Комбинированные технологии упрощают жизнь пользователей и облегчают доступ к данным

В ставшей классической рекламе орехового масла Reese обыгрывается конфликт между любителем шоколада и ценителем орехового масла. Они обвиняют друг друга: “Ты добавил шоколад в мое ореховое масло!”, “Ты подмешал ореховое масло в мой шоколад!”.

Но не только в кулинарии можно смешать две вещи и получить нечто такое, что не будет простой суммой компонентов. Подобные примеры встречаются и в мире ИТ, где схожие, но явно различные технологии объединяются для решения более широкого круга задач, которые не под силу каждой технологии в отдельности.

Сейчас все чаще применяется одно из “блюд” такого рода, сочетающее технологии корпоративного поиска (Enterprise Search) и инструменты бизнес-анализа (Business Intelligence, BI). Здесь мы имеем две технологии, предназначенные для нахождения нужных данных и их анализа. Однако каждая из них имеет дело с информацией своего типа и использует принципиально разные подходы для ее поиска.

Большинство инструментов BI не предназначено для индексирования неструктурированных данных и построения запросов к ним, например к веб-сайтам и хранилищам документов. Технологии поиска, в свою очередь, хотя и охватывают более широкий круг источников информации, выдают не точные результаты, а несколько возможных вариантов ответа.

Другое ключевое свойство средств поиска — простота использования. Даже новичок может быстро научиться применять типичный поисковый механизм для нахождения информации. Инструменты BI, напротив, обрабатывают сложные и очень четко сформулированные запросы, выдавая точные и полные наборы данных и отчеты. Именно поэтому BI-приложения отличаются высокой сложностью. Эффективно применять их может только бизнес-аналитик или специально подготовленный специалист.

Но при этом несмотря на все различия и BI, и поиск в конечном итоге служат для нахождения нужной информации. Если добиться их эффективного взаимодействия, можно получить систему поиска информации с гораздо более широкими возможностями.

Например, поисковая система, предоставляя удобный интерфейс, понятный любому человеку, может снизить высоту барьера, который необходимо преодолеть, чтобы воспользоваться BI. А с помощью инструментов BI в результаты поиска можно включить важные для бизнеса структурированные данные, такие как сводки о продажах. Сочетание двух указанных подходов способно помочь пользователям найти ответы на все жизненно важные вопросы, стоящие перед предприятиями.

Чтобы познакомиться с нынешним состоянием технологий корпоративного поиска и BI и узнать мнение участников рынка о проблеме их интеграции, еженедельник eWeek обратился к представителям трех работающих в данной области компаний: лидеру в области Web-поиска Google, производителю средств корпоративного поиска и управления информацией FAST и поставщику BI-решений Cognos.

Говоря о нынешнем состоянии в области интеграции инструментов BI и поиска, а также о движущих силах этого процесса, представители всех трех компаний согласились, что технологии BI необходимо распространять как на структурированные, так и на неструктурированные данные. Но у каждого оказалось свое видение пути, по которому пойдет эта интеграция.

Вице-президент FAST по рыночной стратегии Дейвор Питер Сутия считает, что движущей силой объединения средств BI и поиска является потребность во “всепроникающей бизнес-аналитике”: “Под ней понимается применение достаточно мощных, но в то же время простых в использовании инструментов, позволяющих лицам, принимающим решения, какую бы должность на предприятии они ни занимали, обращаться к информации, хранящейся в поисковом индексе”.

Поисковому индексу и его характеристикам, особенно касающимся извлечения и категоризации данных, представитель компании FAST уделил особое внимание. “Мы считаем, что конвергенция инструментов поиска и BI не должна сводиться лишь к поиску отчетов, которые готовятся с помощью платформы BI, — заявил Сутия. — Происходит конвергенция на более глубоком уровне, подразумевающая специальную аналитическую обработку неструктурированной информации с целью извлечения данных и их последующей категоризации”.

Ведущий менеджер Google по средствам корпоративного поиска Нитин Мангтани обратил наше внимание на расширение доступности инструментов BI при использовании интерфейса поискового механизма. По его словам, цель Google -- сделать технологии BI продуктом массового применения: “Один из недостатков средств BI заключается в том, что ими может пользоваться ограниченное число людей. Очень немногие понимают, как следует применять инструменты BI и получать с их помощью отчеты”.

Вице-президент Cognos по маркетингу Леа Мак-Миллан согласилась с тем, что необходимо облегчить использование бизнес-аналитики, предоставив удобный доступ к данным, контролируемым BI-системами. Как она выразилась, “…пользователи ожидают, что применять BI-решения будет столь же просто, как Google, Yahoo или любую другую известную им поисковую службу. Но до сих пор у них не было возможности вести поиск в массивах структурированного контента”.

