Несмотря на угрозу экономического спада, компании тратят всё больше денег на ИТ и расширяют полномочия своих менеджеров по информатизации. По данным исследования Gartner 2008 CIO Agenda, в текущем году предприятия всего мира израсходуют на ИТ на 3,3% больше, чем годом ранее. Это несколько выше показателя 2007 г., когда прирост составил 3%. При этом в США рост составит 3,3%, в Европе -- 3%, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе -- 4,5%. Исследование было проведено по результатам опроса 1500 ИТ-руководителей из 33 стран мира, которые работают в 23 различных отраслях.

Увеличению расходов не мешает даже то, что 68% респондентов обеспокоено возможностью экономического спада. Аналитик Марк Мак-Дональд, руководитель данного исследования, отчасти объяснил это тем, что бизнес хочет повысить значимость информационных технологий и их роль. С другой стороны, считает он, увеличение инвестиций необходимо из-за инфляции и растущих эксплуатационных расходов.

Несмотря на тревожные новости с Уолл-стрит, ИТ-менеджеры продолжают концентрировать свое внимание на расширении клиентской базы и развитии новых направлений бизнеса. Исследование Gartner показало, что в тройку высших приоритетов на сегодняшний день входит совершенствование бизнес-процессов, привлечение и удержание новых клиентов, а также создание новой продукции и услуг (в 2007 г. этот аспект занимал лишь 10-е место). Снижение корпоративных расходов оказалось на пятом месте. Что же касается технических приоритетов, то здесь наибольший интерес у ИТ-менеджеров вызывают программы бизнес-анализа, корпоративные приложения (например, системы ERP и CRM), а также серверные технологии и средства хранения данных. Около 25% респондентов уже начали впервые вкладывать деньги в Web 2.0. А это -- явное свидетельство перехода таких технологий из экспериментальной стадии к этапу внедрения.

“Сегодняшние тенденции обусловлены скорее внешними, чем внутренними причинами, -- считает Мак-Дональд. -- Когда экономика находится не в блестящем состоянии, предприятиям еще важнее выделиться на общем фоне за счет информации и технологий. Мы обнаружили, что чем тяжелее экономические условия, тем выше потребность в изменениях, поскольку прежние методы перестают работать. Кто, скажите на милость, станет урезать бюджет ИТ, когда всё острее ощущается необходимость изменений, просто немыслимых без информационных технологий”.

Мак-Дональд видит еще одну причину, препятствующую сокращению расходов на ИТ: в последнее время эта статья бюджета была довольно скромной. “О той расточительности, которая наблюдалась до 2000 г., все уже давно и думать забыли. В 2004-2008 гг. бюджет ежегодно рос в среднем всего на 2,8%, тогда как с 1998-го по 2001-й -- на целых 12,6%. Так что нынешние 3,3% разве что покрывают инфляцию и рост стоимости жизни”, -- пишет он.

А поскольку информационными технологиями сегодня охвачены практически все сферы деятельности, лучше уж изменить структуру расходов компании, чем рассматривать ИТ в качестве затратных статей. “Контроль над эксплуатационной эффективностью и ИТ-расходами всегда входил в круг обязанностей ИТ-менеджеров, -- продолжает Мак-Дональд. -- Но я бы сильно удивился, если бы доля этих статей в схеме затрат или бюджете вдруг начала снижаться, как это было во времена рецессии 2001--2002 гг.”.

Исследование также показало, что на предприятиях, которые стремятся выделиться за счет эффективного применения информатизации, размеры ИТ-бюджета растут быстрее -- в среднем на 4,9%. Те же, кто следует “общей” стратегии, увеличат его лишь на 3,1%.

Мак-Дональд уверен, что планы на 2008 г. и рост расходов указывают скорее на расширение, чем на снижение роли ИТ-менеджеров в компаниях. Их положение довольно стабильно. Доклад Gartner констатирует, что средний срок пребывания в должности у этой категории руководителей составляет 4 года и 4 месяца, причем 39% из них подчиняются исполнительным директорам, а 23% -- главбухам. Служебные функции более чем половины менеджеров по информатизации выходят за рамки ИТ. “Их роль расширяется, -- заключает Мак-Дональд. -- Они начинают курировать логистику и цепочки поставок, в их подчинение передаются центры контактов с клиентами. Если бы я собирался изменить структуру расходов компании и при этом занимал пост директора по информационным технологиям, то не стал бы ограничиваться чисто техническими вопросами и тем самым внес больший вклад в развитие предприятия”.