11—12 февраля в Москве прошло расширенное заседание коллегии Мининформсвязи России, посвященное итогам работы за 2007 год, задачам на 2008-й и среднесрочную перспективу. В целом отраслевые показатели, приведенные на коллегии, мало отличались от предварительных цифр, которые прозвучали в декабре прошлого года (см. PC Week/RE, № 48/2007). Общий объем сектора ИКТ за 2007 г. составил 1500 млрд. руб., что на 25,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (отметим, что в 2006-м рост ИКТ составил 20%). В том числе от реализации услуг электросвязи получено 983 млрд. руб. (рост на 25,8%), от услуг почтовой связи 67 млрд. руб. (рост на 24,8%), от информационных технологий 450 млрд. руб., что на 24,5% выше по сравнению с 2006 г.

По словам Леонида Реймана, министра информационных технологий и связи РФ, рост доходов во многом обусловлен привлечением отечественных инвестиций в развитие средств связи: российские капиталовложения в основной капитал за 2007 г. составляют 206 млрд. руб., что на 20,8% больше по сравнению с 2006-м. Иностранные инвестиции увеличились на 5% и достигли 130 млн. руб.

Показатели развития ИКТ-инфраструктуры

В стране проводились работы по модернизации телекоммуникационной сети, а также ввод в эксплуатацию coвременных цифpовых АТС, кaбeльных и pадиopeлeйных линий связи. Введено в действие 110 тыс. км кабельных и радиорелейных магистралей, 4 млн. телефонных номеров, 230 тыс. каналов междугородных и международных (МГ/МН) телефонных станций. Это позволило увеличить телефонную плотность фиксированной связи на 0,9 пункта -- до 32 аппаратов на 100 человек.

В 2007 г. уровень цифровизации первичной сети увеличился на 0,2 пункта и составил 99,5%, местной сети -- на 2,3 пункта, до 68%.

Количество абонентских устройств, пoдключeнных к сетям подвижной связи, в минувшем году составило 180 млн., т. е. на одного жителя приходится более одного мобильного телефона с активной SIM-картой. Доля населения Российской Федерации, имеющего не менее одной активной SIM-карты, составляет более 75%. Рынок услуг сотовой связи вступает в новый этап своего развития, обусловленный началом внедрения сетей третьего поколения (3G).

В 2007 г. количество интернет-пользователей составило порядка 35 млн. человек, что почти на 40% выше соответствующего периода предшествующего года. Общее количество ПК составило 31,2 млн. шт. (рост -- 36%). Количество домохозяйств, использующих широкополосные подключения к сети Интернет, в 2007 г. выросло более чем на 50% по сравнению с предыдущим годом и составило 4,8 млн.

В 2007 г. была продолжена работа по телефонизации всех населенных пунктов страны (см. PC Week/RE, № 2/2008) и закончено проведение конкурсов на право оказания универсальных услуг связи. В нетeлeфoнизированных населенных пунктах устанавливаются таксофоны универсального обслуживания, а в поселениях с численностью жителей от 500 человек помимо этого организуются пункты коллективного доступа (ПКД) в Интернет.

Основная задача в этом направлении сформулирована Президентом РФ Владимиром Путиным следующим образом: к концу 2008 г. в стране не должно остаться ни одного нетелефонизированного населенного пункта. Фактически именно этот проект в PR-плане Мининформсвязи станет главной “фишкой” текущего года, придя на смену широко разрекламированной интернетизации школ.

Сегодня в рамках программы универсального обслуживания установлено почти 75 тыс. таксофонов и около 17 тыс. ПКД. Всего в стране должно быть внедрено 145 тыс. таксофонов и около 30 тыс. пунктов коллективного доступа в Интернет. Сейчас вместо одной трети населенных пунктов, как было несколько лет назад, лишь 8% сел и деревень страны не имеют телефонной связи.

Правительством принято подготовленное Мининформсвязи постановление № 815, в котором впервые вводится требование к скорости доступа в Интернет в ПКД: с 1 июля она должна составлять не менее 256 кбит/с.

Планы ИКТ-отрасли

В 2008 г. планируется получить доходов от основной деятельности отрасли связи с учетом новых операторов в сумме 1301,8 млрд. руб. (рост относительно предыдущего года 24%). Объем рынка информационных технологий составит 580 млрд. руб. (рост по отношению к предыдущему году 28,9%). На реализацию инвестиционных задач предполагается направить около 236,6 млрд. руб. капитальных вложений.

Ожидается дальнейшее развитие местной телефонной связи, цифровой магистральной и внутризоновой первичных сетей. Прирост протяженности МГ/МН-каналов по всем операторам связи составит 12 700 млн. канало-километров, прирост основных телефонных аппаратов составит 1 млн. шт.

В 2008 г. предполагается ввести в эксплуатацию 4,6 млн. номеров фиксированной телефонной связи, около 20 млн. номеров подвижной телефонной связи, около 150 тыс. км кабельных и радиорелейных линий. Объем интернет-трафика, по словам г-на Реймана, предположительно вырастет в два раза. В 2008-м должна быть завершена телефонизация всех населенных пунктов страны в рамках программы универсального обслуживания.

Реализация стратегии развития информационного общества, по словам министра, позволит России к 2015 г. войти в двадцатку лидеров глобального информационного общества. В настоящее время РФ занимает 52-е место в международных рейтингах.

