Прошедший 2007 год стал весьма знаменательным, может быть, даже переломным в развитии рынка средств бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). Зримым воплощением этого стало радикальное изменение расстановки сил на мировой арене: в результате приобретений традиционных BI-поставщиков и развития собственных технологий в лидеры вышли мегавендоры, производители платформенного ПО. По единодушному мнению ведущих аналитиков (IDC, Gartner, Forrester), группа лидеров такова (в алфавитном порядке): IBM, Oracle, SAP и SAS, а также быстро догоняющая их Microsoft. Нетрудно увидеть, что в этом списке есть лишь одно исключение — SAS, единственная специализированная компания.

Однако кроме перестановки сил серьезные изменения произошли и в содержательном понимании задач бизнес-аналитики и соответствующих инструментальных средств. В целом определение целевого назначения BI остается прежним — поддержка принятия решений на основе фактических данных (преимущественно численных, накопленных в информационных системах пользователей). В то же время очевидно, что развитие BI-средств связано с расширением использования “продвинутой”, предсказательной аналитики -- глубинного интеллектуального анализа данных, прогнозирования и оптимизации принятия решений (см. рисунок). В результате как раз в 2007-м тематика бизнес-аналитики заметно сместилась в сторону так называемого управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM).

Хотя считается, что концепция ВРМ используется в мире уже несколько лет, это понятие в нашей стране начало широко применяться только в последний год. При этом надо признаться: что реально подразумевается под данным термином, далеко не всегда могут четко объяснить даже те, кто использует его в своих выступлениях или публикациях. Да и слушатели-читатели воспринимают его неоднозначно.

Прежде всего, само название не очень удачное, поскольку его аббревиатура совпадает с другим давно устоявшимся термином — управление бизнес-процессами (Business Process Management). Причем проблема усугубляется тем, что обе сферы применения ИТ часто рассматриваются во взаимосвязи и оба термина приходится применять, например, в одной статье. Именно поэтому довольно часто вместо BPM (Performance) в ход пускаются названия Corporate Performance Management или Enterprise Performance Management.

Далее, совсем не очевидно, что русский перевод с употреблением термина “эффективность” адекватно отражает суть BPM. Некоторые авторы, например, используют словосочетания “управление производительностью” или “управление результативностью”, что имеет несколько иные смысловые оттенки. Не говоря уже о том, что довольно часто возникает встречный вопрос: чем “управление эффективностью бизнеса” отличается от просто “управления бизнесом”?

Вот как понятие “управление эффективностью бизнеса” раскрывает BPM Standards Group:“Это набор интегрированных замкнутых аналитических и управленческих процессов, поддерживаемых соответствующими технологиями и помогающих осуществлять как финансовую, так и оперативную деятельность организации”. Такое определение представляется слишком расплывчатым. Мне кажется, что более точно BPM описывается в Wikipedia: “BPM — это набор процессов, которые помогают организациям оптимизировать выполнение деловых функций. Он предназначен для организации, автоматизации и анализа бизнес-методологий, метрик, процессов и систем, которые направляют деятельность предприятия”.

Так или иначе, но BPM сегодня обычно рассматривается как новое поколение средств бизнес-аналитики, ориентированное на то, чтобы не просто управлять ресурсами компании (финансовыми, людскими, материальными и пр.), а повысить эффективность использования всех этих ресурсов. Представляет интерес и такое определение цели BPM — оценка соответствия объявленной стратегии компании ее реальной деятельности.

Однако тут возникает следующий вопрос: является ли BPM некоторой самостоятельной надстройкой над BI или же BPM включает в себя BI? Например, IDC, говоря о рынке Business Analytics (см. PC Week/RE, 41/2007), выделяет в качестве одной из двух ключевых категорий средства управления эффективностью (BPM), которые, в свою очередь, включают в том числе инструменты бизнес-анализа (BI) и средства управления стратегией и финансовой эффективностью, – т. е. BI входит в состав BPM).

В то же время Gartner, определяя BI как набор технологий для улучшения принятия бизнес-решений на основе фактических данных, рассматривает BPM как отдельный компонент, работающий на базе BI и нацеленный на управление бизнес-процессами, включая задачи планирования, консолидации и моделирования. Путаница тем более усиливается, что многие ИТ-компании в своей терминологии придерживаются совсем иного подходы, говоря, например, о том, что их BPM-средства входят в состав BI-платформ.

Однако вернемся к Wikipedia, которая так описывает возможности BPM:

  • BPM включает консолидацию данных из различных источников, формирование запросов и анализ данных, а также механизмы применения полученных результатов в практику работы организации;
  • BPM повышает эффективность процессов за счет использования схем обратной связи. Постоянный мониторинг ситуации в режиме реального времени позволяет оперативно выявлять и оценивать проблемы до того, как они достигнут критических размеров. Методы прогнозирования BPM помогают компаниям предпринять правильные действия в нужный момент, чтобы предотвратить падение прибыльности. Прогнозы характеризуются высоким уровнем предсказания, в том числе с использованием сценариев “что, если”. BPM могут быть полезными при оценках рисков и предсказаниях последствий сценариев, связанных со слиянием и поглощением бизнеса, при выработке планов по преодолению потенциальных проблем;
  • BPM предоставляет ключевые индикаторы производительности (Key Performance Indicators, KPI), которые помогают компаниям отслеживать эффективность проектов и работы сотрудников в контексте сформулированных стратегических задач.

Такое описание, конечно, вносит ясность в вопрос о сущности BPM. Правда, возникает другой вопрос: нужно ли BPM-средства относить к категории BI или правильнее их связывать с решением ERP-задач? Но он носит уже больше сугубо теоретический характер. С практической же точки зрения ситуация вполне понятна: в целом речь идет о более высоком уровне использования методов анализа и прогнозирования повседневной управленческой деятельности. Отметим и другой важный момент: как раз сегодня в жизненном цикле BPM-технологий наступает этап развития, когда технологии и методы, ранее используемые лишь “элитарным” кругом заказчиков, становятся востребованными и доступными (это две стороны одного процесса развития) массовому потребителю.

Подрбно результаты опроса изложены в статье: www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=106587