Корпорация IBM опубликовала результаты глобального исследования, свидетельствующие о том, что предприятия банковской отрасли планируют в течение ближайших пяти лет осваивать новые, в особенности развивающиеся рынки для расширения и повышения эффективности бизнеса, однако к реализации этих возможностей они не готовы.

Как отмечается в отчете “No Bank is an Island: Get Global Before Globalization Gets You” (“Банк — не остров: необходимо осваивать глобальные рынки, чтобы не стать жертвой глобализации”), 69% руководителей из банковской отрасли признают, что их компании не ведут свой бизнес как глобально интегрированные предприятия. Поэтому лишь немногие из них готовы эффективно работать за пределами своих национальных рынков или успешно конкурировать на ключевых развивающихся рынках, таких как Китай, Южная Корея, Индия, Ирландия и Турция, для которых характерен стремительный рост спроса на новые банковские продукты и услуги.

“По прогнозам, к 2025 г. глобальная финансовая система вырастет в четыре раза (до 1300 трлн. долл.), — отметил Шанкер Рамамурти, руководитель по глобальным исследованиям банковских и финансовых рынков (служба IBM Global Business Services). — Влияние глобализации ощущают банки любого масштаба, поскольку расширяющиеся процессы международных слияний и поглощений, а также растущее количество таких участников рынка, как небанковские учреждения и поставщики онлайновых и мобильных банковских услуг, приводят к усилению конкуренции. Мы полагаем, что специализированные банки, сотрудничающие с другими компаниями в своей отрасли и за ее пределами ради удовлетворения специфических потребностей клиентов на различных рынках, будут иметь наилучшие возможности для расширения бизнеса”.

В рамках глобального исследования, проведенного институтом IBM Institute for Business Value в сотрудничестве с организацией Economist Intelligence Unit, было опрошено более 630 отраслевых руководителей из 89 стран с целью опредить влияние глобализации на банковскую отрасль. Основные результаты исследования показали вот что: 1)

75% банковских руководителей полагают, что самыми подготовленными к глобализации являются универсальные банки, однако у специализированных банков есть преимущества в наиболее активно развивающихся отраслевых сегментах. На вопрос о том, какие преимущества способен обеспечить специализированным учреждениям рост прибылей акционеров в будущем, опрошенные в первую очередь указали организационную гибкость, знание потребностей клиентов, согласованное предоставление услуг и превосходное обслуживание. Именно эти факторы позволяют специализированным банкам лучше понимать своих клиентов и оперативно выходить на рынок. Универсальные банки, по мнению респондентов, имеют преимущества в таких областях, как управление рисками и финансирование; 2)

сотрудничество предоставит банкам стратегические возможности, необходимые для расширения бизнеса и повышения его эффективности. Более половины респондентов указали, что в течение ближайших пяти лет их банк будет пытаться налаживать стратегические взаимоотношения с поставщиками услуг и решений за пределами банковской отрасли. Что удивительно, более 40% респондентов заявили о том, что они будут пытаться более тесно сотрудничать со своими традиционными конкурентами (другими банками). На вопрос о том, какие возможности они надеются получить благодаря налаживанию подобных взаимоотношений, многие из них ответили, что планируют повысить эффективность своих корпоративных процессов и взаимодействий с клиентами в таких областях, как продажи (38%), разработка стратегий и планирование (32%), а также управление рисками (28%); 3)

банки испытывают значительные трудности, пытаясь обеспечивать соответствие своих приоритетов в области предоставления сервисов потребностям клиентов, которые, как показало исследование, считают согласованность, предлагаемые рекомендации и удобство предлагаемых услуг важнейшими характеристиками качества обслуживания и в поисках его обращаются к поставщикам, специализирующимся на оказании онлайновых и мобильных финансовых услуг. Примерно 30% респондентов отметили, что рассматривают такие компании как угрозу своему бизнесу.

Проведенный в рамках данного исследования анализ позволил рекомендовать ряд мер, которые помогут банкам более эффективно использовать возможности глобализации:

  • стремиться выделиться среди конкурентов, используя свои сильные стороны и выбирая оптимальные стратегии с учетом меняющейся природы финансового бизнеса в различных частях мира;
  • развивать специализацию и компетенции, нацеленные на обеспечение потребностей ключевых сегментов потребителей, внедрять инновации для их завоевания;
  • обеспечивать глобальную интеграцию своих возможностей;
  • поднимать организационную культуру, привлекая на свою сторону людей с учетом их культурных особенностей.