Аналитическая компания Datamonitor выпустила отчет “Trends to Watch 2008: Unified Communications”, в котором рассматриваются основные тенденции развития рынка унифицированных коммуникаций (unified communications) в этом году. Главный вывод таков: хотя в настоящее время унифицированные коммуникации еще не завоевали широкую популярность, социальные и экономические факторы будут способствовать их массовому распространению.

Проблемы, связанные с “зелеными ИТ”, повышением производительности труда сотрудников и замедлением темпов роста экономики, препятствуют инвестициям в некоторые новые технологии, но они же способствуют росту популярности унифицированных коммуникаций, считает Datamonitor. На это есть несколько причин.

Во-первых, спад в экономике повышает интерес к технологии “ПО как услуга”. По прогнозу аналитиков, в этом году не следует ожидать сильного сокращения ИТ-бюджетов. Однако колебания на финансовых рынках скорее всего заставят предприятия пересмотреть ИТ-стратегии. В результате, они станут внедрять программные решения, связанные с реализацией новых технологий, в виде управляемых сервисов. Это позволит им сэкономить на лицензиях и снизить нагрузку на собственное ИТ-подразделение. Рост спроса уже отметили поставщики хостинговых услуг офисной и IP-телефонии, унифицированных коммуникаций и конференцсвязи

Во-вторых, видеоконференции позволяют снизить расходы на командировки и внести вклад в решение проблем охраны окружающей среды. Поднятый прессой шум вокруг “зеленых ИТ” положительно влияет на рынок унифицированных коммуникаций, тем более что поставщики таких технологий всячески рекламируют достоинства своих решений, приводящих к снижению выбросов выхлопных газов, и рекомендуют предприятиям заменить дальние командировки видеоконференциями и снабдить сотрудников средствами унифицированного обмена сообщениями, чтобы дать им возможность работать дома. В продаже есть множество систем видеоконференцсвязи (например, Cisco Telepresence и Microsoft RoundTable), достаточно развитых для того, чтобы составить достойную альтернативу международным совещаниям. Раньше основным препятствием к широкому распространению видеоконференций являлись затраты на покупку решения и его внедрение. Однако теперь на первый план выходят преимущества этой технологии с точки зрения экономии на поездках и защиты окружающей среды, говорится в отчете Datamonitor.

В-третьих, развитие потребительской электроники позитивно влияет на корпоративные средства связи, и предприятия начинают благосклонно относиться к новым методам работы. Интернет-технологии, такие как Skype, оперативный обмен сообщениями (IM) и социальные сети, становятся все более популярными у домашних пользователей, и не только. Изучение спроса показывает, что такие решения начинают играть определенную роль и на предприятиях, которые стараются адаптироваться к последним тенденциям в потребительском сегменте. Если раньше работодатели опасались, что новые технологии будут отвлекать сотрудников от их обязанностей и приведут к снижению производительности труда, то теперь они осознали их преимущества. К тому же сейчас, когда предприятия столкнулись с проблемой замедления роста оборота, на первый план вышли вопросы удерживания заказчиков, а для этого необходимо наладить с ними как можно более тесные связи. Для этого как раз пригодятся новейшие Интернет-технологии, подчеркивает Datamonitor.

В заключение аналитики отметили, что сейчас важным преимуществом унифицированных коммуникаций становится поддержка мобильной работы сотрудников. Ведь такой способ организации труда обеспечивает двойной выигрыш за счет повышения производительности и сокращения расходов на командировки. Понимая это, предприятия увеличивают инвестиции в унифицированные коммуникации. Однако чтобы полностью использовать достоинства этой технологии, необходимо обеспечить на мобильных устройствах такие же возможности связи и доступа к данным, какие имеются на настольных ПК.