И РАССЧИТЫВАЕТ НА УСПЕХ “ДВОЙНОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ”

В конце нынешнего года произошли очередные изменения на рынке дальней связи страны: компания “Эквант”, дочернее предприятие France Telecom, представляющее торговую марку Orange Business Services (OBS), получила от Мининформсвязи РФ статус междугородного и международного (МГ/МН) оператора. Став пятым игроком на демонополизированном рынке дальней связи России (см. PC Week/RE, № 45/2007) после “Ростелекома”, “Межрегионального ТранзитТелекома” (МТТ), “Голден Телекома” и “ТрансТелеКома” (ТТК), она впервые заявила о своих планах по освоению нового сегмента рынка.

“Эквант” (далее OBS) присутствует в России с 1958 г., и к настоящему времени 800 сотрудников компании в России предоставляют услуги связи более чем 4000 заказчикам во всех субъектах Российской Федерации, а также на Украине, в Белоруссии, Казахстане и других странах СНГ. Компания станет единственным глобальным оператором на нашем рынке, ориентированным на работу с корпоративными клиентами (в сегменте B2B), причем статус оператора МГ/МН-связи в России и возможности France Telecom в мировом масштабе позволят ей предлагать комплексные решения организациям, ведущим свою деятельность и на территории РФ, и на международных рынках.

Пару лет назад, перед началом процесса демонополизации рынка дальней связи страны, средняя стоимость входа телекоммуникационной компании на рынок МГ/МН-связи оценивалась в 50 млн. долл. Позднее, с учетом реалий отечественного рынка, связанных с возможностью заключения агентских соглашений, аренды каналов связи и т. д., планка входа понизилась как минимум в два-три раза.

Но OBS не ограничилась минимальными вложениями, инвестировав более 200 млн. долл. в реконструкцию имеющейся сети и создание современной NGN (Next Generation Network), которая, как обещает оператор, позволит предоставлять заказчикам качественные телекоммуникационные и ИТ-услуги, а также усилить присутствие на межоператорском рынке.

В ходе построения МГ/МН-сети было также выполнено присоединение к сетям операторов зоновой телефонной связи во всех субъектах Российской Федерации, подключение к международным операторам, операторам междугородной и международной связи России.

Позаботилась OBS и о лицензиях и теперь имеет около 40 зоновых и порядка 50 лицензий на местную связь, а также полный пакет лицензий по передаче данных и телематике. Финальным этапом этого значительного для компании проекта стало назначение Мининформсвязи РФ кодов “54” и “59” на услуги междугородной и международной телефонной связи.

Как сообщил Филипп Кебель, старший вице-президент по развивающимся рынкам, России и непрямым каналам продаж Orange Business Services, компания планирует начать предоставление услуг междугородной и международной связи предприятиям крупного и среднего бизнеса на всей территории Российской Федерации с 1 января 2008 г.

“Выход на рынок дальней связи — планомерный этап в реализации стратегии комплексного обслуживания корпоративных заказчиков Orange Business Services, —отметил Дмитрий Иванников, генеральный директор “Экванта”. — Наша задача — предложить рынку комплекс телекоммуникационных услуг, высокий уровень сервиса и гибкие технологии работы”.

Аппетит приходит во время еды

Надо сказать, что буквально за последние полгода планы OBS в России претерпели существенные изменения. Еще летом в ожидании решений регулирующих органов руководство Orange Business Services высказывалось очень осторожно относительно своих претензий на рынок дальней связи. “Мы не гонимся за долей рынка дальней связи, поскольку работаем лишь в определенном его секторе: мы оказываем услуги корпоративным клиентам, — заявил тогда в интервью нашему еженедельнику директор по продуктам и маркетингу OBS Russia Александр Вронский (см. PC Week/RE, № 15-16/2007). — У нас нет планов конкуренции с “Ростелекомом” или МТТ. Если смотреть по финансовым показателям, то через пять лет компания предполагает занять всего лишь от 4 до 6% рынка дальней связи”.

Сегодня эти планы явно скорректированы в сторону увеличения. Филипп Кебель так описывает цели Orange Business Services в РФ на ближайшие три года: 10% корпоративного сегмента всего телекоммуникационного рынка, лидерство в корпоративном сегменте рынка передачи данных с долей в 30%, а также 30% корпоративного МГ/МН-трафика.

