Уходящий год ознаменовался активным наступлением тайваньской компании Acer на российский рынок не только блокнотных, но и настольных ПК. Чем обусловлена такая активность и не приведёт ли она к проблемам с сервисом? Вот что в преддверии нового года рассказал на этот счёт специальному корреспонденту PC Week/RE Владимиру Митину глава московского офиса Acer Глеб Мишин.

PC Week: Не могли бы вы конкретизировать темпы роста продаж в России ваших компьютеров?

Глеб Мишин: В прошлом году в России настольные ПК, выпускаемые Acer, практически не были представлены и поставлялись разве что по единичным заказам в корпоративный сектор в качестве своего рода “дополнения” к нашим же ноутбукам и серверам. Активные продажи компьютеров в розницу начались в январе 2007 г., а уже во II квартале мы реализовали здесь свыше 4500 настольных ПК; в III квартале этот показатель был превзойдён более чем в семь раз и достиг примерно 37 тыс. Мы предполагаем, что к концу уходящего года нам удастся поставить российским партнёрам свыше 100 тыс. настольных машин и более миллиона ноутбуков на общую сумму около 1 млрд. долл.

Продажи блокнотных ПК производства Acer в России растут, хотя и не столь стремительно, как настольных, но тоже очень хорошо. Во II квартале было поставлено около 170 тыс. блокнотных ПК, а в III квартале вдвое больше — свыше 360 тыс. По оценкам IDC, в III квартале мы лидировали не только на российском рынке ноутбуков (с долей в 39,5% в натуральном выражении), но и по общим продажам компьютерной техники в России (включая ПК, ноутбуки и серверы), где доля Acer составляет 17,3%. На рынке настольных систем наши общие позиции пока скромнее, и по итогам III квартала в соответствующей “табели о рангах” IDC мы занимаем восьмую строчку. При этом в первой семёрке присутствуют шесть российских компаний и одна зарубежная.

PC Week: Чем вызван столь бурный рост продаж настольных ПК Acer в нашей стране?

Г. М.: Причина проста — своевременное инвестирование компании в российский рынок. Раньше мы на него со своими настольными компьютерами практически не выходили. Теперь же он стал для нас приоритетным, и мы предлагаем этому рынку всю линейку своих потребительских и профессиональных десктопов.

PC Week: Подавляющее большинство поставщиков ПК говорит о приоритетности для них нашего рынка...

Г. М.: Говорить — одно, а делать — совсем другое. Не секрет, что многие зарубежные производители компьютеров осуществляют поставки своей продукции в Россию по остаточному принципу, после того как выполнены планы по поставкам в другие, более важные для них регионы. Не торопятся они и с локализацией своей продукции. Для нас же русский язык сейчас по значимости идёт сразу за английским (всего мы локализуем свою продукцию более чем на десять языков). То есть первоначально вся пользовательская документация на компьютеры издаётся на английском языке, а затем — сразу на русском. В таком же порядке приоритеты расставляются при локализации клавиатуры, упаковки, предустановленного ПО и так далее. По сути, Россия является первой страной, куда поступают все наши новинки.

PC Week: Оказались ли ваши партнеры по продажам и сервису готовы к бурному росту спроса на пользовательские и профессиональные компьютеры Acer?

Г. М.: Весной они ещё были не очень готовы, но ближе к осени, что называется, “подтянулись” и сейчас, на мой взгляд, работают на “четыре с плюсом”. Как известно, в России авторизованная техническая поддержка всех линеек продукции Acer полностью возложена на компанию R-Style Service, являющуюся нашим официальным сервисным провайдером и располагающую собственными подразделениями в 18 крупнейших городах страны, а также более чем 120 региональными партнерами, работающими практически на всей территории Российской Федерации. Мощности этой сервисной компании и её “география охвата” нас вполне устраивают. К тому же эта “география” постоянно расширяется, чему мы по мере своих возможностей всячески способствуем.

Не секрет, что в конце 2006 г. наша компания столкнулась с определённым сервисным кризисом — в течение 20 дней комплектующие для ремонта ПК не ввозили в Россию. Но повторение этой ситуации в будущем невозможно. Ввоз, растаможку и развозку комплектующих по регионам мы отдали на аутсорсинг специализированной компании “ИнтерРадиоПрибор” (многим она более известна как ИРП), которая хорошо знает своё дело. Кроме того, мы инвестировали весьма значительные средства в создание склада комплектующих в R-Style Service. В итоге, несмотря на резкий рост парка эксплуатируемого оборудования, среднее время ремонта при наступлении гарантийных ситуаций уменьшилось до 22 дней и случаев нарушений закона “О правах потребителя”, который обязывает производить ремонт сложной техники (а именно к ней относится практически всё компьютерное оборудование) не более чем за месяц, у нас практически нет. Я думаю, месяца через два мы вообще сведем количество этих случаев к нулю.

