В преддверии Нового года, следуя сложившейся уже традиции, мы задали руководителям основных компаний, работающих на рынке промавтоматизации, ряд вопросов, чтобы понять, в каком, по их мнению, состоянии сейчас находится рынок, какие события минувшего года наиболее сильно повлияли на его развитие и чего можно ждать в ближайшем будущем.

Рынок промышленной автоматизации в значительной степени зависит от условий, в которые оказываются поставленными промышленные предприятия, являющиеся основными потребителями его продуктов. Ольга Синенко констатирует, что на развитие рынка промавтоматизации самое сильное влияние оказали экономические преобразования, прежде всего — создание в России крупных вертикально интегрированных отраслевых холдингов и корпораций, построенных на основе отраслевых, региональных и функциональных признаков. “Такая перестройка экономики, — считает она, — привела к появлению крупнейших по своему значению и по применяемым технологиям проектов промавтоматизации не только в конкретной отрасли или стране, но и в мировых масштабах. Проекты охватывают все уровни автоматизации: от систем нижнего уровня (АСУ ТП, средства контроля и диагностики оборудования, различные диспетчерские системы, МЕS-системы) и вплоть до уровня ERP предприятий. Безусловно, создаваемые холдинги нуждаются в получении информации, которая позволит им построить жесткие вертикали управления сродни существовавшим лет тридцать назад в Советском Союзе, но на совершенно новом витке политической системы. В связи с этим для компаний, готовых к участию в таких проектах, открываются прекрасные перспективы для реализации самых смелых замыслов”.

Созданные условия, по мнению Льва Анзимирова, привели к тому, что 2007-й оказался годом уверенного роста: “Темпы развития промышленной автоматики в некоторых отраслях достигали 50%! Развитие рынка в уходящем году определялось в первую очередь государственной политикой — ростом инвестиций в автоматизацию со стороны крупнейших государственных компаний, в первую очередь Газпрома, а также ростом доходов населения России. Эти факторы определили перестройку рынка, на котором всё большую роль начинают играть отрасли, ориентированные на конечный спрос, и наоборот, крупные сырьевые экспортеры — традиционные покупатели АСУ ТП в прошлые годы — под воздействием ряда факторов снижают спрос”.

“Не порадовала в 2007-м большая энергетика, — считает он. — Вероятно, проводимая реформа отрасли еще не дала результатов — крупных инвестиционных проектов, использующих российские технологии, было до обидного мало”.

А вот Алексей Бурцев, признавая, что уходящий год оказался более удачным, чем предыдущий, полагает, что одним из факторов, оказавших существенное влияние на рынок, стала инвестиционная программа ФСК ЕЭС. Она предусматривала масштабное строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Естественно, существенно увеличилось число проектов по автоматизации энергетических подстанций. Это, в свою очередь, вызвало всплеск на рынке оборудования всех уровней автоматизации. Г-н Бурцев отмечает заметный рост продаж коммуникационного оборудования и двукратное увеличение числа компаний, покупающих оборудование Industrial Ethernet. По его оценкам, в целом спрос на технику этого класса вырос в 3,5 раза по сравнению с 2006-м.

Ольга Синенко также довольна развитием проектов в области энергетики. В качестве крупнейшего она выделяет проект SCADA/EMS для ОАО “СО-ЦДУ ЕЭС” (в рамках Единой национальной энергетической системы), который позволяет собирать данные со всех объектов энергетики — генерирующих и сетевых, предприятий-потребителей и т. д. и сводить и анализировать информацию в центральной диспетчерской системного оператора РАО “ЕЭС России”.

“Завершающаяся реорганизация “большой энергетики” России и ее постановка на коммерческую основу, — продолжила свой рассказ г-жа Синенко, — привели к появлению инвесторов, реально вкладывающих средства в объекты электроэнергетики, такие как ОГК, ТГК и др. Привлекаются серьезные инвестиции для их модернизации”.

Более спокойно оценивает общее развитие рынка промавтоматизации в России Сергей Сорокин: “На мой взгляд, в 2007-м никаких событий, существенно повлиявших на рынок промавтоматизации, не произошло. Точнее, эти события были достаточно предсказуемыми, а иногда и запланированными. При этом такие события происходили в рамках общих тенденций, действующих уже длительное время. На рынке утвердилась, если так можно выразиться, “зрелая демократия”, когда каждый его участник действует в соответствии со своей выгодой, выбирая оптимальные решения из многообразия имеющихся. Наблюдается устойчивый баланс между массовым спросом и предложением. При этом степень конформизма большинства потребителей перед атаками лоббистов тех или иных “революционных” решений значительно снизилась — торжествует здоровый экономический и технологический консерватизм. Об этом свидетельствует, с одной стороны, сохранение интереса к таким решениям, как MicroPC, а с другой — игнорирование рынком Microsoft Vista”.