Проблемы остаются

Нынешняя коллегия отличалась от многих предыдущих отсутствием каких-либо дискуссионных моментов и обсуждения реальных проблем. Ничего не говорилось на пленарном заседании коллегии о стратегии и основных тенденциях развития отечественного телекоммуникационного рынка, об инвестиционных приоритетах.

Совершенно недостаточно внимания было уделено перспективным телекоммуникационным направлениям, в частности созданию сетей следующего поколения (обозначающая их аббревиатура NGN вообще ни разу не прозвучала в докладе министра), а также новым сервисам. И это при том, что многие предприятия отрасли уже оказывают комплексные пакетные услуги Triple Play.

Фактически в докладе министра по-прежнему преобладал чисто “телефонистский” подход к развитию сетей — в отчетах представлены емкости АТС, количество каналов МГ/МН-связи, планы цифровизации телефонных сетей. А пути перехода к конвергентным сетям сегодня никого в руководстве Миниформсвязи не волнуют?

Кроме того, на мой взгляд, ИКТ-регулятор страны должен сообщать не только о состоянии сетей связи общего пользования, но и о масштабах корпоративного сектора. Но никакой информации о развитии ведомственных и корпоративных сетей связи (ВКСС) в выступлениях официальных лиц приведено не было.

Нет ответа и на вопросы о перспективах создания и использования отечественного оборудования в инфокоммуникационных сетях страны. Способствуют ли приоритетные национальные проекты и федеральные целевые программы росту отечественной индустрии телекоммуникаций? Что делает Мининформсвязи для развития собственного производства микроэлектронных компонентов и оборудования связи в стране? Остается открытым вопрос о том, как складываются отношения Мининформсвязи и Роспрома и почему на расширенной коллегии отрасли не выступали представители промышленности средств связи страны.

Непонятно и отношение руководства Мининформсвязи к отраслевой науке. С одной стороны, г-н Рейман радеет о выделении средств на создание новых технопарков, с другой — большинство действующий научных учреждений отрасли влачат жалкое существование. Достаточно посмотреть, в каком состоянии находится научно-исследовательская часть МТУСИ, лаборатории которого возглавляли многие выдающиеся ученые-связисты страны.

ИТ-бизнес ждет перемен

А какие недостатки в работе отраслевого министерства видят представители ИКТ-бизнеса? Об этом можно судить по докладу комиссии по телекоммуникациям и информационным технологиям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

По мнению РСПП, одно из серьезных препятствий для бизнеса — неэффективные условия импорта ИТ и действующая система налогообложения ИТ-сектора. Государство не обеспечивает контроль за соблюдением таможенных правил и налогового законодательства, в результате чего подавляющая часть российского ИТ-импорта осуществляется по “серым” схемам.

Недоплата НДС и пошлин, по мнению представителей РСПП, ведет к тому, что “серые” ИТ-продукты зачастую предлагаются на рынке по ценам на 30–35% ниже, чем могут себе позволить компании, в полной мере оплачивающие все пошлины и налоги. В результате все российские и работающие в России зарубежные ИТ-фирмы вынуждены играть по правилам, с которыми многие из них не согласны, но которым они не могут не следовать.

Решением вопроса может быть только последовательное и жесткое исполнение требований законодательства в области импорта и налогообложения государством, что должно привести к полной невозможности “серого” импорта ИТ-продукции.

Две другие проблемы развития конкурентоспособности российского ИТ-сектора, также ведущие к ухудшению финансового положения и характеристик уровня корпоративного управления и привлекательности российского ИТ-сектора в глазах глобальных инвесторов, связаны с неадекватным налогообложением ИТ-компаний в части социальных налогов и с коррупцией при поставках ИТ. Существующий уровень социальных отчислений, единый для всех отраслей, делает ИТ-сектор с высокой долей затрат труда неконкурентным по сравнению с компаниями в других странах. Поэтому российские ИТ-фирмы вынуждены использовать “серые” зарплатные схемы, что искажает финансовую отчетность и делает их непрозрачными для глобальных инвесторов.

По данным комиссии РСПП, российский рынок ИТ-поставок основывается на “откатах”, достигающих 10—15%, а в отдельных случаях и 20—30% стоимости контракта. Соответственно искажается вся финансовая отчетность, а уровень прибыльности операций российских ИТ-предприятий (например, по показателю EBITDA-margin) существенно уступает зарубежным, что делает их непривлекательными (а при выяснении причин таких отклонений — и неприемлемыми) для глобальных инвесторов.

В комиссии РСПП считают, что первая проблема из названных двух может быть решена путем введения льготной ставки для ИТ-компаний, доля которых в формировании социальных фондов сегодня и в перспективе на три-пять лет невелика, а потому такое снижение существенно не скажется на формировании социального бюджета.

Решение второй проблемы в РСПП видят в более жестком контроле со стороны государства за контрактами на поставки ИТ-продукции, которые заключаются его органами, а также крупными компаниями с существенной долей государственного участия, во многом формирующими рынок ИТ.

Это явно не новые претензии ИКТ-бизнеса, они хорошо известны в “верхах”, но их решение затягивается. А ведь Мининформсвязи давным-давно могло бы способствовать ликвидации таких проблем.