iPhone — не просто новый гаджет, это знаковое явление. В этом уже практически можно не сомневаться после вала новостей последних дней, свидетельствующих о быстро нарастающей поддержке новинки Apple со стороны как массового пользователя, так и грандов индустрии, таких как SAP и Google. Впрочем, по порядку.

Продажи iPhone начались, как известно, в США в конце июня. Аппарат (сейчас версия с 8 Гб памяти там стоит $399 плюс местный НДС) можно купить только “залоченным” под SIM-карту оператора AT&T, получившего от Apple эксклюзив в США. Казалось бы, это стандартная схема взаимоотношений производителя мобильных телефонов и оператора сотовой связи. Но на поверку оказывается, что в ней есть ряд изъянов, позволяющих при формальном ее соблюдении легко преодолеть прописанные ограничения. Во-первых, взломать iPhone на удивление просто — "чайнику" для этого потребуется час, от силы два — текстовых и даже видеоинструкций в Интернете предостаточно. А при небольшом навыке его можно активизировать без авторизации и настроить на работу с SIM-картами любых операторов минут за пятнадцать. Во-вторых, по замыслу, iPhone может полнофункционально заработать только после заключения с AT&T довольно дорого контракта, который и должен компенсировать невысокую стоимость устройства. И действительно, в офисе продаж оператора вам iPhone без контракта не отдадут. Но расстраиваться нет смысла, поскольку в фирменных магазинах Apple Store (в Сан-Франциско, например, они местами расположены точно напротив друг друга!) таких ограничений нет — лишь бы вы платили кредиткой и брали не больше двух штук в одни руки. Поэтому неудивительно, что четверть продаваемых в США iPhone не регистрируется в сети AT&T. Возможно, это случайность, но несложно углядеть во всем этом и проявление блестящей маркетинговой идеи Apple, фактически поощряющей пиратство и разогревающей невероятно высокий спрос. При этом надо понимать, что наряду с исключительно дружественным интерфейсом (по сравнению с Windows Mobile и Symbian) и превосходными техническими параметрами iPhone в своей нынешней реализации — решение весьма сырое. Так, наряду в великолепной реализацией веб-браузера, который посредством Wi-Fi делает просмотр сайтов на 3,5-дюймовом экране действительно удобным и приятным, возможностей загрузки файлов из Сети и их передачи по Bluetooth не предусмотрено, контактов на SIM-карте аппарат не видит, Java не поддерживает (список можно продолжить, но мы сейчас говорим не об этом).

Сегодня можно сказать, что с задачей раскрутки своего iPhone в Apple справились более чем успешно, о чем свидетельствуют и высокие темпы недавно стартовавших продаж устройства в Европе. Только Orange во Франции за первые пять дней продал 30 тыс. устройств, которые с контрактом стоят 399 евро, а в 2008-м этот французский оператор, имеющий эксклюзив от Apple в своей стране, рассчитывает реализовать 400—500 тыс. iPhone. Заметим, что благодаря судебной тяжбе европейских Vodafone и T-Mobile сейчас в Европе можно официально приобрести “незалоченный” iPhone, но стоит он в разы дороже “залоченного” — так что законопослушный местный обыватель оказался перед искушением самому стать пиратом либо воспользоваться их услугами. Справедливости ради замечу, что у “официального” iPhone есть преимущество перед взломанным — его пользователь получает доступ к популярному у обладателей плейеров iPod сервису Apple iTunes.

В результате Apple удалось запустить маховик самораскрутки iPhone. Бурные продажи iPhone — этому очень сильно способствовало разнообразие мотиваций покупателей — не оставили равнодушными ведущие ИТ-компании. Так, Google только что объявила о выпуске для этого устройства нового полезного приложения, объединяющего под общим интерфейсом такие популярные сервисы этой компании, как почта, поисковик и календарь. Заметим, что Web-гигант решил поддержать платформу Apple на фоне собственной инициативы по созданию конкурирующей смартфон-платформы Android и намерения получить лицензию на свою беспроводную сеть в диапазоне 700 МГц.

Впрочем, мы уже привыкли, что Google старается не оставить без своего участия ничто живое и мало-мальски перспективное на ИКТ-рынке. Поэтому гораздо более показательно выглядит решение SAP отдать приоритет iPhone, а не таким устоявшимся платформам, как BlackBerry, Palm и Windows Mobile. Именно для новинки Apple были разработаны первая мобильная версия SAP CRM 2007, обеспечивающая пользователя смартфона информацией о бизнес-контактах, прогнозом продаж и учетными данными из нового решения. При этом руководство SAP объяснило свой шаг запросом менеджеров по продажам, отдающих предпочтение iPhone. Впрочем, версии SAP CRM 2007 для других мобильных платформ не заставят сильно себя ждать и появятся в течение нескольких недель.

В стане конкурентов также наблюдается оживление. Так, Nokia готовится с будущего года оснастить старшие модели своих смартфонов функцией загрузки музыки, причем покупатель получит право на неограниченный доступ к этому контенту в течение года. Плюс к этому обладатели телефонов финской фирмы смогут воспользоваться новым онлайновым сервисом Ovi, чтобы хранить и систематизировать свою музыку, фотографии, контактные данные и другой контент.

Несомненно, явно недостаточная функциональность iPhone может быть в сжатые сроки устранена путем вовлечения в создание закрывающих бреши приложений армии независимых разработчиков, которым Apple обещала в феврале 2008-го предоставить соответствующий инструментарий.

Сегодня мы видим, что благодаря iPhone с мобильным Интернетом знакомятся сотни тысяч новых пользователей. Удовлетворение их растущих интересов даст импульс и инфраструктурным (Wi-Fi, e-mail и т. д.), и онлайновым контентным проектам, а также окажет полезное воздействие на корпоративный рынок, заставив его уделить больше внимания мобильным решениям. Думаю, в результате выиграют все — и разработчики конкурирующих платформ, и пользователи.