К сказанному выше г-н Сорокин добавил: “В области корпоративных новостей мы в 2007 г., как и ранее, наблюдали две тенденции — консолидации и диверсификации. Другими словами, продолжилась череда слияний и поглощений. Крупные игроки покупают специализированные компании чтобы усилить собственный производственный и научно-технический потенциал, а также диверсифицировать свое предложение на рынке в сторону расширения номенклатуры выпускаемой продукции, освоить его новые вертикальные сегменты и при этом попытаться извлечь выгоды из положения поставщиков не только компонентов, но и системных решений. Можно привести много примеров такого развития событий: производители различного рода компонентов стараются расширить свое предложение родственной продукцией или выйти на вертикальные рынки с законченными решениями (Advantech, Belden, Planar и т. п.), а производители систем и интеграторы стараются покупать фирмы, чьи компоненты и технологии могут быть использованы или уже используются в их системах (GE Fanuc, Siemens и т. п.).

В то же время автоматизация постоянно расширяет свои границы как вширь, захватывая новые рынки, так и вглубь, включая в свой арсенал всё более специализированные процессоры, модули, платы, системы. Рынок сам по себе постоянно диверсифицируется, дробится на более мелкие и специализированные области, в каждой из которых свой набор ключевых требований к решению и его компонентам. Молодые компании пытаются освоить новые области, ориентируясь на передовые технологии и стараясь захватить лидерство в той или иной рыночной нише. Это требует существенных вложений в know-how вертикальных рынков, и успех зависит скорее не от особенностей используемых технологий, а от глубины понимания потребностей рынка. Всё это происходит при взаимном росте предложения и спроса на законченные изделия. Времени на разработку становится всё меньше, стоимость рабочей силы всё выше, а ее качество, увы, всё хуже. В принципе, это оборотная сторона предыдущей тенденции на специализацию. Выход на рынок хорошо проработанного специализированного решения провоцирует (экономически) других игроков использовать этот компонент в качестве готового “кубика” в своих проектах и системах. А потом создатель “кубика” либо поглощается производителем систем, либо сам начинает делать системы. Собственно, в этом и состоит диалектика взаимодействия рынка АСУ ТП и встраиваемых систем с корпоративной экосистемой обслуживающей эти рынки”.

C тем, что рынок промавтоматизации сильно диверсифицирован, согласен и Александр Пинаев. Тем не менее в качестве генеральной линии его развития он отметил тенденцию перехода от классических систем общего назначения под 19-дюймовую стойку к встраиваемым решениям, ориентированным на конкретные задачи. “Все последствия таких изменений в настоящее время оценить трудно, — считает г-н Пинаев, — но можно провести аналогию с состоявшимся в 80—90-х годах прошлого века массовым переходом от мэйнфреймов к менее мощным первым ПК. По сравнению с мэйнфреймами ПК были примитивны, но не требовали никаких специальных мер для применения, при установке и в процессе эксплуатации, а также, что немаловажно, были легки в освоении и использовании. Поэтому они быстро и повсеместно распространились, стали практически непременным атрибутом не только каждого учреждения или предприятия, офиса или игрового зала, но и любой квартиры. Аналогичных по масштабу перемен можно ожидать от внедрения встраиваемых компьютерных решений в области промышленной автоматизации, т. е. техники для эксплуатации в неблагоприятных условиях”.

Андрей Николаев отмечает рост осознания пользователями того факта, что системы автоматизированного управления не могут существовать отдельно от информационной системы предприятия: “Растет число запросов, связанных с интеграцией уровня АСУ ТП с уровнями управления ресурсами предприятия (ERP) и даже управления документами. По этой причине увеличивается и спрос на гибкие и открытые SCADA-системы, обеспечивающие бесшовную интеграцию с минимальными затратами”.

C ним согласен Дмитрий Казанский: “Прослеживается четкая тенденция сближения уровня АСУ ТП и диспетчеризации (SCADA-систем) с системами управления ресурсами, информационными системами о состоянии и загрузке оборудования (MES-системами). При этом существенно повышаются требования к скорости и объему передаваемой информации, а также к совместимости сетевого оборудования и протоколов как систем верхнего, “офисного”, так и промышленного уровней”.

Г-н Казанский констатирует, что общим требованием в мире разработчиков является уменьшение длительности создания приложений при улучшении их качества. Это может происходить разными способами — за счет использования библиотек стандартных фрагментов, повторного применения полезного кода и др. Поэтому основное внимание уделяется тем системам, которые, по меньшей мере, сулят это.