В число ключевых сегментов г-н Кебель включил наряду с корпоративными заказчиками предприятия среднего и малого бизнеса и операторские компании. Предполагается и дальнейшее развитие направления системной интеграции. В целом можно сказать, что OBS рассчитывает стать одним из самых крупных альтернативных операторов в России и для этого, по словам г-на Кебеля, намерена ежегодно инвестировать порядка 50 млн. долл. в развитие своей инфраструктуры и поддержание роста бизнеса.

По словам Дмитрия Иванникова, сейчас действуют зоновые сети OBS в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Екатеринбурге, готовятся к запуску — в Иркутске и Нижнем Новгороде. Далее на очереди Новосибирск и Ростов. Компания рассчитывает к концу 2008 г. построить 10 таких сетей. Многие заказчики обслуживаются через спутниковые каналы, реализованные на основе 750 станций VSAT.

Сегодня транспортная инфраструктура OBS в России включает DWDM-каналы Москва — западная граница, сети MetroEthernet в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, местные сети в 43 городах, причем протяженность городских сетей доступа составляет более 3500 км. К концу следующего года компания намерена охватить зоной обслуживания сети всю западную часть РФ до Екатеринбурга. Для этого будут также использованы и арендованные каналы.

Что касается технической политики, то Orange Business Services придерживается стратегии “двойной конвергенции”: опираясь на достижения исследовательского центра France Telecom, компания хочет быть лидером в IP-трансформации и информационно-телекоммуникационной интеграции сетей связи.

Новый игрок МГ/МН-рынка

Orange Business Services пока не спешит начать работу в массовом сегменте МГ/МН-рынка. “Мы обязаны предоставлять исключительный уровень качества своим корпоративным клиентам, и сегодня у нас нет планов выхода на потребительский рынок, — уверяет Дмитрий Иванников. — Это совсем другая модель бизнеса, и довольно сложно одновременно делать хорошо и то и другое”.

OBS — не единственная фирма, интересующаяся корпоративным МГ/МН-рынком, объем которого, по оценкам инвестиционной компании АТОН, составляет 1,5 млрд. долл. в год. Здесь ей придется столкнуться с такими серьезными игроками, как “Ростелеком”, “ТрансТелеКом” и “Голден Телеком”. “Мы ожидаем, что выход “Экванта” на рынок дальней связи обострит конкуренцию в менее затратном, но более доходном сегменте корпоративных пользователей”, — уверен Иван Ким, советник генерального директора “Ростелекома”.

“Решение компании “Эквант”, получившей накануне телефонные префиксы для оказания услуг дальней связи, ориентироваться на корпоративный сегмент вполне понятно: корпоративные клиенты больше тратят на дальнюю связь, а физические лица инертны, реже пользуются дальней связью и не склонны ради экономии в 10—15% менять оператора, — считает Кирилл Тищенко, аналитик финансовой компании (ФК) “Открытие”. — Поэтому на массовом рынке услуг дальней связи для физических лиц существенные изменения произойдут только после насыщения корпоративного сегмента, что, по нашим оценкам, ожидается к 2012 г. Задача ”Экванта” сейчас — предложить действительно конкурентные тарифы, поскольку позиции, например, “Голден Телекома” в сегменте дальней связи для корпоративных клиентов очень сильны”.

Того же мнения придерживается и аналитик из ФК “УралСиб” Константин Белов. ”На сегодняшний день корпоративный сегмент является для оператора более перспективным: в нем еще есть ниша, которую “Эквант” с успехом может занять, — считает он. — Для самостоятельного предоставления услуг дальней связи он уже имеет абонентскую базу из своих корпоративных клиентов”.

Действительно, более 2000 компаний уже являются заказчиками услуг дальней связи OBS в России (до января 2008 г. эти услуги предоставляются на основе агентских договоров с МТТ).

По оценкам АТОНа, емкость рынка дальней связи в России в годовом выражении составляет 2,7 млрд. долл., из которых 53% приходится на корпоративный сегмент, 38% на население и 9% на бюджетные организации. На рисунке представлен прогноз развития российского рынка дальней связи, составленный экспертами этой инвестиционной компании. Предполагается, что объем трафика дальней связи от корпоративных клиентов в 2007—2010 гг. будет расти на 15% в год, а тарифы снижаться на 10%, объем корпоративного сегмента в 2010 г. составит 1,7 млрд. долл.