PC Week: Гарантийные ситуации возникают часто?

Г. М.: Во время срока гарантийного обслуживания (в зависимости от вида оборудования, он у нас устанавливается от одного года до трех лет) практическая вероятность выхода нашего оборудования из строя составляет десятые доли процента.

PC Week: Несколько недель, даже без нарушения российского закона “О правах потребителя”, — достаточно долгий срок ремонта. Ведь ПК зачастую является инструментом зарабатывания денег, и его длительная неработоспособность чревата для владельца самыми печальными последствиями. Не собирается ли Acer взять на себя обязательство ремонтировать свои компьютеры за более короткие сроки?

Г. М.: Желание снизить сроки ремонта у нас, конечно, есть. Но эти сроки зависят от многих обстоятельств. Не на все из них Acer может оказать влияние. Между прочим, в России закон “О правах потребителя” даже более суров по отношению к производителю, чем во многих других странах. На наш взгляд, лучший способ снижения как сроков ремонта, так и вероятности возникновения необходимости в нём — улучшение качества продукции. Над чем наши инженеры неустанно и с успехом работают. К тому же у нас есть специальные “программы ремонта” для ноутбуков. Ведь ремонт этих мобильных устройств обычно сводится к замене тех или иных комплектующих и при наличии запчастей может быть выполнен очень быстро.

PC Week: Производство своих ПК в нашей стране (по примеру некоторых известных западных поставщиков) наладить не собираетесь?

Г. М.: А зачем? На стоимости сборки компьютеров (она составляет всего несколько долларов) много не выиграешь. Вести комплектующие “россыпью” всегда дороже, чем “в комплекте”. К тому же рабочая сила в России сейчас стоит значительно больше, чем, например, в Китае, где ныне сосредоточены наши основные производственные мощности. Добавьте к этому проблемы с растаможкой комплектующих (в России их, увы, не производят), охраной и отоплением (в зимнее время) складов, плохими дорогами и т. д.

PC Week: А сейчас как ваши компьютеры попадают в Россию?

Г. М.: Либо по воздуху, либо морем до Амстердама или другого портового города, а затем наземным транспортом. Даже в последнем случае перевозка занимает не более двух месяцев.

PC Week: В чем заключается главное отличие ваших компьютеров от устройств конкурентов? Ведь основные комплектующие особым разнообразием не отличаются…

Г. М.: В условиях одинаковости комплектующих очень большое значение приобретает дизайн. Не ошибусь, если скажу, что при изготовлении настольных ПК Acer первым из мировых брендов перешёл от производства безликих серых коробок (системных блоков) к изящным решениям, ориентированным на конкретные категории пользователей (перед этим переходом мы интересовались мнением тысяч респондентов о том, какими бы они хотели видеть свои рабочие и домашние компьютеры). Еще большее значение дизайн имеет при производстве ноутбуков. Наши инженеры сначала продумывают форму корпуса этих устройств, а затем стремятся оптимально разместить в нём необходимые компоненты. Важен и цвет. Причем не только корпуса, но и клавиш. Мы, например, первыми начали изготавливать светлую клавиатуру блокнотных ПК, используя при этом практически незагрязняемое керамическое покрытие. Многим пользователям этот нетрадиционный подход (чёрные символы на светлом фоне, а не наоборот) пришёлся по душе. Разумеется, играет значение и функционал. С начала нынешнего года мы изготавливаем только ноутбуки с широкоформатным экраном, так как наибольшим спросом сейчас пользуются именно они. А вот ЖК-мониторы у нас широкоформатные пока лишь примерно на 70%. Спрос на традиционные экраны, особенно 19-дюймовые, здесь еще достаточно велик.

PC Week: В настоящее время многие зарубежные вендоры стремятся открыть в России собственные склады с растаможенной продукцией. Не планируете последовать их примеру?

Г. М.: Нет. На такие шаги обычно идут те поставщики, которые часть своей продукции поставляют заказчикам напрямую. Мы же по всему миру работаем исключительно через дистрибьюторов. К тому же у нас в России не торговое представительство, а маркетинговое, и в обозримом будущем мы его статус менять не планируем. Зачем же нам брать на себя несвойственные нам функции…

PC Week: Спасибо за беседу.