Говоря о тенденциях рынка решений для промавтоматизации, Алексей Бурцев отметил популярность, которой пользовались в 2007 г. беспроводные технологии Wi-Fi и GSM. Он считает, что потенциал этого оборудования весьма высок и спрос на него будет только расти. Также он констатировал возросший интерес заказчиков к компьютерным системам промышленного назначения. В 2007-м многие клиенты переориентировались на процессорные платы промышленного формата PICMG 1.3, позволяющего интегрировать в систему высокоскоростные платы на шине PCI Express, стирая грань между офисными и промышленными системами в вопросах производительности.

Заглядывая вперед

Делясь своим видением будущего, лишь Ольга Синенко попыталась нарисовать общую картину развития рынка и выделить главные проблемы, с которыми уже сталкивается отрасль и которые будут только усугубляться. Она считает, что определяющим фактором станет эволюционное развитие российской экономики: “Если Россия в своем “послевыборном” состоянии будет ориентирована на содружество с Западом, я предвижу появление серьезных конкурентов, которые смогут предложить крупномасштабные решения под ключ. О гипотетической ситуации, при которой страна после выборов отгородится железным занавесом и развернется в сторону отечественного производителя за счет каких-либо не экономических рычагов, хотя это, наверное, и было бы выгодно и нашей, и другим компаниям, я даже не буду говорить. Лично я с оптимизмом смотрю в будущее и верю в процветание России, наша страна неизбежно станет достойным экономическим звеном мирового рынка, а рост конкуренции сыграет свою положительную роль. Предвижу, что нам предстоят серьезные испытания, которые смогут укрепить и вывести на новый уровень именно российский ИТ-рынок.

Однако колоссальная проблема и заказчиков, потребляющих наши услуги, технологии и продукты, и компаний, предоставляющих данные услуги, — это персонал. Именно данный фактор будет определять процветание компаний в ближайшем будущем и станет дополнительным испытанием в том числе и для российских фирм, которые уже не смогут конкурировать за счет низкой стоимости рабочей силы, так как она в настоящее время уже соизмерима по цене с западной. Они должны будут конкурировать в области надежности и качества поставляемых решений, умения говорить с заказчиком на его родном языке, локальной поддержки и т. д. Тот, кто сможет сохранить, развить и мотивировать персонал, и прежде всего инженерный состав, станет победителем в конкурентной гонке”.

Остальные наши респонденты в основном остановились на событиях технологических, которые будут играть немаловажную роль в 2008 г.

“В программном обеспечении верхнего уровня и системах визуализации корпорация Microsoft по-прежнему доминирует, — отмечает Сергей Сорокин. — Одновременно гигант Билла Гейтса пытается лидировать и в области ОС для встраиваемых систем нижнего уровня. Но здесь ему всё больше противостоят решения на базе Linux, также не сдаются, хотя их число и поредело, специализированные ОСРВ. Собственно, в следующем году я ожидаю, что многие компании — разработчики “старых” ОСРВ и другого системного ПО перейдут, чтобы выжить, на такую схему лицензирования, когда заказчику будут открываться исходные коды их продуктов.

В области аппаратных средств действует тенденции модульности, простоты при пусконаладке и обслуживании, стандартизации программных и аппаратных интерфейсов. При всем этом именно в нынешнем году не раз повторялась ситуация десятилетней давности, когда велись “войны стандартов на промышленные сети”. Только сейчас это касается Ethernet, для которого уже предложено более десятка разных вариантов аппаратных и протокольных реализаций, наилучшим образом подходящих, по мнению их разработчиков, для применения в системах АСУ ТП и вообще в системах реального времени. Скорее всего, будет стандартизовано несколько вариантов промышленного Ethernet, а какой из них добьется большего успеха, определит рынок. В следующем году я ожидаю, что набор стандартов, касающихся промышленного Ethernet, будет утвержден в МЭК и появится определенность, кто из кандидатов в победители выйдет во второй тур.

Что касается коммуникационной инфраструктуры в целом, то в следующем году я ожидаю утверждения в МЭК нового стандарта взаимодействия процессов и узлов в распределенной системе АСУ ТП — OPC UA (OPC Unified Architecture). Сама аббревиатура OPC означала во время создания первой версии этого стандарта — OLE for Process Control, откуда, видно, что стандарт был основан на использовании технологии OLE от Microsoft. Новая версия стандарта уже не привязана каким-либо образом к этой корпорации и имеет множество кардинальных улучшений и нововведений. Думаю, принятие стандарта OPC UA будет крупнейшим событием в области программных коммуникаций для АСУ ТП за последние несколько лет.

