Серьезные перемены происходят сегодня во многих крупных российских кредитных учреждениях, вступивших на путь экспансии рынка розничного обслуживания и конкурентной борьбы за массового клиента. Существовавшая там доселе ИТ-инфраструктура, постепенно наращивавшаяся по мере развития бизнеса, мало приспособлена к решению новых задач и обработке многократно увеличившегося объема данных. Стремление выйти на новые рубежи приводит банки к необходимости поиска новой парадигмы информационной поддержки бизнес-процессов и серьезной модернизации ИТ-платформ. Опыт реализации подобных масштабных проектов был представлен на состоявшемся в Москве III всероссийском форуме “ИТ в финансовом секторе”, в котором приняли участие ИТ-директора крупных финансовых организаций. Одной из важных тем на форуме стала практика внедрения информационных систем (ИС) на основе сервисно-ориентированной архитектуры (SOA).

Проектируем на основе SOA

Русфинанс-банк выполняет в России функции финансовой группы Societe Generale (Франция) по потребительскому кредитованию. В прошлом году здесь в течение трех месяцев была автоматизирована на основе SOA работа с картами Visa. Целью проекта являлось создание технологической базы функционирования кредитных продуктов на базе револьверных карт Visa, включая полный спектр операций по выдаче, сопровождению, учету и отчетности. Для решения этой задачи надлежало связать между собой более десятка ИС, в том числе карточно-кредитный бэк-офис (Card Suite фирмы TietoEnator), фронт-офис (Credilogic разработки Statlogics), расчетно-бухгалтерское ядро (Diasoft 5NT от “Диасофта”), аналитическое хранилище собственной разработки, систему обязательной отчетности (СВО от Neoflex) и т. д. В качестве интеграционной платформы использовался продукт IBM WebSphere. Предпринятый подход к внедрению ИС на базе SOA, как отметил директор по информационным технологиям банка Олег Подкопаев, в корне отличается от традиционного проектного, когда выделяется центральная система, связанная с другими ИС посредством жестких интерфейсов. Вокруг такой центральной системы строятся все процессы создаваемого под ключ решения с одновременным запуском и приемкой всего функционала. Типичный срок реализации подобных проектов, выполняемых в основном за счет ресурсов интегратора, — от восьми до двенадцати месяцев. При проектировании на базе SOA каждая система предоставляет отдельные сервисы, а их объединение проходит на равноправной и независимой основе. Каждый участник проекта отвечает за свой участок, а интегратор фокусируется исключительно на функциях интеграции. На начальном этапе планирования определяется список бизнес-сервисов (и обеспечивающих их ИТ-сервисов), их временные взаимозависимости и график введения в эксплуатацию. Планы подключения отдельных систем сводятся в единый хорошо структурированный проект с возможностью параллельного ведения работ, четким распределением ресурсов и зон ответственности. Срок выполнения сокращается до четырех-шести месяцев, а создаваемая система обладает большей гибкостью с точки зрения дальнейшего развития (подключения новых приложений или замены устаревших версий).

Интеграционный проект во Внешторгбанке (ВТБ), развернутый как в головной организации, так и в филиальной сети, правильнее считать долгосрочной программой, поскольку он включает не только список уже запланированных проектов с жестко установленным графиком их реализации, но и возможность расширения этого списка, в связи с чем срок окончания работ заранее не устанавливался. Поставщиком решения и главным подрядчиком выступила компания IBM. Основные цели проекта, как сообщил начальник отдела интеграции систем банка Дмитрий Косицин, — сокращение времени внедрения новых ИС и изменение существующего функционала, повышение надежности и безопасности взаимодействия ИС с учетом их территориальной распределенности, централизованный мониторинг и аудит информационных потоков, исключение дублирования как ИС, так и данных.

Проект длится уже год, в течение которого завершены работы по интеграции расчетной системы, проходящей предпромышленное тестирование. На наступивший год планируется автоматизация операций факторинга и операций с ценными бумагами, интеграция автоматизированных банковских систем филиалов, а также пилотный проект по филиалам (сметное планирование).

“Приобретенный за это время практический опыт показывает, что методология SOA позволяет уйти от сложившегося хаоса, а внедряемые бизнес-процессы органично вливаются в общий поток, не нарушая функционирования ИС, интегрированных ранее”, — отмечает Дмитрий Косицин. Создается инфраструктура, позволяющая безболезненно подключать новые системы, реализовывать сложные проекты по частям.

С другой стороны, замечает он, переход к SOA-идеологии при интеграции приложений, работающих в централизованном режиме и с единой базой данных, влечет за собой огромные инвестиции. В отдельных случаях возможно также снижение быстроты разработки нового функционала и производительности системы. Поэтому в ВТБ считают, что SOA следует применять для решения тех проблем, которые иными средствами решить будет очень сложно.

Как сделать SOA-проект реально выполнимым? Помимо стандартных критериев (поддержка со стороны бизнес-подразделений, сбалансированная команда, достаточное финансирование) важным условием, по мнению Дмитрия Косицина, является централизация проектного управления. Чтобы избежать опасности несогласованного хода отдельных подпроектов, необходимо придерживаться единой тактики, отслеживая универсальность форматов и потоков данных. Проблемы в ходе проекта могут возникать из-за неточностей в описании и моделировании бизнес-процессов. Необходимо предъявлять жесткие требования и к поставщикам сервисов. Некоторые системы российского производства, равно как и собственные разработки банков, зачастую не имеют готовых интерфейсов, и в процессе интеграции создатели таких систем настаивают на решении, наиболее удобном для них. Практика ВТБ показывает, что успеха можно достичь только тогда, когда сервисы удовлетворяют единым требованиям.

