Прошедший 2007 год был для рынка средств бизнес-анализа (Business Intelligence, BI) весьма бурным: в результате ряда крупных приобретений фактически завершился процесс консолидации этого рынка. После поглощения ведущих специализированных игроков* на первые позиции вышла группа мегавендоров, поставщиков платформенного ПО. Мы постоянно отслеживали события на этом софтверном фронте, в том числе публикуя оценки текущей ситуации и прогнозы ее развития ведущим экспертами — IDC (см. PC Week/RE, № 41/2007) и Forrester (PC Week/RE, № 44/2007). В прошедшем январе свое слово на эту же тему сказала и другая авторитетная компания — Gartner Group, опубликовавшая свой магический квадрант для платформ бизнес-анализа (см. рисунок). Хотя на момент проведения этого исследования две самые крупные сделки еще не были завершены, нынешнюю расстановку сил легко можно представить, заменив на рисунке Cognos на IBM и логически объединив позиции SAP и Business Objects.

В общем-то оценка Gartner не содержит ничего неожиданного и вполне совпадает с мнениями других экспертов: лидирующую группу сейчас составляют IBM (+ Cognos), Microsoft, Oracle, SAP (+ Business Objects), SAS. Если сравнивать данные нынешнего и прошлогоднего квадрантов Gartner, то, конечно, наиболее заметным является усиление позиций Oracle и некоторое продвижение вверх Cognos, что, разумеется, в первую очередь объясняется состоявшимися сделками.

Но если говорить о “естественном” росте бизнеса, то тут нужно прежде всего отметить достижения Microsoft, которая смогла перейти из категории претендентов в группу лидеров и занять первую позицию на оси “способность к реализации”. Стоит обратить внимание и на то, что все эксперты достаточно единодушно относят к ключевым событиям прошедшего года на BI-рынке, наряду со сделками по слиянию, выпуск компанией Microsoft нового пакета PerformancePoint Server 2007 (см. PC Week/RE, № 36/2007).

Однако если мнения IDC, Forrester и Gartner о составе группы лидеров в целом совпадают, то оценки игроков второго уровня уже заметно расходятся. На общее понимание ситуации на рынке эти различия не слишком влияют, но тут нужно обратить внимание на один важный методологический момент. Конечно, эти расхождения объясняются и временем проведения исследования, и разными методами сбора и обработки информации. К тому же возникает вопрос: а что, собственно, эксперты понимают по термином “средства бизнес-анализа”? Ведь на самом деле развитие этого рынка заключается не только в повышении объемов продаж продуктов и в перераспределении позиций игроков. Наверное, наиболее важным и интересным (особенно с точки зрения потребителей) является изменение содержания самого понятия “бизнес-анализ”, которое сегодня всё чаще соседствует или даже заменяется термином “управление эффективностью бизнеса” (business performance management, BPM). На это мы постоянно обращали внимание в последних публикациях на данную тему (см., например, PC Week/RE, № 3/2008). В этой связи интересно посмотреть, что понимает Gartner под платформами бизнес-анализа.

Определение BI-рынка

Под BI-платформой Gartner подразумевает набор средств, позволяющих пользователям создавать решения, которые помогают организациям изучать и понимать свой бизнес. При этом Gartner выделяет 12 основных характеристик BI, распределенных по трем категориям: доставка информации, интеграция и анализ. По мнению авторов отчета, сегодня большинство BI-проектов фокусируется на первой категории задач, но в то же время видно постоянное смещение акцентов в сторону интеграции и анализа данных.

Интеграция

  • BI-инфраструктура. Все инструменты платформы должны использовать общие механизмы обеспечения безопасности, метаданные, средства администрирования, портальной интеграции, объектную модель и движок выполнения запросов.
  • Управление метаданными. Это наиболее важная из двенадцати основных функций. Все инструменты должны не только использовать одни и те же метаданные, но и применять единый подход к поиску, вводу, хранению, повторному использованию и публикации объектов метаданных. Речь идет о таких характеристиках, как размерность, единицы измерения, метрики производительности и состав объектов для отчетности.
  • Разработка приложений. BI-платформа должна предлагать набор программируемых средств (в совокупности с набором средств разработки BI-приложений), которые могут быть интегрированы в бизнес-процесс или включены в другие приложения. Сами BI-приложения должны создаваться с минимальным использованием кодирования, с помощью графического объединения нужных компонентов в режиме пошаговых операций в стиле мастеров. Среда разработки должна поддерживать Web-сервисы, в том числе для выполнения таких общих задач, как планирование, доставка, администрирование и управление.
  • Workflow и сотрудничество. Эти функции позволяют пользователям получать доступ к информации и обсуждать ее между собой через общие публичные ресурсы. В то же время BI-приложения должны обеспечивать управление правами доступа и применять ролевой подход. Часто эти возможности реализуются с помощью порталов или средств workflow.