В области встраиваемых и магистрально-модульных систем следующий год будет характеризоваться интенсивной работой по стандартизации в связи с общим переходом вычислительной техники от использования параллельных шин к последовательным. Ожидаю, что к уже появившимся стандартам Advanced TCA, Micro TCA, PICMG v1.3 и т. п. в следующем году добавятся новые версии стандартов от ассоциации VITA, Compact PCI-Express, EPIC-express и др. Наступающий год должен явить миру так же новый стандарт от консорциума PC/104, ориентированный на использование PCI-Еxpress и других современных последовательных шин, применяемых в современных персональных компьютерах. Полагаю, для консорциума это будет самое большое событие за последние пять-семь лет.

В области SCADA-систем, а конкретно — систем визуализации верхнего уровня, в 2008 г. ожидается выход первой 3D-SCADA-системы от фирмы Iconics, основанной на трехмерном движке, встроенном в Microsoft Vista и с самого начала написанной как 64-разрядное приложение. Значение этого события также трудно переоценить. Разработчики систем визуализации получают в свое распоряжение еще одно измерение, и если раньше технологии с ИТ-рынка доходили до рынка АСУ ТП в виде готовых решений с большим запозданием, то теперь системные интеграторы уже в следующем году смогут предложить заказчикам системы с использованием 64-разрядных вычислений. Возможно, это будет способствовать перелому пока осторожного отношения пользователей к новой ОС Vista”.

Дмитрий Казанский согласен с Сергеем Сорокиным в том, что интерес к использованию промышленных Ethernet-сетей значительно возрос, и отмечает постепенную миграцию заказчиков с привычных промышленных протоколов. Он полагает, что востребованными будут недорогие решения для коммуникации и управления производственными сетями. При этом одним из важных требований к программируемым логическим контроллерам и системам ввода-вывода станет наличие портов Ethernet.

Александр Пинаев прогнозирует увеличение доли мобильных решений в промышленности, которые сейчас представлены в основном защищенными ноутбуками. Он ожидает, что в скором времени широкое распространение получат такие системы, как защищенные КПК и ультрамобильные компьютеры (UMPC).

“UMPC, так же, как и их прародители — планшетные компьютеры, останутся средствами достаточно универсального применения, — говорит г-н Пинаев, — и должны стать логичным выбором для тех случаев, когда необходимо вводить данные и работать с компьютером стоя. Широкому распространению UMPC будет способствовать повышение качества распознавания русскоязычного рукописного текста и совершенствование голосового управления на русском языке, а также выпуск версий основных системных и прикладных программных пакетов для работы с планшетами и UMPC. С аппаратной точки зрения UMPC для эксплуатации в жестких условиях должен быть ударопрочным, легким и обладать полным комплектом беспроводных интерфейсов.

В отличие от UMPC защищенные КПК (точнее, коммуникаторы с поддержкой GPRS/EDGE) получат дальнейшее распространение в основном в составе программно-аппаратных комплексов для решения прикладных задач. Например, благодатной почвой для внедрения подобных решений видится рынок логистических услуг, взрывной рост которого ожидается в России в ближайшие годы. Целый ряд приложений, связанных с работой разъездных сотрудников, может быть автоматизирован с помощью коммуникаторов на основе средств, свободно продающихся уже в настоящее время. Многие решения в области промышленной автоматизации допускают применение коммуникатора в качестве мобильного терминала, а в некоторых случаях и в качестве основного вычислительного устройства. Вторым вариантом использования коммуникатора является публикация данных стационарной системы SCADA на сайте в Интернете и доступ к этому сайту через коммуникатор с помощью браузера и беспроводной связи GPRS/EDGE”.

По данным НПП “Родник”, рост рынка защищенных UMPC в следующем году составит приблизительно 20—25% в целом по стране, а рост рынка защищенных КПК — до 30%.

Перспективы развития и применения SCADA-систем оказались в центре внимания Андрея Николаева. Он надеется на то, что производители SCADA-систем, представленных на российском рынке, начнут наращивать свое присутствие и улучшать уровень поддержки поставляемых продуктов: “Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда та или иная SCADA-система технически соответствует требованиям заказчика, но отсутствие хорошей документации, учебных курсов или даже невозможность выбора системного интегратора, способного осуществить внедрение, становятся барьером на пути к успешному проекту. Рост качества сервисов, сопутствующих поставке SCADA-систем, несомненно, приведет к увеличению числа реализованных проектов, а также к вовлечению всё большего числа заказчиков из разных отраслей в этот процесс”.

А Лев Анзимиров полон оптимизма в связи с началом использования SCADA-систем в такой проблемной области, как агропромышленный комплекс: “Эта технология теперь применяется и при выращивании овощей и фруктов, и на мясных и молочных фермах. Часть систем будут профинансированы в рамках национальных проектов. Мы также возлагаем надежды на увеличение спроса со стороны отечественных производителей высокотехнологичной продукции”.