Традиционно считается, что SOA-проект является дорогим, и до недавнего времени это так и было. Однако сегодня, утверждает Дмитрий Косицин, на рынке можно найти продукты, которые, не сильно уступая по качеству такому, как IBM WebSphere, в то же время значительно дешевле. При этом совсем не обязательно, считает он, построение новой архитектуры полностью поручать подрядчику. Он может отвечать за техническую архитектуру, а инфраструктуру бизнес-процессов должны разрабатывать собственные специалисты заказчика, хорошо знающие бизнес банка. При подборе проектной команды нелегко найти готовых специалистов, знающих SOA-продукты, и ВТБ, например, это не удалось. Выяснилось, что обучить — существенно дешевле, поскольку современные интеграционные платформы представляют собой настолько высокоуровневые разработки, что для их освоения не требуется много времени.

С приходом сервисно-ориентированного подхода, отметили участники форума, в построении ИС наступила новая эра — конструирования по принципу “лего”. Но, как известно, в мире всё развивается по спирали. Еще недавно большой популярностью пользовалась концепция консолидации на базе ERP-системы, а сейчас идеология SOA предлагает собрать ИС из отдельных компонентов. Не исключено, что через некоторое время мы опять вернемся к парадигме монолитного продукта.

Телекоммуникационные услуги для банков

Развитие розничного бизнеса невозможно без расширения филиальной сети и построения телекоммуникационной инфраструктуры. О современных потребностях и тенденциях спроса финансовых организаций в области телекоммуникационного сервиса рассказал Алексей Рубаков, начальник отдела маркетинга компании “Центральный телеграф”, клиентами которой являются Банк России, Сбербанк, ВТБ, банк “Русский стандарт”, Метробанк и многие другие крупные и средние кредитные учреждения. В настоящее время, сообщил он, банки заинтересованы в таких услугах, как построение корпоративных сетей передачи данных с резервированием, размещение оборудования на технологических площадках оператора, организация call-центров, безлимитный доступ в Интернет на скоростях до 100 Мбит/с. В последнее время все большим спросом пользуются “быстрые решения” по подключению в трехдневный срок офисных телефонов и Интернета в новых подразделениях и предоставлению более выгодных тарифов мобильной и фиксированной связи для сотрудников. При этом клиенты хотят использовать как существующие у них ресурсы (АТС, кабельные сети), так и новые технические средства. Востребованы решения под ключ, поскольку в финансовых институтах зачастую отсутствуют специалисты, знакомые с новейшими сетевыми технологиями (такими, например, как SSv5 или IP PBX). По той же причине банки стали обращаться к операторам связи и по поводу постановки (формализации) задач в области телекоммуникаций, поскольку сами не всегда могут сделать это с учетом современных технических решений и возможностей. В последнее время многие розничные банки, работающие с крупными операторами связи, проявляют интерес к имеющейся у тех клиентской базе (а это сотни тысяч частных лиц, сотни и тысячи организаций). Использование ее дает возможность интерактивного взаимодействия с массовым потребителем, прежде всего в целях маркетинга, а также продвижения финансовых услуг, в частности кредитования.

Сегодня очевидно, считает Алексей Рубаков, что банкам выгоднее использовать сеть оператора связи (волоконно-оптическую, канальное оборудование), чем строить свою, поскольку это связано не только с большими капитальными вложениями, но и с модернизацией и обслуживанием сетей. Провайдеры же связи, со своей стороны, предлагают всё новые инфраструктурные возможности, такие как беспроводная связь, расширение каналов передачи данных до 10 Гбит/с, перевод услуг на IP-транспорт и развитие сервисов Triple Play, в том числе передача видеоданных в реальном времени.

Выбор оператора связи для банка должен определяться наличием у того распределенной инфраструктуры для подключения удаленных офисов, возможностью инвестировать собственные средства в создание сетей для заказчика, а также наработанным опытом по предоставлению услуг финансовым организациям. При этом инфраструктура должна быть специализированной для разных целей: SDH, PON — для телефонных сетей, MetroEthernet 10 Гбит/с — для передачи данных, “темное волокно” — для специализированных задач, беспроводная связь стандарта GSM и пр. Кроме того, необходимо, чтобы оборудование сети было отказоустойчивым и чтобы его модернизация производилась за счет оператора.

Среди других тем, обсуждавшихся на форуме, — оценка эффективности инвестиций при развертывании ИС, ИТ-безопасность и современные методы противодействия фишингу, обеспечение конкурентных преимуществ за счет использования BI-средств, спутниковые технологии как решение проблемы “последней мили”. Управляющий партнер компании “Неофлекс” Олег Баранов рассказал о подходах к построению хранилища данных и сложившейся методике управления такими проектами. МДМ-банк представил рассчитанную на три года программу кардинальной трансформации сложившегося ИТ-ландшафта, предусматривающую внедрение более десятка новых промышленных решений, которые придут на смену существующим ИТ-платформам. Форум продемонстрировал, что эволюционный путь развития для многих финансовых институтов близок к завершению, и сегодня они хотят расти значительно агрессивней, следуя наработанным мировым практикам, особенно в области массового, розничного обслуживания.