Под конец минувшего года мы обратились к руководителям ведущих компаний, работающих на рынке мультимедиа-проекторов и других средств отображения информации, с просьбой ответить на вопросы, касающиеся наиболее важных для индустрии событий и тенденций 2007-го, а также поделиться своими ожиданиями на 2008-й.

В оценках ситуации и прогнозах опрошенные указали на разные аспекты развития рынка, при этом почти все сошлись на возрастающей роли системной интеграции и ускоренном развитии образовательной сферы.

Технические основы

Среди технических нововведений в прошедшем году заметную роль сыграло внедрение технологий, улучшающих качество цветопередачи DLP-проекторов с белым сектором. Так, у фирмы BenQ подобное новшество называется BrilliantColor, а у компании Acer — ColorBoost. Помимо увеличения числа секторов на цветоделительном колесе Acer предусмотрела модуляцию напряжения питания лампы, производимую синхронно с вращением колеса.

Многие эксперты главной тенденцией рынка средств визуализации назвали всё более широкое распространение формата высокой четкости. Несмотря на то что источников сигнала высокой четкости у потребителей всё еще не много, устройства с поддержкой HD (HD Ready и Full HD) уже практически стали стандартом. При этом Андрей Салтрукович справедливо указал, что требования пользователей становятся всё более жесткими не только в отношении качества изображения, но одновременно растут запросы и на бóльшую диагональ создаваемой картинки, что требует повышения светового потока. Важно отметить, что стоимость современного мощного проектора класса Full HD, способного проецировать изображение диагональю более 2 м, сегодня в разы ниже стоимости других средств визуализации со сравнимым размером.

Надежда Харитонова даже назвала начало активных продаж проекторов, видеопанелей и телевизоров с разрешением Full HD знаковым событием на рынке визуализации. Среди новинок она отметила кинотеатральные проекторы класса Full HD компаний InFocus, Projectiondesign, Sony, Sanyo, профессиональные LCD-панели Sharp и NEC, профессиональные плазменные панели класса Full HD фирмы Panasonic.

Следующая значимая тенденция, отмеченная Виктором Поповским, — появление сверхкороткофокусных проекторов, рассчитанных на работу с интерактивными досками.

В секторе информационных панелей наши эксперты отметили активное продвижение на мировом рынке LED-технологии и усилия по формированию спроса на светодиодные табло высокого разрешения со стороны производителей и системных интеграторов. Как указала Елена Новикова, LED-экраны, в силу их очевидных достоинств и несмотря на высокую стоимость, востребованы рынком. В России уже реализованы уникальные проекты по инсталляции светодиодных табло высокого разрешения.

Бизнес бодрит

Наши эксперты напомнили, что рост общемирового образовательного рынка и реализация приоритетного национального проекта “Образование” в России способствовали активизации бюджетного сектора и соответственно помогли развитию отечественного рынка аудиовизуальных устройств. При этом централизованные закупки оборудования и государственное финансирование образовательных учреждений привели к значительному повышению спроса на решения и услуги системных интеграторов.

Случились кое-какие подвижки и в плане спроса на проекторы. Так, раньше отечественная сфера образования потребляла преимущественно SVGA-модели, но в 2007 г. прошло несколько крупных образовательных тендеров на XGA-проекторы, что отразилось на долях рынка ведущих производителей.

Среди факторов, значительно повлиявших на рынок, Геннадий Клейменов отметил ослабление доллара и высокие цены на нефть. В результате европейским производителям стало гораздо сложнее конкурировать с азиатскими. В России резко увеличилась денежная масса, что вызвало искусственное повышение спроса на многие товары и услуги, в частности на аудиовизуальные решения. Г-н Клейменов не видит в этом ничего удивительного: “Помимо развлечений такая техника напрямую связана с развитием бизнеса и обучением”.

В прошедшем году очень четко прослеживалась тенденция к “размежеванию” проекционного рынка на профессиональный и массовый. Всё меньше становилось дилеров-универсалов, способных работать со всей продуктовой линейкой. Сейчас имеет место довольно четкая специализация: фирма либо торгует проекторами в коробках наряду с другим массовым товаром, либо предлагает комплексные аудиовизуальные решения.