Сутия, Мангтани и Мак-Миллан рассказали также о решениях, предлагаемых в настоящее время их компаниями и призванных упростить интеграцию инструментов поиска и BI. платформы Web-интерфейсом и упрощают их интеграцию со средствами поиска

Интеграция механизмов BI и поиска: с чего начать

Ниже приводятся вопросы, которые желательно задать поставщикам перед покупкой их решений.
  • Соответствие продукта квалификации работающей с ним аудитории. Требуется ли, чтобы пользователи обладали специальной подготовкой и определенными навыками для доступа к информации, или продукт смогут быстро освоить и новички?
  • Интеграция результатов. Когда инструмент выдает результаты, то они выводятся отдельно для поиска и для BI или представлены в виде единого документа?
  • Подключение к другим системам. Готов ли механизм поиска для интеграции в системы BI?
  • Представление результатов работы BI. Можно ли получить доступ к системе BI через Web-интерфейс? Если нет, то какой механизм применяется для генерации отчетов и вывода структурированных данных, обнаруженных с помощью интегрированных инструментов поиска?

Источник: eWeek Labs.

Главный продукт Google такого рода – OneBox. Это программно-аппаратное решение для организации корпоративного поиска. OneBox можно подключать непосредственно к системам BI и находить там нужную информацию в реальном времени в рамках стандартного интерфейса Google.

Сутия сообщил о платформе компании FAST под названием Radar, представляющей собой BI-портал, который использует атрибуты поискового индекса и особое внимание уделяет повышению качества данных.

Не удивительно, что Cognos заключила с обоими упомянутыми производителями поисковых систем (а также со многими другими) соглашения об интеграции продуктов. Но помимо этого в последнем релизе продукта Cognos 8 она заметно упростила работу инструментов BI в среде Web и усовершенствовала возможности поиска. Новая версия позволяет не выходя из BI-приложений вести поиск по ключевым словам и получать результаты примерно так, как мы привыкли это делать в Google.

Конец бизнес-аналитики, которую мы знали?

Некоторые специалисты задаются вопросом, не приобретут ли когда-нибудь инструменты поиска такие богатые возможности, что необходимость в средствах BI полностью отпадет. Никто из опрошенных не считает, что это действительно произойдет. Но каждый из них высказал собственные соображения относительно того, насколько глубоко может вторгнуться поиск на территорию BI.

Вот что заявил по этому поводу Мангтани: “Нет никаких оснований утверждать, что поисковые механизмы заменят инструменты BI. У последних очень богатые возможности в области подготовки отчетов. Могут ли средства поиска генерировать аналитические отчеты? Ответ отрицательный. Настоящие отчеты способны создавать платформы таких BI-вендоров, как Cognos или Hyperion. Мы просто хотим сделать интерфейс поисковой системы универсальным и пригодным для работы с информацией любого рода”.

Сутия поддержал эту мысль: “Не думаю, что в обозримом будущем поиск полностью заменит BI. Корпоративным аналитикам часто бывает необходимо составлять сложные отчеты с использованием инструментов BI. Я считаю, что поисковые механизмы больше подходят для повседневного анализа ситуации и контроля текущей эффективности работы вашей компании. А более сложный анализ, вероятно, останется уделом специалистов”.

В лаборатории eWeek Labs считают, что интеграция средств поиска и BI продолжится. На практике следует ожидать более интенсивного взаимопроникновения функций. У BI-приложений уже сегодня есть инструменты поиска. А в скором времени такие традиционные возможности BI, как инструментальные панели и расширенная аналитика, появятся в платформах корпоративного поиска.

Кроме того, продолжающаяся эволюция Web-технологий будет оказывать влияние на то, как обрабатываются данные системами поиска и BI. Расширяющееся применение решений, учитывающих характер информации (в частности, JSON, JavaScript Object Notation), и стандартов, связанных с появлением семантического Web, значительно увеличивает объем структурированных данных, хранящихся в Интернете.

И если ваша компания еще не приступила к интеграции механизмов поиска и BI, то сейчас самое время начинать. К счастью, почти все основные производители инструментов BI уже сотрудничают практически со всеми крупнейшими компаниями, выпускающими средства корпоративного поиска. А это означает, что вашей организации скорее всего удастся найти такое решение, которое будет способно взаимодействовать с уже используемыми вами продуктами.

Объединив присущие поисковым механизмам открытый доступ и индексирование неструктурированного контента с характерной для инструментов BI точностью обработки запросов к источникам структурированной информации, компании смогут получить гораздо более полное представление об эффективности своей работы.

Или, если перефразировать слова из старой рекламы: поиск и BI — две великие технологии, сочетание которых даст потрясающий результат.

С главным техническим аналитиком Джимом Рапозой можно связаться по адресу: jim.rapoza@ziffdavisenterprise.com.