПО и окажут определенное влияние на организацию производства. Мне представляется, что основная трансформация обязательно затронет бизнес-процессы и потребует новых навыков от системных интеграторов.

Мы знаем, что в последнее время в России принят ряд законов о защите информации, о персональных данных, о внедрении паспортно-визовых документов нового поколения, которые делают вопросы безопасности очень актуальными. С одной стороны, появляются критичные к безопасности сети национального масштаба, с другой — культура защиты информации остается на старом уровне. А у Nortel есть встраиваемые продукты шифрования, сертифицированные уполномоченными органами РФ для использования в соответствующих сетях.

Сейчас наступил момент, когда телекоммуникации и бизнес начали сходиться. Телекоммуникации становятся релевантным инструментом улучшения показателей для многих компаний, а сети, оптимизированные под бизнес, — важным фактором его роста.

PC Week: Как влияет развитие различных секторов российской экономики на требования к созданию ведомственных и корпоративных сетей?

П. К.: Очень многие решения, в том числе и нашего производства, можно применять горизонтально, т. е. в разных секторах экономики, например, мультимедийные контакт-центры, оборудование для объединения фиксированной и мобильной связи [Fixed Mobile Convergence, FMC] или защищенного удаленного доступа.

Вместе с тем есть немало решений, которые необходимо адаптировать к нуждам вертикальных рынков. В финансовом секторе одна из главных движущих сил — изменение роли филиалов банков. Сегодня они имеют доступную связь с головным офисом и способны предоставлять самые современные услуги. Такая практика не могла не сказаться на структуре сетей, и это обстоятельство учитывается при подготовке предложений UC, которые отвечают требованиям филиалов банков.

А в здравоохранении с помощью новых технологий можно улучшить лечение пациентов, предоставить им медицинские услуги в большем количестве. Мы можем внедрить унифицированные коммуникации в больнице, которые расширят возможности медперсонала, позволят быстро получать подробную информацию с больничных карт, ставить более точный диагноз и предлагать медицинские услуги самого высокого качества.

Аналогичные примеры можно привести также в сфере образования, гостиничного бизнеса, розничной торговли, нефтехимии — это все сектора, для которых созданы адаптированные решения, хорошо применимые и в российских условиях.

PC Week: Несколько слов о концепциях Hyperconnectivity и Unified Communications. Проявляют ли к ним интерес российские компании?

П. К.: Однозначно да! Россия опережает многие страны по внедрению новейших технологий. Ваши предприятия готовятся к такому явлению, как гиперподключенность [Hyperconnectivity]. Это становится одной из реалий российского рынка, и в ближайшие три года данная тенденция будет набирать обороты.

Переход от сегментированных решений к интегрированным предполагает ряд этапов трансформации сетей. Большие компании пока находятся в стадии сегментированных систем — в них до сих пор присутствует разделение сетей телефонии и передачи данных. В то же время их менеджеры поняли, что надо переходить на следующий этап эволюционного развития к интегрированным системам, и сегодня они делают инвестиции в решения UC.

Выход платформы Office Communications Server компании Microsoft — это еще один сигнал о том, что рынок готов к унифицированным мультимедийным решениям, сочетающим в себе технологии телефонии Nortel с возможностями бизнес-коммуникаций от Microsoft, нашего стратегического партнера.

Интерес к UC в вашей стране огромный. Есть ряд проектов, находящихся в стадии реализации. В частности, проект на платформе Nortel/Microsoft стоимостью более 1 млн. долл., который делается для российского офиса одной из ведущих консалтинговых компаний. Он рассчитан на обслуживание 1,5 тыс. пользователей. Другой проект примерно того же размера осуществляется для инвестиционной фирмы.

PC Week: Спасибо за беседу.