В конце января Мининформсвязи оповестило широкую общественность о том, что первые российские школы получили базовый пакет лицензионного программного обеспечения, внедряемого этим ведомством в рамках приоритетного национального проекта “Образование”.

Для тех, кто отслеживает тему легализации школьного ПО, данная информация неожиданностью не стала. По сути министерство сообщило, что программа по пресечению вынужденного пиратства в образовательных учреждениях реализуется в четком соответствии с намеченными ранее планами и с соблюдением установленных сроков.

Правда любители точных цифр смогли узнать, что из 2,7 млрд. руб., выделенных из федерального бюджета, порядка 700 млн. уйдет на обеспечение функционирования службы поддержки пользователей, а около 2 млрд. — на приобретение лицензий и на обеспечение обновлений закупленных программ. То есть в пересчете на одну школу стоимость пакета ПО составит примерно 30 тыс. руб., или 2 тыс. на один компьютер. Перечень же программных продуктов, список их поставщиков и трехлетний срок действия лицензии были известны еще с конца прошлого года.

Вместе с тем в сообщении Мининформсвязи содержится довольно интересное заявление: “Следующим шагом на пути легализации ПО для школ будет программа по переходу на использование отечественного пакета свободного программного обеспечения. В 2007 г. этот пакет был разработан отечественными производителями, а в 2008-м он будет апробирован в пилотных регионах — Томской области, Пермском крае и Республике Татарстан. До конца 2009 г. пакет свободного программного обеспечения будет установлен на всех школьных компьютерах как альтернатива коммерческому ПО. Таким образом, по истечении трех лет школы смогут сделать выбор: использовать платные лицензионные программные продукты, приобретая их за свой счет, или перейти на бесплатное отечественное свободное ПО”.

Теперь, пожалуй, есть все основания полагать, что неопределенность в вопросе о том, кто же будет платить за продление лицензии через три года, практически исчезла, и уже принято окончательное решение не поддерживать внедряемое сейчас коммерческое ПО на федеральном уровне, переложив финансовое бремя на плечи местных чиновников. Но тогда будущее российского компьютерного образования становится весьма туманным.

Зайдя на специально созданный портал “Первая ПОмощь 1.0” (shkola.edu.ru), мы легко можем убедиться, что пакет лицензионного ПО представляет собой три операционные системы Windows разных версий и набор ориентированных на них популярных программных продуктов различных компаний. Что касается пакета свободного ПО, то он, разумеется, будет включать в себя программы, написанные под Linux.

Проникновение свободного ПО сейчас в России не превышает 1%. И хотя при эволюционном развитии рынка эта цифра наверняка когда-нибудь приблизится к европейскому пятидесятипроцентному показателю, в обозримом будущем обучать детей только работе с Linux — форменное безумие. Они просто не смогут без дополнительной переподготовки найти нормальную работу — отечественный бизнес завязан на Windows. Но если продление лицензии на коммерческие продукты будет пущено на самотек, то захотят ли местные управленцы тратиться на то, чему есть предлагаемая государством бесплатная замена? И не переродится ли через три года благое, казалось бы, начинание (внедрение альтернативы продуктам Microsoft) в принудительную по своей сути “линуксоизацию” образования?

Вопросы эти сейчас носят сугубо риторический характер. Их просто бессмысленно кому бы то ни было задавать. Рано. Большая часть школ еще и лицензионного-то ПО не видела, не то что свободного. Да и для компаний-разработчиков отечественная образовательная система — пока совершенно новый рынок. Возможно, окажутся правы те из них, кто свято верит в востребованность своих продуктов. Так, директор по маркетингу компании Adobe Systems в России и СНГ Ольга Мананникова убеждена, что сотрудничество с российскими школами тремя годами не ограничится, хотя она пока и не готова сказать, как именно это будет достигнуто.

Есть все основания полагать, что более конкретные идеи уже сейчас есть у Microsoft, однако своими планами эта компания делиться не стала — в российском представительстве от комментариев отказались.

Логично предположить, что ситуация прояснится году эдак в 2010-м, когда в школах одновременно будет доступно и коммерческое, и свободное ПО, а мы сможем сравнить не только сами продукты, но и системы их технической поддержки. Беда только в том, что тогда уже на раздумья и принятие решений останется всего год…

Чтобы напрасно не вводить читателя в заблуждение, отметим, что после консультации с Мининформсвязи выяснилось, что вышеприведенная часть официального сообщения министерства просто была неудачно сформулирована, и ясности в вопросе о будущем лицензирования как не было, так и нет.

Разумеется, это ни в коей мере не снимает поставленных вопросов, а лишь продлевает существующую неопределенность. А задуматься над случайно поднятой проблемой стоило бы уже сейчас. Ведь при самых неблагоприятных для государства сценариях образование может либо полностью бездумно перейти на бесполезный (невостребованный работодателями) Linux, либо снова начнется повсеместное нелегальное использование коммерческого ПО, и мы через три-четыре года вернемся к тому, с чего не так давно начали, вхолостую замкнув пятилетний цикл.