Из тенденций смежных рынков Елена Новикова назвала повышение востребованности систем документирования и хранения аудиовизуальной информации, вызванное внедрением HD-систем, что привело, в частности, к выходу на наш рынок новых поставщиков и продуктов, таких как компания Sonic Foundry с продуктом Mediasite.

На протяжении 2007-го постоянно менялась стоимость доставки техники, что влияло на расстановку сил среди производителей и дистрибьюторов. Однако в целом одной из главных тенденций рынка, четко прослеживавшихся в течение года, стал существенный рост системной интеграции. Заказчики всё чаще отдавали приоритет покупке системных решений хорошего качества, где на первое место выходит не конечная цена, а уровень разработки проекта. Следуя этой тенденции, многие поставщики оборудования развивали интеграционное направление бизнеса или открыли у себя инсталляционные отделы. Новым толчком к развитию этого бизнеса послужила и впервые проведенная в России выставка Integrated Systems Russia ‘2007.

Что нас ждет

В технологической сфере в 2008 г. ничего революционного не ожидается. Как напомнил Геннадий Клейменов, серьезные разработки ведутся, но чтобы их довести до ума и запустить в производство, требуется время. Поэтому скорее всего продолжится поступательное технологическое развитие рынка, на фоне которого обострится конкуренция. Что же касается более отдаленной перспективы, то, по мнению Елены Новиковой, развитие технологий приведет к появлению новых проекционных систем на основе светодиодов, плазменных источников света, лазеров и, возможно, к выходу на рынок новых производителей. Первые проекторы со светодиодными источниками света уже были представлены, индустрия и дальше будет двигаться в этом направлении. Виктор Поповский не исключил вероятность резкого удешевления ламп к проекторам и существенного снижения цен на проекторы класса Full HD.

Пристальное внимание российского государства к сфере образования практически гарантирует дальнейший рост образовательного рынка, где тон задают тендеры. По прогнозу г-на Поповского, новые сверхкороткофокусные проекторы в 2008 г. вместе с интерактивными досками должны стать хитом продаж в образовательном секторе.

Участники нашего опроса были практически единодушны в предсказании роста рынка решений digital signage, позволяющих обеспечивать распределенную трансляцию заранее подготовленного контента. Подобные решения с успехом внедряются в корпорациях и в общественных местах (деловых, медицинских и торговых центрах, гостиницах, банках, на биржах, в учебных заведениях, аэропортах, на вокзалах и т. д.). Катализатором процесса обещает стать рост продаж видеопанелей и снижение их стоимости. Елена Новикова ожидает появления в 2008 г. новых системных интеграторов, работающих в сфере digital signage.

По прогнозу Надежды Харитоновой, в 2008 г. нас ждут борьба за укрепление лидерства на рынке среди специализированных дистрибьюторов и серьезная работа системных интеграторов по освоению его ниш.

Елена Новикова предположила, что на смену традиционным видеокубам частично придут LCD-дисплеи. Особо она отметила LCD-панели с большой диагональю и высоким разрешением, способные на порядок улучшить характеристики видеостен. В качестве примера можно назвать уникальное информационное табло производства Mitsubishi Electric (разрешение 4HD, т. е. 3840×2160), которое недавно было инсталлировано в головном офисе “Газпрома”.

Распространение устройств класса Full HD неизбежно повлечет за собой увеличение спроса на периферийное оборудование и ПО для обработки и записи этого сигнала. Тенденция размежевания профессионального и массового рынка проекторов только усилится. Возможен дальнейший рост стоимости доставки техники. По мнению Дмитрия Кравченко, распределение долей крупнейших игроков рынка будет зависеть в первую очередь от их канальной политики.

В целом согласно общему прогнозу в 2008 г. проекционный рынок будет активно развиваться в сфере образования и бизнес-сегменте и, вероятно, выйдет на новый, массовый уровень в сегменте домашнем.