Доставка информации

  • Отчетность включает возможность создания отформатированных и интерактивных отчетов, а также наличие высокомасштабируемых функций их диспетчеризации и распространения. Кроме того, BI-платформы должны включать большой спектр типов отчетов (например, финансовые, операционные, производственные).
  • Приборные панели. По сути это один из компонентов функционала отчетности, который обеспечивает возможность публикации информации в удобном для человека виде, с применением готовых графических объектов пользовательского интерфейса. В расширенном варианте эти средства должны выполнять сравнение различных данных, а также представлять сведения в реальном времени.
  • Нерегламентированные запросы. Здесь имеется в виду способность самостоятельного формирования пользователями нестандартных отчетов без обращения к помощи ИТ-служб. Для этого BI-инструменты должны включать семантический слой, который позволял бы пользователям получать доступ к нужным ресурсам с применением механизмов управления запросами.
  • Интеграция с MS Office. Весьма примечательно, что тут Gartner в качестве критерия использует средство конкретного поставщика, признавая таким образом важную роль офисного пакета Microsoft (и прежде всего приложения Excel) как BI-клиента. Интеграция подразумевает поддержку форматов документов, возможность использования механизмов формул, обновления данных и сводных таблиц. Расширенные средства включают также возможности блокировки ячеек электронных таблиц и обратную запись результатов.

Анализ

  • OLAP. С помощью этих средств конечные пользователи могут анализировать данные в максимально быстром режиме выполнения запросов и вычислений в стиле “slicing and dicing” (квантование и нарезание). Реализация этих функций достигается за счет применения к организации хранения информации разных архитектурных подходов, в том числе реляционного, многомерного и оперативного (in-memory).
  • Расширенная визуализация. Предлагает возможность отображать различные аспекты анализируемых данных с использованием интерактивных изображений и графиков вместо колонок и столбцов. Здесь также имеется в виду способность получать более детальную информацию об объектах исследования, в том числе с привязкой к бизнес-процессам.
  • Прогнозное моделирование и извлечение данных. Эти функции позволяют организациям классифицировать различные категории информации и оценивать возможные изменения характеристик в будущем с помощью разных математических методов.
  • Карты показателей (Scorecards). Данный механизм дает возможность представить информацию в виде общей стратегической схемы, связывающей ключевые параметры производительности (KPI, key performance indicators) с бизнес-целями предприятия, что позволяет повысить уровень подотчетности и согласованности действий в рамках всей организации. Здесь используются разные подходы к методологии управления эффективностью, такие как Six Sigma или сбалансированные карты показателей.

Факторы роста BI-рынка

В отчете Gartner не приводятся оценки BI-рынка в абсолютном выражении, но подтверждается данный еще год назад прогноз о том, что рост продаж программных продуктов здесь составит в период с 2006 по 2011 гг. в среднем 8,6%. При этом эксперты компании выделяют несколько факторов, которые будут определять развитие данного сегмента.

Объективным обстоятельством является то, что руководство предприятий ожидает от ИТ реальной помощи в трансформации бизнеса для повышения его конкурентоспособности. В результате ИТ-директора испытывают усиление давления со стороны бизнеса в плане повышения отдачи от инвестиций в ИТ. Внедрение BI отвечает этим задачам, поскольку может улучшить качество и обоснованность принимаемых решений и повысить эффективность операционной деятельности, пронизывающей всю структуру организации сверху донизу.

Реальному улучшению работы компаний должно помочь использование огромного объема уже накопленной информации, генерируемой бизнес-приложениями, который будет расти. Вооружившись этими сведениями, можно реально улучшить работу компаний. Тем более, что прикладная сфера применения BI постоянно растет: если раньше эти средства использовались в основном при работе с финансами, то сейчас они широко применяются, например, при решении задач CRM и управления цепочками поставок. Важно и то, что использование BI хорошо вписывается в современную систему управления предприятием на базе бизнес-процессов.

На сегодняшний день представление о BI связано главным образом с применением традиционных запросов, отчетностью и OLAP. Но возможности бизнес-анализа могут быть существенно расширены в результате использования панелей инструментов, карт показателей и новых средств визуализации. Развитие технологий (поиск, анализ в режиме in-memory, SOA) и появление новых бизнес-моделей (скажем, SaaS) позволяют упростить внедрение BI-средств и расширить круг их пользователей как за счет менеджеров верхнего звена, так рядовыми сотрудниками. Возможности настроек функционала и пользовательского интерфейса значительно упрощают процесс освоения BI-средств сотрудниками компаний и повышают эффективность применения этих инструментов на рабочих местах.

До недавнего времени BI-поставщики ориентировались преимущественно на работу с крупными заказчиками, но сейчас в зону их интересов входят также малые и средние клиенты. С одной стороны, это объясняется усилением интереса SMB к оптимизации своего бизнеса, а с другой — повышением доступности BI-средств. Последнее происходит во многом благодаря выходу на этот рынок крупных ИТ-компаний, которые смогли снизить ценовую планку предлагаемых решений, а также распространению практики BI-хотстинга.

* Самые крупные BI-сделки 2007 г.: Oracle + Hyperion Solutions, Cognos + Applix, SAP+ Business Objects, IBM + Cognos (последние две официально завершились в начале 2008-го).